Авторcтво: Голубева Татьяна Викторовна, педагог-психолог ГБДОУ №120 Санкт-Петербурга |
В моей профессиональной деятельности меня всегда интересовали вопросы адаптации:
• детей к детскому саду;
• к интеллектуальной и творческой деятельности;
• профилактика школьной дезадаптации.
Мы постоянно адаптируемся к частым реформам, живём в Век перемен. Наверное, сегодня нет области, которой бы не коснулись изменения.
Но готовы ли мы к переменам, как реагирует на них человек, что помогает ему на пути преодоления трудностей адаптации к новым условиям, в преодолении страха неизвестности, в развитии гибкости и способности сохранить в себе самое ценное и развить необходимые для жизни качества.
Всем известно, что в первую очередь для человека функцию защиты от внешних повреждающих факторов, заботы, воспитания, а так же создания условий для развития, выполняет семья. Думаю, что семью можно представить в образе дерева, а его сезонные изменения можно считать нормативными кризисами, которые изменяют семейную систему. Данный образ так же находится в постоянном контакте с окружающей средой, имеет свою структуру. В ней можно выделить иерархию и сплочённость. Очевидны границы. Оно может быть гибким, как и семейная система. Правда через этот образ сложно говорить о правилах, мифа, но свой жизненный цикл тоже есть, как и у семейной системе. Данная система так же стремится к развитию с одной стороны и к сохранению гомеостаза – с другой.
Передо мной стоит цель: осветить тему так, чтобы необходимость использования данного подхода в практике педагога-психолога стала очевидной.
За более чем десятилетнюю психологическую практику в системе образования, я наблюдаю процессы, которые ведут к развитию сотрудничества между семьёй и образовательным учреждением, но часто они имеют несколько поверхностный характер. Родители готовы участвовать в мероприятиях учреждения, которое посещает ребёнок, чаще хотят знать о программах и методиках, по которым работают педагоги, откликаются на выполнения не совместных заданий с детьми дома. Но в стенах учреждения чаще занимают позицию наблюдателя или заказчика услуг.
Перед службой сопровождения и всем коллективом стоит задача осуществления сотрудничества с семьёй, включение её в систему взаимодействия.
Педагог-психолог в большей степени занимается психологическим просвещением. Психологическому консультированию, отводится место в системе работы, но довольно часто оно бывает не достаточно эффективным. Причина может быть в руководстве линейной логикой, а так же, в самой позиции консультанта, который чаще остаётся на стороне ребёнка, являясь его адвокатом в глазах родителей.
Актуальность выбора системного подхода для меня стала очевидной после анализа результатов практической деятельности. Основной проблемой, с которой обращаются к педагогу-психологу родители и педагоги является высокая конфликтность (агрессивность) детей или, напротив, их неспособность отстаивать свои интересы в группе сверстников, уход от сложных ситуаций взаимодействия с другими детьми или взрослыми. Чаще всего взрослых волнует успешность ребёнка в социуме, его способность отстаивать свои интересы, соответствуя общепринятым нормам поведения. В общем больше всего обращений с жалобами на различное симптоматическое поведение детей и часто оно уже активно закрепляется семьёй, не без участия системы образования.
Свою практическую деятельность я начала с изучения, особенностей общения детей со сверстниками и взрослыми и возможного влияния самооценки на формирование таких особенностей. Предполагая, что имея представление о том, какой стиль поведения в социальном конфликте является более эффективным, возможно через коррекцию самооценки оптимизировать и стиль поведения, что поможет личности в будущем стать более благополучной, адаптивной, счастливой. Было проведено исследование и разработана коррекционно-развивающая программа. Дальнейшая работа строилась по трем направлениям: 1) работа с педагогами; 2) с родителями; 3) работа с детьми.
Программа реализовывалась на практике около 10 лет, в неё вносились изменения и дополнения, сегодня она решает более широкий круг задач и реализуется для детей с разными образовательными потребностями. Для большинства детей эффективна. Но общение с выпускниками и их родителями через некоторое время показало, что результаты, достигнутые детьми в ходе участия в программе, не были устойчивыми и в школе возникают похожие или другие трудности в поведении ребёнка, или других детей в семье. Анализ ситуации приводит к выводам о недостаточной работе с семьями воспитанников. К участию в работе кроме самого ребёнка привлекались только отдельные члены семьи (как правило, матери), вся работа строилась в линейной логике и была явно недостаточной, чтобы сколь-нибудь серьёзно повлиять на стиль взаимодействия в семье. Анализируя стили воспитания ребёнка в семье, давно и хорошо известные, мне удалось сопоставить их с некоторыми возможными характеристиками семейных систем. Так, например, авторитарный стиль может свидетельствовать о жестких правилах и внешних границах системы. При либеральном стиле возможны инверсии иерархии семейной системы, а при индифферентном стиле – слабые эмоциональные связи.
Предпочтительным остаётся демократический стиль общения в семье, который является психологически безопасным. Хейли выделил ряд стадий процесса изменения точки зрения на природу детских симптомов. И игнорировать все цепочки взаимодействия между членами семьи при формировании симптоматического поведения нельзя.
В ходе исследования мне удалось выделить ряд особенностей организации семейного консультирования в ДОУ:
1. Обязательным видом консультирования в ДОУ является: консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка (т.е. риск потери принципа нейтральности)
2. Ожидания участников образовательного процесса, которые, обращаясь за психологической помощью, часто не имеют такого опыта и предполагают пройти некое обучение, получить ряд советов и готовых рекомендаций по выходу из сложной ситуации, чего не предполагает психологическое консультирование, хотя некоторые возможности обучения, конечно, используются.
3. Сложность составляет мотивация клиентов к терапевтическим изменениям, поскольку часто они обращаются к психологу по настоянию третьих лиц, а сами проблемы не видят.
4. Родители (законные представители) ребёнка испытывают дополнительные сложности в психологическом консультировании в ОУ, поскольку опасаются последствий участия в нём ребёнка, посещающего данное учреждение. Они опасаются дополнительной ситуации социального оценивания их семьи и не всегда готовы быть достаточно искренними в работе, поскольку и без того высокая тревога в ситуации оценивания повышается.
5. Семейное консультирование не является обязательным, но как уже говорилось выше, является необходимым условием достижения наилучшего результата в работе с детьми, имеющими проблемное (симптоматическое) поведение. Вопрос привлечения к процессу консультирования всей семьи – это вопрос, пожалуй, самый острый, поскольку психолог в учреждении, которое посещает ребёнок, не может отказать в консультировании заинтересованного родителя в случае обращения, а привлечь других членов семьи на последующих этапах становится более сложной задачей.
6. Предварительная беседа с родителями детей, посещающих ДОУ, как правило, бывает очной, обратившийся родитель, старается сообщить как можно больше информации, привлекая психолога в коалицию.
7. Есть особенность, которая скорее может играть положительную роль в консультирование в ДОУ – возможность работы с социальной сетью.
Применение системного подхода в консультировании семей может значительно повысить эффективность работы педагога-психолога с детьми, имеющими симтоматическое поведение, способствуя получению устойчивого результата. На данном этапе говорить об устойчивости результата несвоевременно, но при эффективности работы, она может быть продолжена, а данные обратной связи сопоставлены с предыдущими результатами коррекции поведения у дошкольников с проблемами в поведении. Тем более что в литературе пока не встречается данных по внедрению системного подхода в консультирование семей педагогом-психологом детского сада.
На мой взгляд, наличие симптоматического поведения у ребёнка является серьёзной мотивацией для повышения готовности родителей к изменениям функционирования системы, что должно наилучшим образом сказываться на её эффективности. А работа с ребёнком в учреждении без привлечения к работе его семьи является недостаточно эффективной.
Поделиться: