Поиск по сайту

Использование элементов исследовательской деятельности на уроках физики


Авторcтво: Платонова Алевтина Николаевна, учитель физики ГБОУ лицея 395 Красносельского района Санкт-Петербурга


Перед современным обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда

В концепции модернизации образования до 2020 года указано на расширение:

-масштабов исследовательской и инновационной деятельности,

-использования современных образовательных технологий.

В связи с этим актуальной задачей становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения — формирование   у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Таким образом, исследовательская деятельность учащихся является эффективной образовательной технологией, комплексно развивающей универсальные учебные действия и ключевые компетенции.

Применение исследовательского метода обучения на уроках физики

Организацию деятельности школьников на уроках физики мы осуществляем через:

  • уроки изучения нового материала;
  • уроки решения задач;
  • лабораторные и практические работы, которые преобразованы в уроки-исследования;
  • домашние экспериментальные задания;
  • участие в конкурсах исследовательских проектов;
  • систему диагностики уровня сформированности исследовательских умений и навыков.

Наиболее эффективной формы работы для применения исследовательского метода мы считаем работу в группах сменного состава.

 ЭТАПЫ УРОКА

1.      Постановка целей и задач учащимися или учителем.

Обучающиеся изучают предложенное оборудование и предлагают задачи, которые с этим оборудованием можно решить.

2.      Выполнение экспериментальных заданий.

Класс разбивает на группы, с учетом способностей (для разбивки на группы используются карточки разных цветов в одну группу собираются ученики с карточками одного цвета, выдаются бланки с заданием, каждому ученику, ребята сами выбирают  необходимое оборудование и выполняют исследование.

пример бланка

Экспериментальное задание 1.

Определить, как зависит мощность тока от величины сопротивления при последовательном соединении проводников.

Оборудование: ______________________________________

Электрическая схема:                            Формулы для расчета:

Ход работы:

Сила тока через 1 резистор(А)

Напряжение на 1 резисторе (В)

Мощность, выделяемая на 1 резисторе (Вт)

Сопротивление 1 резистора (Ом)

Сила тока через 2 резистор(А)

Напряжение на 2 резисторе (В)

Мощность, выделяемая на 2 резисторе (Вт)

Сопротивление 2 резистора (Ом)

Вывод: _________________________________________________

3.      Обсуждение проделанной работы внутри группы. Анализ результатов. Формулировка выводов.

4.      Отчёт о проведенной работе перед участниками других групп.

Меняется состав групп. Собираются все ученики с карточками разных цветов с буквой А в одну группу, Б – в другую и т.д. (Эти буквы написаны с другой стороны карточки). ученики отчитываются перед членами новой группы о проделанной работе, используя план отчёта.  Записывают выводы всех групп в тетради.

План устного рассказа.

1) Какова была цель проводимого эксперимента?

2) Что делал, какое оборудование использовал, какие схемы собирали, по каким формулам рассчитывали?

3) Какие результаты получил?

4) Какие выводы сделал?

Очень важный этап урока, помогающий вовлечь каждого в работу и внести свой вклад в формирование полученных после проведения исследования выводов.

5.      Обсуждение полученных выводов.

Ученики проверяют полноту и правильность своих выводов, сравнивая с выводами на доске, задают вопросы.

6.      Оценка работы участников группы.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Поэтому этот этап необходим.

Ученики, находясь в группах, проверяют полноту и правильность своих выводов, используя критерии.  Заносят баллы в карточку.

Критерии оценки устного рассказа.

1) Все пункты плана полностью и понятно для всех рассказаны.

2) Выводы совпадают с представленными для итогового обсуждения.

3) Речь правильная, связная.

4) Не смотрел в отчёт, рассказывал сам.

Карточка для оценки рассказа.

ФАМИЛИЯ, ИМЯ

БАЛЛЫ ОТ 0 ДО 10

 

7.       Рефлексия, обратная связь.

Учитель проводит мини-обзор для осуществления обратной связи. Выдает листочки и просит ответить одним предложением:

1) Важно (что для вас было важно на данном уроке)

2) Неясно (что осталось неясным и требует дополнительных пояснений)

Опрос проводится анонимно.

Этот этап необходим для понимания: с какими проблемами столкнулись ученики, что осталось не понято для коррекции своей дальнейшей деятельности.  

Универсальность

Данную форму работы можно использовать для различных типов уроков. Этапы урока сохраняются в прежнем виде, меняется содержание заданий для групп. Например, можно давать задания на проектирование простейших приборов на основе пройденной теории. Мы проводили такие уроки по темам «Простые механизмы», «Атмосферное давление», «Электроскопы» и т.д.

Учителям предметов гуманитарного цикла данную форму можно использовать при анализе различных текстов с последующим их обсуждением, а также при формировании общих выводов.

Например, урок по теме «Производство электроэнергии» был организован таким образом: каждая группа получила информацию об одном из видов электростанций, а также схемы и фотографии. По предложенному плану группа создаёт презентацию (это возможно если в школе есть мобильный компьютерный класс) или тезисы выступления по теме. После того, как члены группы перераспределились по другим группам и рассказали о своей электростанции, вновь созданная группа должна была составить рейтинг электростанций по критериям «Эффективность и безопасность для окружающей среды». 

Я надеюсь, что мой опыт будет полезен другим учителям, потому что он опробован на практике, данные уроки интересны детям, вовлекают в процесс совместного освоения знаний всеми учащимися класса без исключения. Эта форма работы применима в преподавании разных дисциплин и даёт хорошие результаты. 


Поделиться: