Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Управление адаптацией как психолого-педагогическая задача (из опыта работы МОУ «Гимназии №1 им. В.Я. Шишкова» г. Бежецка Тверской области)
В практической деятельности школы проблемам адаптации детей уделяется большое внимание. Гораздо реже звучит проблема адаптации учителя, и, как правило, она может рассматриваться только в отношении молодых начинающих учителей. Однако мы отчетливо осознаем, что этот процесс системен и имеет свои законы развития, и знания о нем должны быть расширены и актуализированы у педагогов именно в период перехода к новым образовательным стандартам. Понятно, что выступить с интересной информацией психологу было бы проще, однако активные формы обучения эффективнее. Педагогический совет — это традиционная форма управления педагогическим коллективом. Мы провели его в форме, соответствующей требованиям новых образовательных стандартов.
Цель педсовета, поставленная психологами, состоит в том, чтобы расширить психологическую компетентность и самосознание учителя в отношении проблем адаптации, переведя их из разряда трудностей в разряд задач.
В сентябре был разработан план подготовки и проведения педагогического совета (Приложение 1). Для актуализации знаний предметным кафедрам были предложены темы для самостоятельного изучения проблемы: определение адаптации в широком смысле этого понятия с биологической и психологической точки зрения, ее виды, сроки, критерии и формы проявления. Кафедра начальных классов, для которых эта тема оказалась наиболее значимой, провела заседание в интерактивном режиме под руководством психолога, с обязательным использованием компьютерных технологий и оформлением результатов. Для всех педагогов был предложен экспресс-опрос по теме «Адаптация» методом незаконченным предложений.
Работа педагогического совета проходила в малых группах. Группы были сформированы по составу предметных кафедр (не выделяя группу администрации). Каждая группа получила специальные значки для рефлексии и обратной связи по окончании работы.
Мотивационной составляющей участников педсовета в начале работы стал просмотр мультипликационного фильма« Буревестник» (Аргус интернейшл 2004), позволивший посмотреть на проблему взаимоотношений учителя и ученика на уроке и степени их психологического здоровья с юмористической точки зрения.
Теоретический блок педсовета был оформлен в виде презентации. (Приложение 2 – текст). Основной акцент сделан на то, что адаптация является управляемым процессом и имеет двухсторонний характер взаимного приспособления работника и среды
Рассмотрены организационно-административные, экономические, социально-психологические методы управления. При определении понятия «Адаптация» обращено внимание на природную целесообразность данного процесса: выживает не сильнейший или умнейший, а наиболее приспособленный. Приспособление живого обеспечивает самосохранение. Важно, чтобы учитель осознал, почему низкий уровень учебной мотивации свойственен детям с низкой стрессоустойчивостью. Информация о классификации видов адаптации по характеру приспособления, степени тяжести, цикличности, а также о структурных компонентах (психофизиологический, социально-психологический, профессиональный) позволила расширить свои представления о данном процессе. Профессиональный интерес акцентировался на типах учеников и факторах влияющих на процесс адаптации, зависящих и независящих от учителя, а также критериях физиологической и социально-психологической адаптации к учебной деятельности и общению.
Важное значение имели сведения о задачах и причинах трудностей адаптационного периода для первоклассников, в пятых и десятых классах. На основании ранее представленных педагогами материалов сформулированы факторы, способствующие адаптации учащихся.
Практический блок педсовета с творческим компонентом был начат с представления результатов мини-опроса учителей по озвученной проблеме в графическом виде. По мнению педагогов, адаптация – это, прежде всего, «приспособление, привыкание, уживаемость, способность вжиться». Некоторые из опрошенных выделяли положительные моменты («продолжение пройденного и развитие нового, чувство комфорта, плавный переход»), а другие, наоборот, описывали негативные переживания («сложности, конфликты, много работы»).
Опрошенные отмечали, что от них, как от учителей, зависит:
• Общение с учащимся, налаживание контакта, создание благоприятной атмосферы
• Успеваемость и успешность детей, их уверенность в себе
• Отсутствие страха, конфликтов
• Налаживание контакта с родителями
А учитель понимает, что ребенку-новичку на уроке комфортно, если:
- он спокоен, улыбается, не волнуется, сидит спокойно, нет страха, не зажат;
- все понимает, может свободно излагать свои мысли, внимательный, активно работает;
- глаза светятся, взгляд осмысленный, смотрит в глаза;
- получает удовлетворение от урока, на урок идет с удовольствием.
Далее по ходу работы педсовета для активизации творческих способностей педагогам была предложена творческая разминка – составить синквейн:
1-я строка: Адаптация
2-я строка: 2 прилагательных отражающих суть проблемы
3-я строка: 3 глагола отображающих суть проблемы
4-я строка: фраза-резюме
5-я строка: заключение в форме существительного
Чтобы убедиться, что педагогический совет достиг поставленной цели и в ходе его работы были решены основные задачи участникам было предложено методом «мозгового штурма» определить:
- Что помогает человеку эффективнее адаптироваться? (из собственного опыта )
- Предложения по управлению адаптацией в гимназии.
Состоялось активное обсуждение высказанных предложений и замечаний, рефлексия по итогам работы, что легло в основу решения педсовета.
Дополнительно в качестве иллюстрации по теме психологами были представлены результаты диагностики 1-х, 5-х, 10-х классов на предмет адаптации к новым учебным условиям.
В завершение работы в качестве «обратной связи» участники красочно оформили «небо педсовета», используя символы – солнце, туча, птица – с кратким описанием собственных чувств, психологического состояния, пожеланий.
Поделиться: |