Авторcтво: Голутвина Людмила Степановна, учитель ОРКСЭ, к.биол.н., ГБОУ №120 Выборгского района Санкт-Пeтepбypга |
В работе настоящего педагога совершенствование профессионализма неразрывно связано с развитием духовности. Строго говоря, учитель, не являющийся духовно зрелым, не может быть причислен к числу профессионалов.
Фундаментом образовательной системы всегда было, есть и будет воспитание нравственности, так как главные проблемы общества — нравственные и духовные. И это понимают все.
Как следствие такого понимания в школах России появился курс «Основы религиозных культур и светской этики», направленный на восполнение духовной пустоты в обществе. Но, к сожалению, этот цикл занятий далеко не всегда достигает поставленной цели — воспитания доверенных педагогу душ в духе любви и милосердия. Ученики прослушивают предложенный им цикл занятий, но, как правило, внутреннего, глубинного преображения в них не происходит, то есть знания остаются на уровне декларации. Почему?
Ответ на этот вопрос даёт Василий Васильевич Розанов, утверждавший, что «каковы мы — так учим и воспитываем детей». [9.С.168]. Он, подчёркивая главенствующую роль учителя в процессе образования, говорил:
«Школа — это только и всецело учитель: учитель — во-первых, учитель — во вторых, учитель — в-третьих, и только в-четвёртых ещё что-нибудь... Оставаясь такими, каковы есть, мы не можем воспитывать, не вправе; и так как воспитывать всё таки нужно... то вопрос о великой реформе нас самих принудительно встаёт перед нами».[9.С.253, 217].
Доктор педагогических наук В. Г. Александрова подтверждает: «Состояние духовной пустоты отличает чувства, мысли и мировоззрение многих учителей, что лишает надежды, притупляет творческие порывы, ведет к потере увлеченности, активности, веры в перспективу в целом»[2.С.1].
Мы сейчас в полной мере пожинаем плоды материалистического мировоззрения и основанной на нём системы педагогики. Массовая, обезличенная педагогика по-прежнему безраздельно довлеет над индивидуальным внутренним личностно ориентированным подходом. По-прежнему актуально утверждение В.В.Розанова, что «корень наших государственных и общественных бед лежит в “несчастнейшей русской школе, этом плачевнейшем порождении чиновнического шаблона”[6.С.389,390]. Он подчёркивал, что обучение детей в школе требует индивидуального подхода к ним.
«Принцип индивидуальности “требует, чтобы как в образуемом (ученик), так и в образующем (учебный материал) была по возможности сохранена индивидуальность, это драгоценнейшее в человеке и в его творчестве… Где она не сохранена, подавлена или в пренебрежении, там образования совершенно не происходит...”[9.С.92].
К. Д. Ушинский также наставлял учителей: «воспитывая дитя, мы должны с уважением приближаться к его душе».[5.С 21]. Очевидно, что для внимательного вглядывания в глубины души ребёнка необходима личностно-ориентированная педагогика.
Воспитание нравственности у детей предполагает духовное пробуждение у педагогов. Коменский предостерегает: «Наши учителя должны остерегаться походить на тех придорожных Меркуриев, которые показывают простертой рукой, куда нужно идти, а сами не идут»[4.С.64-65].. Учитель может быть успешен в духовно – нравственном воспитании только в том случае, если то, что он говорит, опирается на красоту его собственной, внутренней духовной жизни. Начинается она с познания самого себя. Самопознание – это инструмент открытия неисчерпаемого личностного и творческого потенциала у педагога. Люди в подавляющем большинстве находятся в полном неведении о самом себе. Мало кто знает сегодня, чтó такое человек.
Блез Паскаль писал: «Человек — существо бесконечно непонятное для человека... и вопроси у твоего Владыки о неведомом тебе истинном твоем состоянии» и с сожалением добавлял, что люди «вовсе не думают о том, что значит быть человеком» [11.С.34,35].. Апостол Павел задавался вопросом: «Кто из человеков знает, чтó в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем»? [1 Кор.2:11]
О своём внутреннем, духовном устроении задумывался уже ветхозаветный Иов. Он вопрошал: «Есть ли во мне помощь для меня, и есть ли для меня какая опора?» [Иов 6:13]. Создатель через пророка даёт ответ на этот вопрос: «Господь Бог твой среди тебя». [Софония 3:17]. И царь Давид — автор Псалтири, учитель человечества восклицает: «Господь твердыня сердца моего и часть моя вовек» [Пс. 72:26].
Иисус Христос указывает: «Царство Божие внутрь вас есть» [Лк 17:21]. Апостол Павел призывает: «Самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас»? [2 Кор 13:5]
Мы находим Создателя во внутреннем мире человека, человека, который сотворён по образу и подобию Божию.
Сейчас наблюдается полнейшее невежество в вопросах внутренней духовной жизни.
Материализм пустил столь глубокие корни, что люди сомневаются в возможности выйти за пределы мaтepиального мира, войти в не изученные реальные области внутреннего духовного мира человека.
Многие известные учёные побороли подобные сомнения. Так, энтомолог Фабр пишет: “Мир управляем бесконечным Разумом. Чем больше я наблюдаю, тем больше я открываю этот Разум, светящийся за тайной существующего. Бог… мне не надо верить в Него – я вижу Его”[5].
Но средний человек находится под сильным влиянием популярной «научной» литературы с ее возражениями против существующего нематериального мира.
Вера, молитва рассматриваются не как контакт с действительно существующим миром, но как просто психологическое явление.
Реальность духовного мира доступна всем, кто ищет её. Человек может вступить в контакт, диалог с бесконечным Творцом Вселенной. Люди, с легкостью отрицающие существование этого мира, не потратили и десяти ми.нyт, чтобы исследовать, существует невидимый духовный мир или нет.
Архиепископ Кентерберийский Рамзей наставляет: « В каждом человеке есть глубина, есть простор, которые так же велики, как Сам Бог, и эту глубину может заполнить только Бог. Ищи углубления в себя, потому что в самой глубине твоей заложена тайна – тайна познания Бога».[13. С.21].
В книге Я. А. Коменского «Лабиринт света и рай сердца» Господь обращается к Путнику: «Сын Мой, Я в двух местах обитаю — на небе во славе Своей и на земле, в сердце смиренном. Где ты был, сын Мой? Где ты был так долго? Куда ходил и чего искал в свете? Утешения? Да мог ли ты обрести его, кроме как в Боге? А где ты Бога можешь сыскать, кроме как в храме Его? А что есть храм Бога живого, если не живой храм, который Он сам себе приуготовил, сиречь твое же сердце? Ибо именно здесь Я избрал Себе чертог». [3. С.106].
Священное Писание говорит о том, что Бог поместил в сердце каждого человека потребность в Нём. «И дал им сердце, чтобы знать Меня, что я — Господь». [Иерем. 24:7]. Духовное сердце — это не орган тела, а центр сосредоточения высшего бытия. «Сердце мудрого — на правую сторону, а сердце глупого — на левую». [Еккл.10:2]. Разумеется, это не означает, что устанавливаются физиологические границы Тому, Кто превыше пространства и времени.
Василий Андреевич Жуковский, обретший Бога внутри себя, восклицает: «Как жизнью, полон я Тобою». Ап. Павел свидетельствует: «И уже не я живу, но живет во мне Христос»[Гал.2:20]. Мартин Лютер говорит: «Если бы кто-нибудь постучал в мою грудь и спросил, кто здесь живет, я бы не сказал — «Мартин Лютер», я бы ответил: «Здесь живет Иисус Христос»[11].
В. Марцинковский учил своих студентов о том, что «насытить бессмертную душу человека может только Бог, не идея Бога, а сам Бог... Бога недостаточно иметь в нашем сознании, созерцании, мышлении, надо дать Ему место в нашем сердце, в практической повседневной деятельности, в личной и общественной жизни».[8.С.25,26.].
До тех пор, пока человек не приобретет опыт нового рождения — духовного, не обретет наполненности Христом, он в глубине души чувствует странную пустоту и разочарование. Эта внутренняя пустота, от которой человек пытается избавиться различными путями, может привести его к порабощению алкоголем, наркотиками, никотином, чревоугодием, страхом, унынием, сексуальной зависимостью, жаждой богатства и власти.
Коменский вводит понятие «рай сердца»: рай сердца, когда реальное присутствие Христа не покидает нас. Речь идет о религии сердца, о внутреннем святилище, которое мы вносим во всё, что мы делаем, во всю нашу жизнь.
С падением внутренней реальности христианской веры всегда развивается внимание к ее внешней форме, к религиозному формализму.
И опять обратимся к Коменскому и его книге «Лабиринт света и рай сердца». Господь говорит Путнику: «Ты видел в мире, какие плодят люди церемонии и споры вокруг церковных обрядов. Твоя же вера да будет смиренно служить Мне и обрядами себя не связывать, ибо и Я тебя ими не связываю... Хотя бы тебя даже ославили еретиком: заботься только о покорном служении Мне».[3.С.110].
Верующие могут быть образцовыми в посещении церкви, в исполнении религиозных ритуалов, но быть в то же время не преобразованными внутри. Человек вступает на путь духовного роста, развивая личные отношения со Христом.
Есть неправильное мнение, что это сокровенное знание предназначено только для созерцателей, иноков, священнослужителей. Совсем нет! Бог предназначил внутреннюю духовную жизнь для обычных людей, которые должны работать, содержать семью, учить детей, защищать Родину. Она предназначена для преображения нашей жизни. А мы так редко живем Божественным Центром!
Апостол Матфей обращается к нам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос». [ Мф. 23:8]. Притязающим на учительство необходимо сосредоточение на Иисусе Христе, чтобы Христос мог через такого педагога учить. В этом — ключ к результативности учителя, секрет «горящего сердца». Христос говорит: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут». [Ин. 15:7]. «Кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего». [Ин.15:5]
К. Д. Ушинский утверждал: «Кто не имеет религии и не чувствует в ней потребности, не может воспитывать детей». «Педагогический успех дает человеку знание Бога». Достаточно сказать, что все педагогическое творчество гениев классической педагогики — Коменского, Песталоцци, Арнольда, Ушинского, Локка, Дистервега, Корчака — сформировано, пронизано библейскими представлениями о мире и человеке. Соединение с Богом дает мощный информационный поток (откровение) для решения и личных проблем, и педагогических. Это поможет нам избежать рутинности, механичности, банальности в процессе преподавания. Минует нас и свойственный учителям «синдром выгорания».
По мнению Ушинского, изучение даже самых лучших руководств по педагогике не может способствовать появлению хороших педагогов.
Истинное учительство проистекает из связи с Божественным глубоко внутри нас. Ян Амос Коменский говорит: «Истинный учитель тот, кто непосредственно от Бога принял книгу духовного разума».
Коменский высоко оценивает статус учителей: «Они поставлены на высоко почетном месте, им вручена превосходная должность, выше которой не может быть ничего под солнцем, именно, чтобы маленькое подобие Бога доводить до сходства с Богом».[4.С.65.].
Использованная и цитированная литература
1. Библия. изд. Моск.Патриархии, 1956-1968 г.г.
2. В. Г. Александрова. Влияние христианского учения на развитие гуманистической педагогической традиции ХIII — ХХ веков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 2003.
3. Ян Амос Коменский. Лабиринт света и рай сердца. М.,2000
4.Ян Амос Коменский. Избранные педагогические сочинения. М.,1955
5. Мысли о православной педагогике. М.,1994. (Сборник)
6. В. В. Розанов. Русская государственность и общество. //«Новое Время», 1907, №11088 (24 мая).
7.Лествица преподобного отца Аввы Иоанна. М.: православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2001.
8. Н. А. Бердяев. Самопознание. Париж,1949.
9 В. Ф. Марцинковский. Смысл жизни. Новосибирск: «Посох», 1996.. В. Розанов. 10. В. В. Розанов. Сумерки просвещения. М.,1990.
11.Французский мудрец Паскаль, его жизнь и труды. М.,1911
12.Братский вестник №3 1983. Печатный орган Всесоюзного Совета Евангельских христиан-баптистов.
13. Антоний Блум.. Может ли еще молиться современный человек. PROFILIB.
Поделиться: