Авторcтво: Горовая Мария Викторовна, педагог дополнительного образования ДЮТ ДДТ «Юность» Санкт-Петербурга |
«Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей»
В.А. Сухомлинский.
На сегодняшний день, одна из острых проблем в работе с подростками – повышение мотивации к здоровому образу жизни. Каждый педагог решает эту проблему по своему, мой подход заключается в том, чтобы сделать занятия разнообразными, применяя технические средства обучения, нестандартное оборудование, творческие и самостоятельные задания. Передо мной открывается широкий простор для творчества, поисков повышения эффективности учебного процесса, что в свою очередь обеспечивает необходимые условия для того чтобы каждый учащийся овладел жизненно важными и необходимыми знаниями, навыками и умениями, научился самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
В процессе познавательной деятельности реализуются основные компоненты содержания образования: знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
В ходе реализации концепции современного образования педагог:
- Переходит с позиций носителя знаний на позиции организатора познавательной деятельности;
- Мотивирует познавательную деятельность учащихся на игровой основе, в ходе решения проблемных ситуаций;
- Организует самостоятельную и творческую деятельность учащихся, формирует интерес к предметам;
- Использует коллективные, групповые и индивидуальные способы учебной деятельности, включая всех учеников в учебную деятельность, организует взаимопомощь;
- Создает ситуацию успеха;
- Организует самоанализ и самооценку собственной учебной деятельности учащимися.
Своих воспитанников я призываю к сознательному, целеустремлённому подходу в отношении к своему здоровью. Ведь только здоровый человек может быть успешным.
Организацию учебной деятельности на занятии начинаю с постановки цели, которая должна быть предельно ясной, четкой и увлекательной. Понимание смысла и значения разучиваемых движений вызывает творческую активность учащихся. Поэтому я стараюсь чаще использовать задания, стимулирующие самостоятельность и творческую инициативу. Сначала я использую стремление учеников подвигаться и энергично провожу вводную часть урока. После этого, учащиеся с интересом воспринимают мой рассказ и комментарии по заданной теме.
На занятиях часть теоретического материала подается в виде компьютерной презентации. На сегодняшний день для заинтересованности учащихся стараюсь сделать занятия разнообразными, нагрузку более разносторонней, используя современное оборудование. Почему выбрала эксертьюб. Эксертьюб представляет собой резиновый жгут с ручками, который может быть разного диаметра и разной упругости и используется в тренировке для развития силы. Одним из больших плюсов данного амортизатора является его компактность и мобильность. Благодаря его многофункциональности можно неплохо проработать отдельные группы мышц. Это – бицепс, трицепс и дельтовидные мышцы плеча. Так же для укрепления мышц верхней и нижней части спины для красивой осанки. С ним можно выполнить массу упражнений, встав или сев на него, перекинув через неподвижную опору, тренируясь в паре. Разнообразные упражнения из различных исходных положений в определенной последовательности создают каждый раз интересный и занимательный тренировочный комплекс.
Структура занятия включает в себя разминку с элементами ритмической гимнастики с музыкальным сопровождением, упражнения для развития силовой выносливости, круговую тренировку, игры-эстафеты с предметами и без. В таких условиях учащиеся изобретательны, активны и, чем больше мера ответственности и самостоятельности, тем выше интерес к занятию.
С учетом большой доступности, возможности индивидуальных тренировок гимнастические упражнения со снарядами являются хорошим средством для организации и проведении самостоятельных занятий, особенно при развитии силы, создают благоприятные условия для воспитания самоконтроля и самооценки достигнутых результатов. Различные формы работы позволяют включить упражнения с этим снарядом как в групповые занятия, так и в индивидуальные карточки.
Актуальность данного опыта еще и в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на занятии преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха» Данный опыт можно обозначить как репродуктивный, так как этот вопрос широко рассматривался в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов.
Педагогический процесс важно рассматривать как совместную деятельность учителя и учащихся. Ученик, относящийся к учителю только как к человеку, задающему и контролирующему работу, включается формально. А ученик, настроенный на взаимодействие с учителем, на сотрудничество с ним, с готовностью включается в любую предложенную игру и в освоении упражнений.
В подростковом возрасте большое значение необходимо придавать решению воспитательных задач, а именно выработке привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.
Установка на здоровье и на здоровый образ жизни формируется в результате определенного педагогического воздействия, поэтому образование в области здоровья важно для людей любого возраста. Понимание школьниками здоровья как эстетической и нравственной ценности, а не просто как «внутреннего ресурса человека» повышает привлекательность здорового образа жизни, активизирует позицию учащихся в преодолении трудностей, в сопротивлении давлению анти социальных группировок. Целью такого образования, а именно занятий в которые включены вопросы о здоровье, о становление потребности в здоровье, формирование научного понимания сущности здорового образа жизни и выработка индивидуального обоснованного способа жизнедеятельности. Развитие устойчивых мотивационных оснований, лежащих в основе здорового образа жизни, возможно при условии активности по конструированию ситуаций для решения своих проблем.
Форма работы: рабочие группы с различным числом участников. Почему группы? Группы представляют собой форум, где можно получить информацию и создать условия для структурного познания. Именно через групповую работу учащиеся могут почувствовать себя членами общества, апробировать свои соображения, проанализировать ценности и взгляды, а также приобрести навыки общения. Взаимоотношения внутри различных групп, участие в различных группах будет частью жизни каждого учащегося по мере того, как он или она развивается и взрослеет. Через работу в группе каждый учащийся может в какой-то степени идентифицировать себя как личность, пережить удовлетворение и разочарование от членства в какой-либо группе, от собственного вклада в жизнь группы, к которой он принадлежит. Именно через взаимодействие в группах учащиеся получают возможность развивать личностные или межличностные навыки, которые повышают их способность принимать обоснованные решения и предпринимать конструктивные шаги в отношении своего здоровья.
Поэтому, большинство материалов к занятиям, построены как обращение подростков к опыту собственной жизнедеятельности с целью ее самоанализа, прогнозирования здоровья и коррекции образа жизни. А это обеспечивает овладение учащимися организационными навыками, содействует формированию адекватной оценки своих физических возможностей и мотивов к самосовершенствованию, развитию психических процессов: восприятия, представлений, памяти, мышления.
Усилению мотивации к занятиям способствует привлечение к подготовке и организации занятий, демонстрации упражнений, защите проектов по экологическому направлению: какую воду мы пьем, как в домашних условиях очистить воду, каким воздухом дышим, какую пищу едим. Экологическая составляющая занятия учит ребенка решать наиболее актуальные экологические проблемы, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, во время исследовательской деятельности. Учит его ответственно относиться к своему здоровью и окружающему миру, разрабатывать проекты, направленные на взаимосвязь человека – природы – здоровья. Статистика мотивации требует дифференцированной диагностики, так как дополнительные занятия по формированию культуры здоровья дают возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы, способствуют снятию психологического барьера, созданию среды психологического комфорта.
Педагогический мониторинг показал стабилизацию душевного и физического состояния ребенка. Мною использовался опросник САН (самочувствия, активности, настроения). Результаты анкетирования показали, что по окончании занятий у 94% ребят улучшилось самочувствие, у 93% поднималось настроение, у 97% росла увлеченность, 75% обучающихся чувствовали себя отдохнувшими, у 85% повышалась работоспособность.
Педагогу в работе постоянно приходится сталкиваться с проблемой выбора между противоположными установками: на самостоятельность и контроль, творчество и исполнительность, критику и поощрение, подтягивание слабых сторон, готовности ученика и усиление сильных сторон, на установление дисциплины, контакта, внимания, привитие обязательных навыков, – с одной стороны; а с другой – на создание условий для раскрытия творчества.
Мой, ещё небольшой, опыт работы убедил меня в том, что дифференцированное обучение – очень не простое условие педагогически успешной работы. Оно требует от педагога вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к занятиям, хорошего знания своих учеников, знание возрастной педагогики и психологии, также последовательности и систематизации. Только на основе этих факторов можно добиться положительных результатов в работе.
Применение дифференцированного подхода в обучении помогает педагогу уделить внимание сильным учащимся, контролировать слабых; повышается самооценка у слабых и уровень мотивации у сильных учеников.
Педагогу очень важно обладать терпимостью, спокойствием, быть наблюдательным, справедливым и объективным! Я могу сказать уверенно: «В любых ситуациях мне никогда не изменяет выдержка и чувство юмора!».
Список использованной литературы
1. Бабенко Т.И., Каминская Н.И. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания. – Ростов-на-Дону: ОблИУУ, 1995. – 32 с.
2. Бутузов И.Г. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников [Текст] / И.Г. Бутузов. – М.: Педагогика, 1968. – 140 с.
3. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – 2-е изд., доп., перераб. – Луганск: СПД Резников В.С., 2006. – 100 с.
4. Здоровье школьника. Сборник нормативных и методических документов. – СПб., 1994.
5. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников [Текст] / А.А. Кирсанов.– Казань: Татарское кн. изд-во, 1980. – 207 с.
6. Лозинский В.С. Учитесь быть здоровым. – Киев, 1993. – 152 с.
7. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. «Институт практической психологии», НПО «МОДЭК», 1998.
8. Перевозный А.В. Дифференциация школьного образования: история и современность. – Мн., 1996.
9. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. – 120 с.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
Поделиться: