Поиск по сайту

Инновационные технологии формирования монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи


Авторcтво: Иванова Ольга Сергеевна, учитель-логопед, Лемехова Ольга Владимировна, учитель-логопед ГБДОУ № 43 компенсирующего вида Санкт-Петербурга


Глава I. Теоретическое изучение проблем развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1.1. Определение «связная речь». Монологическая речь.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.
Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Характеристика связной монологической речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое (В.П. Глухов), [1].
Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной жизни. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (А.Г. Зикеев [2], А.Р. Лурия [7] и др.). Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется. Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, А.А. Леонтьев особо выделяет такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольная развернутость и программированность. Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь «монолог» как целое» [6].
Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формой словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности (текущего, последующего, упреждающего) с опорой как на слуховое, так и на зрительное (составление рассказа по наглядному материалу) восприятие. По сравнению с диалогом, монологическая речь более контекстна и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.
Выделяется ряд разновидностей устной монологической речи, или «функционально-смысловые» типы (О.А. Нечаева [8] и др.). В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.
- Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии».
- Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, носит название повествования. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, следующую композиционную структуру: введение, основная часть, заключение.
- Особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов (явлений), называется рассуждением. В структуру монолога-рассуждения входят: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать), аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса) и выводы. Рассуждение складывается, таким образом, из цепи суждений, образующих умозаключения. Каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции.
Наряду с существующими различиями отмечается определенная общность и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. Монологическая речь, возникающая у ребенка на основе диалогической, впоследствии органично включается в разговор, беседу. Такие высказывания могут состоять из нескольких предложений и содержать разную информацию (короткое сообщение, дополнение, элементарное рассуждение). Устная монологическая речь в известных пределах может допускать неполноту высказывания (эллипсы), и тогда ее грамматическое построение может приближаться к грамматической структуре диалога. Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний. Термином «высказывание» определяются коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой (А.А. Леонтьев [6], Т.Д. Ладыженская [3] и др.). К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описание, повествование и др.) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.
В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность выражения мысли говорящего (Т.А. Ладыженская [4] и др.). В современной лингвистической литературе для характеристики связной развернутой речи применяется категория «текст». К основным его признакам, «осмысление которых важно для разработки методики развития связной речи», относятся: грамматическая связность, тематическое, смысловое и структурное единство. Выделяются такие факторы связности сообщения, как последовательное раскрытие темы в следующих друг за другом фрагментах текста, взаимосвязь тематических и рематических элементов (данное и новое) внутри и в смежных предложениях, наличие синтаксической связи между структурными единицами текста (Т.Д. Ладыженская [4] и др.). В синтаксической организации сообщения как единого целого главную роль играют различные средства межфразовой и внутрифразовой связи (лексический и синонимический повтор, местоимения, слова с обстоятельственным значением, служебные слова и др.).
Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания — последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста. Наиболее распространенный тип последовательности изложения — последовательность сложных соподчиненных отношений — временных, пространственных, причинно-следственных, качественных (Т.Д. Ладыженская [3] и др.). К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск, перестановка членов последовательности; смешение разных рядов последовательности (когда, например, ребенок, не закончив описания какого-либо существенного свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему и т.п.).
Соблюдение связности и последовательности сообщения во многом определяется его логико-смысловой организацией. Логико-смысловая организация высказывания на уровне текста представляет собой сложное единство; она включает предметно-смысловую и логическую организацию. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации. Овладение навыками логико-смысловой организации высказывания способствует четкому, спланированному изложению мысли, т.е. произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности. Осуществляя речевую деятельность, человек следует «внутренней логике» раскрытия всей структуры предметных отношений. Элементарное проявление смысловой связи — межпонятийная связь, отражающая отношения между двумя понятиями. Основной тип межпонятийной связи —
предикативная смысловая связь, которая «ранее других формируется в онтогенетическом развитии».
1.2. Особенности развития монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В целом для детей с ОНР типично позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов. Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с проявлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений. В зависимости от степени тяжести речевого дефекта различаются три уровня речевого развития (Р.Е. Левина [5] и др.), выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы.
Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно - два сильно искаженных предложения.
На втором уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.
Наиболее распространен у детей 5-6 - летнего возраста с ОНР третий уровень речевого развития. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи — описание, пересказ, рассказы по серии картин и др. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. Специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с ОНР, имеющие третий уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических языковых навыков.
Своеобразие речи у детей с четвертым уровнем ОНР заключается в том, что в беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок выявляются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на тему с элементами творчества, дети пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями. У детей этой группы по-прежнему сохраняются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Глава II: Инновационные технологии формирования монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

2.1. Цель, организация и научно-теоретическое обоснование методики.

Правильная организация обучения детей с ОНР - очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана. Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Следующим этапом нашего исследования было проведение обучающего эксперимента. Сам эксперимент было решено проводить с использованием средств наглядного моделирования. Проанализировав достаточное количество литературы, мы убедись, что его использование представляет для логопеда не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Использование моделирования в процессе занятий с детьми позволяет педагогу творчески переосмысливать, художественно и эстетично «оформлять» свои методические идеи, обучать рассказыванию и пересказу по картинам. Практика показывает, что у детей значительно повышается интерес к занятиям, если в них включена наглядность. Для нас важно использовать этот интерес во благо развития детей, в данном случае для развития связной монологической речи. Исходя из всего вышесказанного, нами была сформирована цель формирующего эксперимента – обучение дошкольников с общим недоразвитием речи составлению повествовательных, описательных рассказов по картине и пересказу текстов с применением метода наглядного моделирования. Таким образом обучая детей мы развиваем связную монологическую речь дошкольников.
Работа на данном этапе исследования проводилась в следующей последовательности:
1. Разработка методики развития у детей с ОНР монологической речи с использованием наглядного моделирования на основе данных, полученных в результате констатирующего эксперимента.
2. Проведение специально организованной работы по развитию у детей монологической речи, то есть применение разработанной методики.
3. Определение эффективности использования данной методики, то есть проведение повторного исследования и изучение полученных данных.

2.2. Направления и содержание занятий по развитию у детей монологической речи с применением инновационных средств наглядного моделирования.
Вся коррекционно-развивающая методика проводится в игровых упражнениях и с использованием наглядного моделирования, что способствует развитию положительного отношения к занятиям и их содержанию.
При построении занятий мы руководствовались следующими задачами по развитию монологической речи:
- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
- формирование навыков построения связных монологических высказываний;
- развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
- совершенствование умения связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
- обучение связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни;
- целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятие, памяти, воображения, мыслительных операций) тесно связанных с формированием устного высказывания.
Для двух групп детей с разным уровнем сформированности у них монологической речи были разработаны две коррекционно-развивающие методики, направленные на развитие навыков речевого общения и формирование навыков построения связных монологических высказываний.
Предложенные коррекционно-развивающие методики могут быть использованы логопедами на логопедических занятиях, воспитателями на занятиях по развитию речи, а также родителями для самостоятельных занятий с ребенком.

Методика включает в себя следующие задания:

Задание 1. Составление предложений по картинкам.
Цель: научить детей умению построить фразу, адекватно передающую изображенное действие.
Оборудование: картинно-графический план, предметные картинки, символ – стрелка, обозначающее глагол-действие.
Описание задания: ребенку предлагается посмотреть на картинки, рассмотреть их и сказать, что на них изображено.
Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, что здесь изображено».

Задание 2. Составление предложений с предлогами.
Цель: научить детей правильно употреблять падежные конструкции с предлогами и составлять предложения или рассказ.
Оборудование: карточки - схемы, сюжетная картинка.
Описание задания: ребенку показывается карточка, где схематично обозначена любая игрушка и предлагается составить предложение. Рассмотрев сюжетную картинку, дети рассматривают предметно-графические схемы и составляют предложения, подбирая нужный предлог.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи где находится игрушка». «Что нарисовано на картинке?».

Задание 3. Пересказ рассказов.
Цель: научить детей пересказывать простые по структуре и небольшие по объему тексты.
Оборудование: картинно-графический план, представленный с помощью пиктограмм.
Описание задания: с помощью графического плана рассказа ребенок пересказывает сюжет рассказа.
Инструкция: «Слушай внимательно рассказ и все запоминай, а потом перескажи. Чтобы ты ничего не забыл, можешь опираться на план-схему».

Задание 4. Заучивание загадок, стихотворений.
Цель: научить детей запоминать стихотворения с помощью мнемотаблиц.
Оборудование: мнемотаблицы.
Описание задания: с ребенком разбирается сюжет стихотворения, затем с использованием мнемотаблицы ребенок пересказывает его.
Инструкция: «Послушай внимательно стихотворение и попробуй его пересказать».

Задание 5. Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин.
Цель: научить ребенка составлять связные высказывания по серии картинок из четырех элементов.
Оборудование: серия последовательных сюжетных картинок из четырех элементов.
Описание задания: логопед предлагает рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию. Содержание картинок отрабатывается с помощью вопросов. Определяется, что изображенный сюжет на одной картинке является продолжением предыдущего. Логопед просит ребенка разложить картинки в нужной последовательности и составить по ним рассказ.
Инструкция: «Разложи картинки в правильной последовательности. Расскажи, что произошло с героями».

Задание 6. Составление описательных рассказов по сюжетной картинке.
Цель: научить детей описывать ситуацию, изображенную на картинке, придумать развитие событий и составить свой рассказ.
Оборудование: большая сюжетная картина «Зимние забавы», карточка с картинно-графическим планом.
Описание задания: логопед выдает карточку с фрагментами картинки и предлагает ребенку составить предложения. Затем выставляется большая картинка, на которой дети находят свои фрагменты. Проводится беседа по содержанию картины. Логопед выдает карточку с картинно-графическим планом и таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.
Инструкция: «Посмотри на картинку. Что на ней изображено? Какое это время года? Расскажи, что художник изобразил на картине?».

Задание 7. Составление описательных рассказов.
Цель: научить ребенка выделять признаки и свойства предметов и явлений при составлении описательных рассказов.
Оборудование: картинно-графический план.
Описание задания: логопед учит выделять существенные признаки предмета. Ребенку предлагается выделить наиболее существенные свойства предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу.
Инструкция: «Опиши предмет по плану».

Задание 8. Составление собственных рассказов.
Цель: закрепление навыков составления пересказов, описательных рассказов и рассказов на основе личного опыта.
Оборудование: картинно-графический план, нарисованный ребенком.
Описание задания: логопед предлагает ребенку самостоятельно составить и нарисовать картинно-графический план и по нему рассказать или пересказать текст.
Инструкция: «Зарисуй рассказ и перескажи его».

Задание 9. Составление рассказа.
Цель: развитие наглядно-образного мышления ребенка, умения пользоваться схемами и условными обозначениями при ориентировке в ситуации, а также оречевлять эти схемы.
Оборудование: изображения полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, «письма», условно указывающие путь к одному из домиков, помещенных на поляне.
Инструкция: «Твой друг пригласил тебя в гости и дал карту и план, в котором нарисовал, как к нему добраться. Расскажи, как ты будешь к нему идти».

Приложение: Скачать

Список литературы:
1) Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
2) Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. М.:Академия, 2007. – 200с.
3) Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975.
4) Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу. // Характеристика связной речи детей 6-7 лет: сб. науч. трудов. М., 1979.
5) Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
6) Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.
7) Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975.
8) Нечаева О.Я. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974.

Поделиться: