Авторcтво: Лебедько Светлана Павловна, учитель начальных классов МОБУ СОШ № 29, г.Таганрог |
Для начала давайте разберёмся, что же такое коучинг и откуда этот термин пришел к нам в образование.
Коучинг – это работа как с отдельным человеком, так и с коллективом по постановке собственных целей и максимально быстрому достижению этих целей путем мобилизации внутреннего потенциала и освоения определенных стратегий для получения результата. Коучинг больше помогает учиться, нежели учит.
Коучинг – новая методика, созданная на стыке психологии, менеджмента, философии и логики, используемая для повышения эффективности и раскрытия потенциала человека для решения его личных и деловых задач. Он распространён во всех экономически развитых странах и особенно широко использован в сфере управления человеческими ресурсами. Человеческие ресурсы в педагогике – это ученики и их родители.
Многие из основополагающих принципов коучинга могут быть успешно задействованы в педагогике. Данные принципы позволяют создать новый подход к процессу обучения, внести интерактивные элементы, новый смысл, как для педагогов, так и для учеников, создать вовлеченность в процесс, повысить мотивацию и ответственность за результат. Другими словами, коучинг – это педагогическая поддержка ребенка, нацеливание его на конкретный результат, а это инструментарий требуемого от нас индивидуально – личностного подхода.
Для того чтобы обучающийся относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл. Но этого часто не происходит. Многие вообще считают, что учатся они не для себя, а для кого-то другого: для родителей, учителей, просто потому что все так делают. Учеба для многих, даже старшекласников, является не лично значимой целью, а нудной обязанностью, от которой хочется как можно скорее избавиться. В результате они относятся к учебной деятельности формально, не стремятся к высоким результатам, не реализуют свой потенциал.
Помочь детям перестать быть пассивными потребителями образовательных услуг, стать активными, сознательными учениками, относиться к учебной деятельности как к лично значимой может коучинг.
Коучинг – такая форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков.
Зародившись в сфере спорта — как индивидуальное сопровождение спортсменов с целью достижения наивысших результатов, коучинг уверенно занял свое место в сфере бизнеса и профессионального обучения.
Согласно более узкому определению, коучинг — это процесс выявления целей человека и выработки оптимальных путей их достижения.
Цель коучинга в обучении и воспитании — помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате – достигать желаемых результатов.
Процесс коучинга складывается из нескольких этапов: постановка цели, осознание ее реальности, анализ необходимых составляющих успеха, имеющихся возможностей, определение путей достижения цели, выбор стратегии действий, направленных на достижение цели, мониторинг достижения цели и анализ результатов.
Сама суть работы этого метода основывается на 5 принципах:
1. Со всеми все хорошо (не бывает плохих детей).
2. У человека есть все ресурсы для достижения цели (осознание своих безграничных возможностей).
3. Все намерения позитивны (ничего не делается просто так, то есть даже ребенок, который шалит, просто хочет привлечь ваше внимание и почувствовать себя значимым).
4. Мы делаем наилучший выбор для себя.
5. Изменения возможны и даже неизбежны.
И вся дальнейшая работа с коучинговым подходом проходит в рамках этих пят принципов. Причем, обратите внимание, в коучинге мы воспитываем успешного человека, иными словами лидера, которому не все равно, что происходит с ним и вокруг него.
Коучинговый подход в обучении и воспитании вызывает все больший интерес как у педагогов, так и у родителей, так как позволяет развивать у детей осознанность, самостоятельность, инициативу, навыки целеполагания и планирования. С помощью коучинга мы можем способствовать формированию позитивного мышления, направленного на успех, поддерживать у учащихся уверенность в своих силах и в свои возможности, что ведет к высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу, и результаты такого подхода становятся заметны очень быстро. Педагог с помощью коучинга помогает ребенку открыть собственные возможности и цели, превращая проблемы в задачи.
Всё вышесказанное вытекает из методологической основы развития и модернизации российского образования. Во всех современных государственных концептуальных и программных документах об образовании признаются принципы гуманистической педагогики, согласно которой индивидуально-личностное развитие ребенка представляется главной ценностью образования. Поэтому школа сегодня ориентирована прежде всего на создание условий для проявления и становления личности как субъекта своей жизнедеятельности, способной к собственному целеполаганию, самоактуализации, самореализации, саморегуляции, к развитию и проявлению своего творческого потенциала.
В соответствии с кардинальным изменением целей образования активно разрабатываются и внедряются в школьную практику инновационные модели образования. ФГОСы существенно меняют содержание и образовательные технологии, переводя их на интерактивную и деятельностную основу. Обновление образовательного процесса происходит на основе инновационных технологий личностно-ориентированного и персонифицированного обучения: позиционно-ситуативного, проблемно-исследовательского, разноуровневого и разновариантного, модульного, проектного, информационно-коммуникационного и др. Через что мы призваны существенно повысить качество обученности.
Актуальность применения инновационных технологий в педагогике обусловлена повышением требовательности к эффективности и результативности процесса обучения.
Обучение будет успешным только тогда, когда содержание обучения будет соответствовать потребностям и интересам учащегося.
Педагогический коучинг – это специальная система, которая помогает, используя знания и опыт самого ученика, решить его определенные проблемы, задачи и поставленные цели, эта технология помогает, используя собственный потенциал, повысить производительность и эффективность учебы, повысить самооценку.
Педагогический коучинг призван
1. Повысить эффективность педагогической деятельности.
2. Психологически грамотно сопровождать учеников по жизненному и образовательному пути.
3. Ставить перед собой и учениками реальные и релевантные (важные, актуальные, уместные в определённых обстоятельствах) цели.
4. Определить жизненные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
5. Развивать навыки управления личным временем.
6. Улучшить отношения в семье и с другими людьми.
7. Преодолеть стресс.
8. Повысить уверенность в себе.
9. Эффективно и быстро преодолеть неблагоприятные жизненные обстоятельства.
Коучинг (от англ. Coaching – наставлять, воодушевлять, тренировать для специальных целей, подготавливать к решению определенных задач) –это система принципов и приемов, способствующих развитию потенциала личности, а также обеспечивающих максимальное раскрытие и эффективную реализацию этого потенциала. Основная задача коучинга – содействие принятию и реализации человеком осознанных и ответственных решений по проблемным вопросам.
Коучинг – это…
• технология, перемещающая человека из зоны проблемы в зону ее эффективного решения;
• система, которая позволяет увидеть, почувствовать новые подходы и возможности, раскрыть потенциал обучающегося, найти нестандартное решение проблемы;
• особое взаимодействие обучающегося и коуча (человека, занимающегося коучингом), где последний не выступает в роли консультанта, не дает советов и рекомендаций по решению задачи, а способствует раскрытию потенциала обучаемого;
• процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни и основанный на знаниях, логике, жизненном опыте.
Таким образом, основной целью коучинга, как креативного метода, является помощь обучаемому в том, чтобы он самостоятельно нашел решение поставленной задачи. Отличительной особенностью коучинга является то, что коуч помогает обучаемому найти собственное решение, а не решает задачу за него. Следовательно, коуч не обязательно должен быть экспертом в области исследуемых проблемных ситуаций, но он должен быть экспертом в том, как помогают другим в раскрытии их собственных возможностей.
Осознание проблемы → постановка цели → поиск путей решения → достижение результата → выход на новый уровень.
Исходные положения коучинга базируются на том, что
• все люди обладают способностью к развитию;
• люди способны изменяться только в тех случаях, когда хотят этого и готовы к этому;
• наши убеждения, относящиеся к собственному потенциалу, прямо связаны с нашей успешностью;
• то, как мы определяем успех, окажет прямое воздействие на наши достижения;
• мы ограничиваем наш потенциал рамками наших убеждений (например, считая, что определенные вещи невозможны из-за внешних или ситуационных барьеров);
• люди учатся только тогда, когда по-настоящему вовлечены в процесс;
• мы можем учиться с помощью всего, что мы делаем, однако обучение происходит только тогда, когда мы мыслим и строим планы на будущее;
• для того чтобы помогать другим, мы должны непрерывно прогрессировать сами.
Коучинг ориентирован па личность. Коуч в основном работает с мыслями, эмоциями, идеями, выбором, реакциями людей, не меняя их внешнего окружения.
Коучинговый подход в начальной школе позволяет максимально эффективно управлять процессами развития младших школьников. Методология коучинга в процессе обучения – это не только функция передачи знаний и обучения навыкам, но и еще реализация функции стимулирования интереса к обучению, движения к осознанности, развития сильных сторон, раскрытия потенциала человека, что позволяет сделать процесс преподавания более интересным и эффективным.
САМАЯ РАСПРОСТРАНЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОУЧИНГА
Наиболее популярный метод, используемый в коучинг-обучении, - это метод «вопрос-ответ». Иногда эта технология коучинга еще называется наставничеством. Ее суть заключается в уверенности, что каждый человек хранит внутри себя потенциал, достаточный для достижения сколь угодно высокого результата. Соответственно, при использовании этого метода коучинга обучение заключается в том, что наставник задает ученику ряд проясняющих или наводящих вопросов, предоставляя возможность ему объективно оценить сложившуюся ситуацию и самостоятельно найти пути выхода из нее. Одним словом, эта технология коучинга заключается в умении коуча задавать правильные вопросы, которые побуждают ребёнка к самоанализу.
Говоря о том, какие конкретные формы приобретает работа с коучем, следует выделить три ее основных вида:
• тренинг,
• процессинг,
• консалтинг.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КОУЧИНГ-ТРЕНИНГ?
В отличие от обычных тренинговых занятий, этот инструмент коучинга предполагает общение tet-a-tet, в ходе которого учитель помогает ученику поверить в свои силы и настроиться на нужный лад.
КОНСАЛТИНГ И КОУЧИНГ-ТРЕНИНГ – В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Во время обучения учитель не просто направляет усилия своего «подопечного» на достижение нужного результата, предоставляя ему полную свободу в выборе метода, а консультирует, предлагая возможные схемы действия.
ЕЩЕ ОДНА РАЗНОВИДНОСТЬ КОУЧИНГ ОБУЧЕНИЯ – ПРОЦЕССИНГ (РАБОТА ПО ОБРАЗЦУ)
Данный метод заключается в проведении коучем определенного процесса, наглядно демонстрирующего ученику, как следует поступать для достижения желаемого результата. При этом широко используются психологические техники, мозговые штурмы и другие не менее эффективные инструменты.
ПРИМЕРЫ МЕТОДОВ (ТЕХНОЛОГИЙ) моей работы.
В коучинге существуют различные инструменты применения. Вот некоторые из них.
Инсёрт, или условные значки.
Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.
Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:
“!” - я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше.
Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.
Приём составления маркировочной таблицы «ЗУХ»
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
Маркировочная таблица ЗУХ
Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме.
Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.
3наю (уже) Узнал (новое) Хочу узнать (в буд.)
В каждую из колонок необходимо разнести по ходу чтения данные, опираясь на задание к тексту; пересказывать текст следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.
Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.
Сюжетная таблица.
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
Таблица “Толстые и тонкие вопросы”
Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие”), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые”).
ТОНКИЕ «?» ТОЛСТЫЕ «?»
Кто… Дайте объяснение, почему…
Что… Почему вы думаете…
Когда… В чём разница…
Чтение со «стопами».
Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозированно. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Приём «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,
состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
В чем смысл этого методического приема?
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Пятая (последняя) строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Например:
Коучинг.
Новый, креативный.
Направляет, тренирует, развивает.
Коучинг – форма консультативной поддержки.
Успех!
(Выделение частей речи, разбор предложения по членам предложения, работа над синонимами, обогащение словарного запаса).
Приём «Диаманта»
Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Например:
Огонь.
Яркий, горячий.
Завораживает, согревает, убивает.
Испепеляющий огонь. Ледяная вода.
Поит, оживляет, помогает.
Чистая, холодная.
Вода.
Приём «Верные – неверные утверждения»
Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.
На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.
Например:
Тема «Местоимение».
1. Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.
2. В предложении местоимения бывают только подлежащим.
3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим.
4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
5. Местоимения изменяются по падежам и числам.
6. В предложении «Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.
ИТОГ
Коуч-учитель не учит своего подопечного, как делать. Он создает условия путём постановки вопросов для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.
Таким образом, при отсутствии всякого давления ученик почувствует себя свободным в принятии решения. При работе по коуч-технологии создается живая атмосфера сотворчества: со стороны учителя-коуча это, в первую очередь, следование за интересами ученика и направляющие «волшебные вопросы», со стороны ученика – это смелость исследования своих выборов, творческий поиск и принятие решений, направленных на достижение желаемого, обретение радости от успехов и достижений.
Обучение будет успешным только тогда, когда содержание обучения будет соответствовать потребностям и интересам учащегося.
Пропустив саму систему образования через призму коучинга, предлагается посмотреть на возможности этой методики шире. Сегодня надо начинать смену парадигмы педагога.
ИТАК, в заключение хочется сказать, что коучинг – это технология, требующая большого опыта и серьезного подхода со стороны педагога, это целая система поддержки ученика, и, хотя ее профессиональное масштабное применение требует предварительного обучения и подготовки педагога, отдельные элементы мы можем применять успешно в различных сферах нашей школьной жизни.
Литература
1. Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга: [пер. с англ.] /Мэрилин Аткинсон, Рае Т. Чойс. – К.: Изд-во Companion Group. –2009. – 256 с.
2. Гульчевская, В.Г. Субъективные факторы эффективности освоения педагогами образовательных технологий в процессе повышения квалификации: Монография /В.Г.Гульчевская, Е.Е.Алимова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012. – 132 с.
3. Давыдов, О.И. Использование коучинг-сессий при аттестации педагогических кадров ДОУ /О.И.Давыдов, Л.Г.Богословец //Управление ДОУ. – 2007. – № 2.
4. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники /Э.Парслоу, М.Рэй. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с. (Серия «Практическая психология»).
5. Поташник, М.М.Коучинг – вершина профессионализма руководителя в работе с людьми /М.М.Поташник //Народное образование. – 2010. – № 9. – С. 110-115.
6. Хамери, Дэвид. Как помочь ребенку добиться успеха?: [пер. с англ.] /Дэвид Хамери (Серия «Вы и ваш ребенок»). – СПб.: Питер, 2008. – 160 с.
7. Варфоломеева, Т.А. Коучинг в образовании: новые возможности лидерства /Т.А. Варфоломеева (Серия «Вы и ваш ребенок»). – СПб.: Питер, 7 – 184 с.
Поделиться: