Авторcтво: Захарченко Ольга Сергеевна, директор, Андреева Мария Константиновна, руководитель ОЭР, к.п.н. гимназии 114 Санкт-петербурга |
Преимущества внутрифирменного повышения квалификации учителей сейчас признаются многими учеными и практиками. Основным преимуществом является возможность гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании; постоянный характер обучения, т.е. повышение квалификации на рабочем месте осуществляется непрерывно в течение всей профессиональной карьеры учителя.
Достоинством внутрифирменного повышения квалификации служит то, что такая форма позволяет осуществлять не только предметную, но и межпредметную и метапредметную переподготовку учителей. Особое значение приобретает возможность организации командной работы учителей школы, в условиях которой происходит распространение ценного опыта отдельных учителей школы по приоритетным направлениям реализации ФГОС.
Образовательная среда школы становится одновременно обучающей лабораторией и методическим центром, где происходит постоянное повышение квалификации всего коллектива школы, а не только отдельных педагогов, и одновременно оказывается непрерывная методическая помощь начинающим учителям. Таким образом, эффективно организованная система внутрифирменного обучения становится важнейшим фактором в непрерывном профессиональном образовании педагогов и позволяет организовать его с максимальной пользой для каждого работника в соответствии с его запросами, целенаправленно используя все возможности и средства образовательного учреждения.
Основной формой развития готовности педагогов к ведению профессиональной деятельности в условиях внедрения ФГОС в гимназии 114 стали обучающие семинары внутришкольной системы повышения квалификации. Применялась модель интерактивного обучения, которая позволяет одновременно решать две важные задачи: практическое освоение различных интерактивных технологий и обсуждение в процессе их реализации наиболее актуальных проблем введения ФГОС. Особое значение имела процедура рефлексии, которая проводилась в конце каждого занятия. Это позволило нам сделать следующие предварительные выводы, которые мы рассматриваем как первоначальный срез качественной оценки готовности педагогов к ведению профессиональной деятельности в условиях внедрения ФГОС .
-
Мотивационная готовность учителей. В начале проведения семинара наблюдалась низкая мотивационная готовность к освоению новых подходов к организации учебного процесса по ФГОС. Педагоги не скрывали своего внутреннего сопротивления и даже открытого неприятия введения новых требований к организации учебного процесса в соответствии с ФГОС. Такой результат позволил сформулировать самостоятельную задачу – развитие мотивации принятия нововведений в процессе более глубокой проработки этой проблемы.
-
Информационная готовность педагогов.Несмотря на то, что некоторые педагоги обучались на курсах повышения квалификации на различных кафедрах АППО, ИМЦ , многим не хватает практических занятий по применению теоретических знаний в области ФГОС, их обсуждения и осмысления с коллегами.
-
Технологический аспект готовности педагогов. В процессе обсуждения удалось выявить основной барьер, который существует в профессиональном сознании педагогов, что мешает им перестраиваться более динамично и гибко. Мы назвали этот барьер стереотипом «методической узости профессионального мышления». Очевидно, что каждый педагог (особенно с большим стажем) уже наработал совокупность методических стереотипов и ему трудно осваивать новые педагогические технологии. Суть этой «методической узости профессионального мышления» заключается в следующем: конкретная методика рассматривается педагогом как догма, которая должна быть реализована от начала и до конца. Это входит в противоречие с новыми требованиями гибкого построения урока, включения различных педагогических технологий для организации деятельности учащихся на уроке.
В связи с этим мы сформулировали задачу постепенного расширения профессионального мышления и самосознания педагогов. Основной результат, на достижение которого была направлена эта работа был переход учителей на принципиально иной алгоритм проектирования педагогической деятельности - на основе принципа «конструктора», в котором присутствуют различные элементы педагогических технологий, технологические карты различных методов, из которых педагог может гибко и творчески проектировать свой урок.
Для реализации этой задачи был организован постоянно действующий семинар «Интерактивные технологии как универсальные метапредметные технологии в условиях ФГОС». Идея его организации такова: педагоги, участвовавшие в обучающих семинарах, в соответствии со структурой внутришкольной системы повышения квалификации систематически (один раз в две недели) собирались в одну группу постоянно действующего семинара и в интерактивном режиме вместе обсуждали актуальные вопросы и трудности, которые испытывают педагоги в настоящий переходный период в процессе перехода на ФГОС. При этом на каждом занятии осваивалась (разыгрывалась педагогами) одна из технологических карт интерактивных технологий. Таким образом шло постоянное освоение разнообразных интерактивных технологий и в то же время происходило обсуждение и освоение основных вопросов введения ФГОС.
В конце первого этапа проведения семинара было проведено зачетное занятие. К зачету учителя готовили 3 методические разработки с применением тех интерактивных методик, которые практически осваивались на занятиях и сообщение об опыте применения ими в педагогической деятельности методик интерактивного обучения, проектных и исследовательских методик.
Опыт проведения такого модераторского по своей сути семинара с элементами профессионального тренинга показал свою эффективность. На основании включенного наблюдения и анализа листов обратной связи педагогов были сформулированы следующие выводы :
-
Повысилась мотивация освоения интерактивных технологий обучения, исследовательских и проектных методов, которые являются основой реализации требований ФГОС
-
Педагоги отметили повышение компетентности в области освоения интерактивных технологий и проектных методов
-
Все участники семинара отметили большое значение организации профессионального общения и возможности обсуждения и обмена мнениями по наиболее актуальным для педагогов проблемам введения ФГОС
-
Был отмечен эффект сплочения группы, положительное влияние поддержки группы в условиях создания атмосферы психологического комфорта и творчества.
Таким образом, проведение постоянно действующего семинара в рамках системы внутрифирменного повышения квалификации учителей позволило решить сразу несколько управленческих и методических задач:
-
актуализировать проблему внедрения технологий интерактивного обучения как универсальной метапредметной технологии обучения в условиях введения ФГОС
-
побудить педагогов проанализировать свой опыт применения этих технологий и в некоторых случаях осознать недостаточность сложившихся профессиональных стереотипов (методическую узость профессионального мышления).
-
педагоги имели возможность практически освоить не менее 15 методик интерактивного обучения и обсудить возможности их применения на своей дисциплине.
-
в рамках семинара педагоги имели возможность познакомиться с мастер-классами своих коллег и познакомить всех со своим опытом
-
в итоге семинара был собрана методическая копилкаметодик интерактивного обучения,
-
произошло знакомство и взаимное сближение молодых педагогов и опытных учителей;
-
семинар сыграл несомненную роль в сплочении коллектива гимназии, формировании корпоративной культуры.
В целом, необходимо отметить, что постепенно в процессе проведения занятий в системе внутрифирменного повышения квалификации у педагоговповысился уровень готовности учителей к ведению профессиональной деятельности в условиях внедрения ФГОС нового поколения; снизился уровень сопротивления и эмоционального напряжения и появились позитивные высказывания, свидетельствующие о том, что произошел процесс принятия и осознания значимости нововведений для улучшения качества образования, педагоги ощутили рост компетентности по многим аспектам ФГОС. Все это сыграло важную роль в психологической адаптации педагогов к введению ФГОС, позволило повысить мотивацию перестройки профессиональной деятельности на новой концептуальной основе.
С целью диссеминации эффективного опыта, по итогам семинара был разработан методический комплекс (кейс), который могут использовать другие школы для повышения квалификации начинающих педагогов в области применения интерактивных технологий. Перечислим элементы, составляющие данный методический комплекс :
- Методическое пособие
-
Программа обучающего семинара по освоению интерактивных технологий
-
Методический конструктор интерактивных технологий
-
Банк технологических карт базовых интерактивных технологий
-
Мастер-класс по обучению педагогов на основе методического конструктора
-
Методическая копилка фрагментов уроков с применением интерактивных технологий по различным дисциплинам , созданная учителями гимназии 114
Схема 1. Методический комплекс (кейс ) для освоения учителями интерактивных технологий обучения
Литература
1. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М., 2009, 334 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня, 2003, № 5.
3. Змеев СИ. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2002.
4. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. – № 7.
Поделиться: