Поиск по сайту

Внеурочная воспитательная деятельность сквозь призму ФГОС


Авторcтво: Теплых Татьяна Николаевна, заместитель директора по ВР, учитель музыки АОУ средняя школа №9 г. Долгопрудный


       Современный американский ученый Малкольм Ноулз главной задачей образования определил «производство компетентных людей – людей которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и … чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни». Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Нам необходимо создать условия для проявления и развития различных способностей, специальную систему поддержки талантливых учеников, расширять систему олимпиад, конкурсов, соревнований и т.д.
       Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения является преемником многих идей, реализованных в предшествующих образовательных программах. Несомненными его отличиями являются: особое внимание к освоению образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования. Кроме этого, значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входят привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, добывать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это, в свою очередь, означает возрастание роли внеурочной работы, в рамках которой создаются дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого.
В документах по ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
        Задачи внеурочной деятельности:
 -расширение общекультурного кругозора;
 -формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
 -включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
 -формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
 -участие в общественно значимых делах;
 -помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
 -создание пространства для межличностного и межвозрастного пространства.
Наша задача - создать пространство детства в школе, возможность ребенку сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика – на роль ребенка; подростка – на спортсмена, художника, актера и т.п. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования и внеклассной работы появляется реальная возможность расширить круг общения как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знает о учебных успехах и неудачах.
         Итак, современная школа – это:
 -основное образование представлено сложившейся классно-урочной системой;
 -дополнительное образование – это система творческих объединений по интересам (секции, студии, кружки и т.д.)
 -внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, КТД, развивающей деятельностью за рамками урока - беседами и встречами, культурно- просветительскими проектами, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, конкурсами, фестивалями т.п.) Внеурочная деятельность включает в себя также внеурочные учебные занятия. К ним относятся занятия по элективным программам, факультативные занятия, индивидуальные занятия по предмету. Внеурочная внеклассная работа не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания условий для развития разнообразных интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Общешкольные праздники, коллективные дела, социально значимые акции также являются полем их пересечения, т.к. в них принимают самое активное участие члены творческих коллективов и педагогов. Собственно, точное сочетание этих сфер придает образовательному учреждению устойчивость. Приведенная ниже схема помогает увидеть границы внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования, пространства пересечения их друг с другом.
          Наиболее комплексными в организационном и содержательном плане «пограничными сферами» являются общешкольные праздники, конкурсы и смотры. По сути дела, именно праздники являются наиболее точным отражением системы урок- внеурочное мероприятие- занятие в творческом объединении. Внеурочная деятельность и дополнительное образование, являясь содержательными основами пространства детства, создают благоприятные условия для «диалога культур» и «диалога возрастов», т.к. в кружках могут работать ребята разного возраста, учителя и родители.

                     Воспитательная система работы школы в рамках ФГОС.

       Воспитательная система школы имеет следующую структуру:
 -раскрытие личности (1-4 классы);
 -развитие личности (5-8 классы);
 -становление и самоактуализация личности (9-11 классы)
Цель: создать условия для успешной социализации детей и подростков, самореализации и личностного роста
Задачи:
 -расширение культурно-образовательного пространства;
 -совершенствование социально-психологических отношений;
 -развитие форм ученического самоуправления;
 -дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.
Ожидаемые результаты:
 -рост общей активности школьников при проведении школьных дел
 -повышение познавательного интереса у учащихся
 -повышение качества образования школьников
 -повышение результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях
 -осознанный выбор профессии
 -повышение уровня воспитанности, уровня развития коммуникативных навыков, организаторских способностей (укрепление сотрудничества учителей, учащихся и родителей)
 -развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Чем должны руководствоваться мы, учителя, для выполнения этих задач и достижения этих результатов?
Прежде всего, мы должны помнить следующие правила:
         1. Главным есть не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
         2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
         3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
         4. Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
         5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
         6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
         7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем.
         8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
         9. Поощряйте исследовательскую работу учеников.
       10. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Все эти правила касаются всего учебно-воспитательного процесса: основного образования, дополнительного образования и внеурочной внеклассной деятельности.
По словам Герберта Спенсера ( анг. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования – это не знания, а действия».
«Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» ( Л.Н.Толстой).

         


Поделиться: