Поиск по сайту

Игровые ситуации как средство знакомства детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности


Авторcтво: Басистая Елена Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 133 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга


Сложившаяся на сегодняшний день социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых маленьких граждан – дошколят. Ведь дети – наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности.

Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Для этого необходимо больше внимания уделять организации различный видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь принять в реальной жизни на практике. А научить мы их можем через игру, так как игра – это основной вид деятельности дошкольного возраста.

Педагоги и психологи уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например, компенсаторная функция игры основана на том, что для ребенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослым. Иначе говоря, игра — это альтернатива действительности, и поэтому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

В процессе игры дети легче усваивают новый материал. Игры способствуют решению различных учебных задач: формированию навыков умственной деятельности детей, усвоению новых знаний, правильному использованию приобретенных знаний в различных ситуациях, развитию умственной активности детей дошкольного возраста.

Эмоциональная и интеллектуальная стороны развития ребенка в игре взаимообусловлены и естественно вытекают из реальной жизни. Игра – это разновидность интеллектуальной деятельности и уровень решения игровых задач зависит от реального опыта ребенка. Разрабатывая методы формирования игры, необходимо учитывать специфику игрового действия, которое всегда направлено на достижение определенной цели.  

Основная форма использования игры в процессе ознакомления дошкольников с правилами безопасности — это игровые обучающие ситуации, которые создаются воспитателем для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на занятиях и разных мероприятиях повседневной жизни.

Для обучения используются различные игровые элементы: сюжет, воображаемая ситуация, ролевые действия. Своеобразным игровым элементом в обучении являются игрушки, которые изображают животных, литературно – сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов.

В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом занятия по «ОБЖ». Благодаря ей решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Существует три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями: ИОС с игрушками – аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС – путешествия.

Знакомя с основами безопасности жизнедеятельности детей используются игровые обучающие ситуации с применением кукол, которые являются персонажами литературных произведений. Дети дошкольного возраста очень эмоционально воспринимают полюбивших героев сказок, рассказов, мультфильмов, стараются им подражать. Кукол, которые являются персонажами сказок, опираясь на их «литературную биографию», можно с успехом использовать на занятиях. Для этой цели используются образы Незнайки, Карлсона, Буратино, Айболита, Красной Шапочки, Дюймовочки, дяди Степы и других героев сказок. С помощью этих хорошо знакомых детям персонажей можно активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач программного содержания. Куклы из сказок — это не просто симпатичные игрушки, которые развлекают ребят, а персонажи со своим характером и настроением, со своей манерой поведения, проистекающей из сюжета сказки. Дошкольникам они интересны тем, что в новых, неожиданных ситуациях проявляются типичные черты характера этих героев. Например, Карлсон, Незнайка и Буратино очень часто чего-то не знают и поэтому попадают в сложное положение – и тогда необходимы знания и помощь ребят. Такие моменты хороши тем, что дошкольники начинают их учить – объясняют, рассказывают им то, что уже сами знают, то есть из обучаемых дети превращаются в обучающих, благодаря чему активизируется их умственная деятельность.

На занятиях воспитатель задает детям вопросы, что-то объясняет, рассказывает. Но когда от имени Незнайки, Карлсона или Буратино задает «глупые» вопросы, дети с удовольствием исправляют его «ошибки». Они находятся во власти игровой ситуации, поэтому уверенно дополняют рассказ воспитателя, уточняя и закрепляя при этом полученные знания.

Литературных персонажей для игровой обучающей ситуации можно использовать в разных разделах программы «Основы безопасности жизнедеятельности детей».

Раздел «Ребенок на улице»

Разыгрывая разные ситуации, воспитатель совместно с детьми обсуждает, правильно ли, с точки зрения безопасного поведения, тот или иной ребенок вел себя на улице, не мешал ли он своей игрой другим детям. Вот здесь можно использовать шаловливого персонажа Буратино, который рассказывает детям о том, как он играл на тротуаре в футбол, где сначала попал мячом в малыша на трехколесном велосипеде, а потом мяч укатился на проезжую часть. Дети должны объяснить, в чем именно Буратино вел себя неправильно, рассказать, как бы они поступили на его месте.

Образ дяди Степы можно также использовать в этом разделе:

«Кто не знает дядю Степу?

Дядя Степа всем знаком!».

С образом дяди Степы можно разыграть разные ситуации, например, Буратино или Незнайка нарушает правила дорожного движения, а дядя Степа вместе с детьми помогают ему исправить его ошибки.

«Если ты потерялся» — на помощь приходит дядя Степа; «Как Незнайка катался на велосипеде».

Здесь хорошо использовать для игровой ситуации макеты дороги, улицы, двора.

Раздел «Ребенок и природа»

 Здесь можно использовать персонажи Красная Шапочка и Дюймовочка.

Красную Шапочку дети любят за то, что она добрая, навещает бабушку, носит ей угощения. Ее жалеют, потому что волк ее обманывает. Красная шапочка ходит через лес – это ее главная «экологическая» особенность, она может послужить для разработки содержания разных игровых обучающих ситуаций. Например, Красная Шапочка пришла в гости к детям с корзинкой грибов, она собрала их по дороге домой, когда шла от бабушки. Она очень торопилась и собирала все подряд, а теперь просит детей помочь и разобраться какие грибы хорошие, а какие надо выбросить. Воспитатель вместе с куклой раскладывает грибы, просит ребят сравнить каждый гриб с картинкой, назвать и сказать какой он – съедобный или ядовитый.

Дюймовочка – героиня сказки Г.Х. Андерсона. Эта прелестная маленькая девочка появилась из большого чудесного цветка. Вся ее жизнь связана с растениями и некоторыми животными, о которых она может рассказать дошкольникам. В игровых ситуациях может использована маленькая, красиво одетая куколка.

Например, используем игровую ситуацию «Дюймовчка знакомит ребят с первоцветами». Она приходит в гости к детям с корзинкой цветочных растений, рассказывает, что такое первоцветы, о том, что они занесены в Красную Книгу, учит бережному отношению к растениям.

Раздел «ребенок и другие люди»

Здесь также можно использовать персонаж Красная Шапочка, а также героя сказок Н. Носова Незнайку. Дети любят этот персонаж. Несмотря на то, что он постоянно хвастается своими удивительными способностями, на самом деле он беспомощен и часто попадает в нелепое положение. Ему постоянно нужна помощь людей. Эту особенность Незнайки легко использовать в различных игровых обучающих ситуациях, в которых кукла будет давать заведомо неверные ответы. Особенно успешными игровые ситуации будут в том случае, если все же Незнайка будет проявлять старание и хоть иногда на радость детям отвечать правильно.

Например, используем следующие игровые ситуации: «Незнайка остался один дома, а в дверь постучали»; «Мой новый приятель»; «Какую ошибку совершила Красная Шапочка».

В качестве игрового момента можно еще использовать разные небылицы Незнайки.

Раздел «Здоровье ребенка»

Здесь мы используем персонаж Айболит.

С образом доктора Айболита у дошкольников связаны представления о добром враче, который лечит животных и заботится о них. Большую роль в развертывании игры с Айболитом выполняет атрибутика. Кукла должна быть средних размеров, в белом халате и колпаке. Желательно очки и борода, символизирующие ученость и доброту. В этой игровой ситуации можно использовать куклу би-ба-бо, которой воспитатель может легко управлять и совершать разные врачебные (игровые) действия. В чемоданчике Айболита, кроме традиционного набора, есть рецепты (листики бумаги небольшого размера, ручка). Настоящая обязанность врача – выяснить состояние пациента, условия, при которых возникло заболевание, дать соответствующие оценку и рекомендации. Авторитет врача для детей очень велик, поэтому игра, в которой участвует Айболит производит на них сильное эмоциональное впечатление.

Используем следующие игровые ситуации: «В гостях у доктора Айболита», «Айболит рассказывает о здоровом образе жизни», «Айболит рассказывает о лекарственных растениях», «Отношение к больному человеку», «Как Мальвина следила за своим здоровьем».

Раздел «Ребенок дома

Здесь можно использовать героев известной сказки Астрид Линдгрен Карлсона и Малыша. Карлсон живет на крыше, летает где хочет; сладкоежка; баловник (устраивает разные беспорядки дома), смелый и любит приключения, но ему одиноко, поэтому он хочет дружить с мальчиком. Эти особенности и выразительность куклы позволяют создать игровые обучающие ситуации для работы с детьми.

Можно разыграть разные ситуации: «Ребенок один дома», «Ребенок дома с друзьями, сестрами, братьями». Целесообразно обсудить с детьми различные пожароопасные ситуации, которые могут возникнуть в результате шалостей детей дома, ситуации с опасными предметами, требующими осторожного обращения. Можно использовать, например, такие игровые ситуации: «Мама ненадолго ушла, а дети остались одни дома», «Как Малыш и Карлсон играли со спичками» и др.

Для хорошего результата работы можно использовать макет комнаты.

Всех знакомых литературных персонажей дети очень любят и чтобы заинтересовать их сказочными героями, которые должны прийти в гости к ребятам можно использовать стихи и загадки.

Итак, игровые обучающие ситуации требуют от воспитателя определенной подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Сам воспитатель легко входит в игру – в ряде случаев он исполняет одновременно две роли: ведет диалог от имени куклы – персонажа и при этом остается воспитателем, который проводит занятия с детьми. Обучение с использованием игровых обучающих ситуаций в отдельных случаях может выходить за рамки отведенного времени, но это неопасно, т.к. хорошая игра, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект. Дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации. Игровые обучающие ситуации помогают детям получить новые знания, дают практическую модель правильного поведения в окружающей действительности.


Приложение: стихи и загадки о сказочных героях


Поделиться: