Авторcтво: Козлова Юлия Николаевна, учитель русского языка и литературы Новосибирской классической гимназии № 17 Ленинского района, г. Новосибирск |
В последние несколько лет особенно часто приходится слышать, что современные дети либо не читают, либо читают совсем мало. Они, конечно же, читают, но читают только то, что интересно им. А по этой незамысловатой причине школьные уроки литературы нередко превращаются всего лишь в «театр одного актера», где учитель — и сценарист, и режиссер, и актер, а подчас даже и слушатель. Ученикам волей-неволей остается тогда только роль исполнителя тех учебных заданий, которые ему предлагает учитель. Многим из нас такая ситуация знакома не понаслышке. А как все-таки хотелось бы слышать мнение собеседника, в нашем случае — ученика, ребенка, которому ведь тоже есть что сказать с позиции его собственного, пусть и небольшого пока, жизненного опыта! Как сделать так, чтобы все-таки состоялся диалог в классе? Понятно, что для этого необходимо побудить ученика высказать свою точку зрения. И здесь опять-таки возникает все тот же сакраментальный вопрос: как? Одним из эффективных методов, который может привести к желаемому результату, является, на мой взгляд, метод построчного комментирования художественного текста. Давая такое творческое задание учащимся, мы предлагаем им прокомментировать образ, ситуацию, описание и т. д. Безусловно, не все выполненные комментарии радуют учителя своей глубиной и оригинальностью. Но здесь, думаю, необходимо ясно отдавать себе отчет в том, что перед нами не сложившаяся, не социально зрелая личность, а только формирующаяся, постепенно взрослеющая, поэтому аргументы ребенка подчас будут и наивны, и поспешны. А иногда эти комментарии могут даже представлять собой вольный пересказ авторского текста. Но, набравшись все же терпения, при проверке достигнутых результатов всегда стоит вновь и вновь возвращать ребенка к двум ключевым вопросам, на которые ему следует искать ответ, двигаясь вслед за автором: почему и зачем что-либо происходит? Умение отвечать на эти два нехитрых вопроса постепенно формирует у учащихся навык работы с доказательствами при написании сочинения-рассуждения. Трудности у учеников подобное творческое задание вызывает, в основном, тогда, когда является для них новым и навык его выполнения еще не сформирован. Типичный вопрос, которым сразу же задаются ученики при выполнении построчного комментирования, такой: «Сколько цитат нужно отработать?» Признаться, он всегда меня удивляет, но тем не менее я терпеливо отвечаю: все. Объем у каждого получается свой, в зависимости от глубины восприятия текста, поэтому, если учитель планирует оценивать этот вид учебно-творческой работы, то, возможно, есть резон установить определенный минимум, за который при очевидно высоком качестве комментария можно будет поставить допустимый положительный балл. Раньше я всегда считала, что такой вид проблемно-творческих заданий можно предлагать ученикам не раньше, чем в седьмом классе. Ошибалась. И в пятом классе, оказывается, задание актуально, правда, с естественной поправкой на возраст. И еще, в современной воспитательно-образовательной ситуации есть смысл пойти навстречу ученику и его родителям, которые, как и учитель, являются основными участниками образовательного процесса, так как переживают за свое чадо иногда даже больше, чем сам ребенок. Поэтому, предлагая выполнить построчное комментирование художественного текста, я даю возможность детям поработать с этим материалом дома и даже где-то надеюсь на то, что родители найдут в себе силы и время помочь ребенку. Ведь юным читателям иногда так не хватает присутствия момента взрослого восприятия окружающего мира. К тому же, в методическом плане это очень хорошая возможность спровоцировать ситуацию семейного домашнего чтения. За всю свою долгую педагогическую практику такое задание ученикам 5-го класса мною было предложено в этом году впервые. Работа велась по произведению А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Вот что из этого получилось.
Цитата Комментарий
«Правду молвить, молодица Царица очень красива, умна.
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла».
«Но зато горда, ломлива, Отрицательные качества характера;
Своенравна и ревнива». царица самовлюбленная. Эгоистична.
«Но скажи, как можно ей
Признавайся: всех я краше. Царица завидует внешности царевны;
Быть во всем меня милей?
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет».
Цитата Комментарий
«С ним одним была Любит зеркало за то, что оно говорит
Добродушна, весела, про ее красоту, значит — самовлю-
С ним приветливо шутила». бленная (или тщеславная).
«И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркало глядясь».
«Черт ли сладит с бабой гневной?» Лучше не спорить с царицей. Она злая
«Злая мачеха, вскочив, и может казнить.
Об пол зеркальце разбив, От злости и зависти царица умерла.
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла»
Цитата Комментарий
«С ним одним была Любит зеркало за то, что оно говорит
Добродушна, весела, про ее красоту, значит — самовлю-
С ним приветливо шутила». бленная (или тщеславная).
«И царица хохотать, Любит слышать похвалу в свой адрес;
И плечами пожимать, опять — самовлюбленная.
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркало глядясь».
«Черт ли сладит с бабой гневной?» Лучше не спорить с царицей. Она злая
«Злая мачеха, вскочив, и может казнить.
Об пол зеркальце разбив, От злости и зависти царица умерла.
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла».
Уточню: это творческая работа ученицы-пятиклассницы, которая, на мой взгляд, с заданием успешно справилась. Таких содержательно емких работ по сказке было пока еще немного. Но, благодаря тем, кто внимательно отнесся к объяснению учителя, беседа на нашем уроке состоялась интересная. На базе домашнего построчного комментирования мы сравнивали царицу-мачеху и царевну. Разговор шел о греховности человека и его добродетели и, что особенно важно, был продолжен на классном часе. Позднее из данной беседы получился даже доклад, пред- ставленный одним из учеников на XVIII Новосибирских Рождественских образовательных чтениях и IV Тихомировских чтениях. Потенциальные воспитательные возможности метода построчного комментирования со все большей ясностью обнаруживают себя в динамике систематического его применения в 6-х и 7-х классах. Вот для примера комментарии ученика 7-го класса, выполненные по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Попутно замечу: в такого рода ученических материалах — в чем-то глубоко диагностических по своей сути — мне всегда приятно видеть те отдельные детали, нюансы и штрихи, которые были подмечены учениками самостоятельно.
Цитата Комментарий
«Вся в покойницу мать». Самсон Вырин — вдовец.
«Это был точно Самсон Вырин, но как Невозможно, чтобы человек так по-
он постарел. Как три или четыре года старел из-за ничего. Что-то случилось.
могли превратить бодрого мужчину в
хилого старика?»
«Я заметил, что ром прояснил его Подобрел от алкоголя. Возможно,
угрюмость». теперь он любит выпить. (Вопрос:
почему?)
«Смотритель уступил ему свою кро- Сжалился над Минским.
вать».
«Старик не снес своего несчастия, он Настолько дорожил Дуней, что даже
тут же слег в ту самую постель, где слег в постель, заболел.
накануне лежал молодой обманщик».
«Едва оправясь от болезни, смотри- Человек после болезни очень слаб,
тель выпросил у C*** почтмейстера и ему нужен покой, а он сразу после
отпуск на два месяца и, не сказав ни болезни пошел за отпуском, чтобы
слова никому, отправился за своей пешком (!) дойти до Петербурга. (Он
дочерью в Петербург». живет в Смоленске). Решает вернуть
свою дочь во что бы то ни стало.
«Год как помер». В итоге Самсон Вырин умер.
А вот, к примеру, как этот же самый ученик анализировал лубочные картинки в доме смотрителя.
Цитата Комментарий
Первая картинка
«Почтенный старик в колпаке и «Дочка-с», — отвечал он с видом до-
шлафроке отпускает беспокойного вольного самолюбия.
юношу, который поспешно принимает Сходство: Самсон Вырин тоже любит
его благословение и мешок с деньга- свое дитя, и Дуня также хочет покинуть
ми». отца.
Вторая картинка «Она с нежностию смотрела на Минского
«Яркими чертами изображено раз- го, наматывая черные его кудри на свои
вратное поведение молодого челове- сверкающие пальцы».
ка».
Она была счастлива и богата, поэтому
она позабыла о своем отце.
Третья картинка
«Далее промотавшийся юноша, в В случае с Дуней все не так, на ней Мин-
рубище и в треугольной шляпе, пасет ский женился, и она жила в роскоши.
свиней и разделяет с ними трапезу».
Через работу с образами Самсона Вырина, Дуни, ротмистра Минского в финале урока учениками был сделан самый общий нравственно-этический вывод: не только родители несут ответственность за своих детей, но и на детях лежит обязанность заботиться о благополучии своих родителей. Было замечено также, что делать это надо своевременно, так как иногда последствия необратимы и исправить ничего уже нельзя. Данный вывод актуален, т. к. часто юные граждане склонны говорить о своих правах и обязанностях родителей. И как все-таки приятно видеть и об- ратное осознание: у детей тоже есть обязанности, а у родителей — права. Таким образом, метод построчного комментирования художественного текста, регулярно используемый мною в работе с учащимися, создает в классе особого рода атмосферу, при которой обязательно сталкивается несколько мнений и невольно тут же возникает живой разговор, так или иначе рождающий определенную истину.
Глубокое осознание учениками своей собственной роли в данном разговоре делает урок литературы и интересным, и познавательным, и поучительным. А рутинно-привычная роль учителя при любом ее возможном методико-ролевом многообразии (сценарист, режиссер, актер и даже слушатель) преображается в педагогически более продуктивную роль заинтересованного собеседника. Работа с методом построчного комментирования сопряжена у меня с его постоянным совершенствованием и обновлением. В частности, передо мною сейчас часто возникает целая серия методико-психологических проблем и вопросов, требующих своего деятельностно-практического разрешения. К примеру, сколько же все-таки цитат нужно прокомментировать в классе, чтобы на уроке возникла оптимальная эмоционально-диалоговая ситуация? Кроме того, довольно часто предлагаемое мною задание на построчное комментирование понимается детьми всего лишь как элементарный пересказ, и вместо вдумчивого комментария текста они в итоге предоставляют только вольное переложение авторского текста. Но и при имеющемся, то есть уже сформированном навыке комментирования детьми иногда все-таки даются какие-то упрощенные, легковесные, поверхностные комментарии. Поэтому мне приходится вновь и вновь напоминать им о тех ключевых вопросах, которые все-таки нужно научиться задавать: «Почему и зачем что-либо происходит?»
Ж. Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области № 2 апрель—июнь, 2015 г.
Поделиться: