Поиск по сайту

Рекомендации по составлению рабочей программы педагога дополнительного образования


Авторcтво: Кузнецова Екатерина Дмитриевна, методист ОДОД «Северное сияние» ГБОУ школы №102 Выборгского района Санкт-Петербурга


Учебно-воспитательная работа педагогов обеспечивается системой взаимосвязанных программно-методических документов (образовательная программа, рабочая программа, планы, отчеты, диагностические материалы, конспекты занятий и т.д.) составляющих их документационную базу, в состав которой входит календарно-тематический план, на основе которого создается рабочая программа. Рабочая программа оформляется ежегодно и представляется на рассмотрение и утверждение завучу по воспитательной работе или руководителю отдела по направленности до 20 августа (пишется на основании локальных актов учреждения, например «Положения о рабочей программе»), а затем рассматриваются, и утверждается на Педагогическом совете учреждения.

Рабочая программа – это нормативно-управленческий документ, разрабатываемый педагогом на основе реализуемой им общеобразовательной программы и соответствующего ей учебно-методическому комплексу. Она является индивидуальным инструментом  педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного объединения содержание, форумы, методы, и приемы организации образовательного процесса.

Структура рабочей программы

     Структура рабочей программы является формой представления общеобразовательной программы как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

1.     Титульный лист – структурный элемент программы, дающий общие сведения о программе;

На титульном листе указывается:

- полное название образовательной организации в соответствии с уставом;

- прописывается, что это рабочая программа и «название»;

- конкретный учебный год, на который составлена программа;

- направленность деятельности (например, туристско-краеведческая);

- адресность: год обучения, номер группы обучающихся;

- учебная нагрузка (количество педагогических часов по программе,  количество педагогических часов в неделю);

- возраст обучающихся;

- сведения о педагоге (педагогах), реализующих программу (Ф.И.О, должность);

- место реализации программы (город).

Также на титульном листе указывается информация об утверждении рабочей программы с указанием названия образовательной организации (сокращенно), ФИО руководителя организации, номер и дата приказа о рассмотрении и утверждении рабочей программы.

2.     Пояснительная записка  - структурный элемент программы, дающий конкретные сведения (краткую аннотацию)  по программе в которой указывается:

- актуальность и новизна программы;

- цель общеобразовательной программы и задачи конкретного года обучения

- условия организации учебно-воспитательного процесса;

- количество часов, отводимых на освоении материала данного года обучения (теория и практика);

- ожидаемые результаты учебного года, определяющие основные компоненты процесса освоения общеобразовательной программы.

3. Учебный план - структурный элемент программы, дающий конкретные сведения по программе на данный учебный год (берется из общеобразовательной программы).

4. Календарно-тематический план (календарный график) - структурный элемент программы, содержащий:

- наименование разделов и тем занятий (если необходимо с уточнением их содержания)

- даты проведения каждого занятия;

- количество часов, отведенных на занятие, согласно учебно-тематическому плану.

5. Критерии и нормы оценки результатов освоения общеобразовательной программы обучающихся – структурный элемент программы, показывающий  формы оценки результативности, воспитательную работу и массовые мероприятия, проводимые с обучающимися.

6.Взаимодействие педагога с родителями - структурный элемент программы, показывающий  формы работы с родителями.

7. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса - структурный элемент программы, дающий конкретные сведения по программе на данный учебный год (берется из общеобразовательной программы).

8. Список литературы - структурный элемент программы, дающий конкретные сведения по программе на данный учебный год (берется из общеобразовательной программы).

Также педагоги дополнительного образования составляют план работы на год.

Приложение: оформление рабочей программы педагога дополнительного образования



Список литературы

1. Астраханцева, С.В. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному творчеству в системе ДОД [Текст]/ С.В. Астраханцева// Дополнительное образование. - № 3. – 2007. - С.16 – 23.

2. Дидактика средней школы [Текст]/ М.: ЭЙДОС, 2002.

3. Дьяченко, В.К. Методические рекомендации по организации коллективных, групповых, индивидуальных учебных занятий в общеобразовательной школе [Текст]/ В.К. Дьяченко. – Гомель, 2003.

4. Дьяченко, В.К. Общие формы организации процесса обучения [Текст]/ В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2001.

5. Иванов, С.В. Типы и структура урока [Текст]/ С.В. Иванов. – М.: Просвещение, 2002.

6. Ильина, Т.А. Педагогика [Текст]/ Т.А. Ильина. – М.: Просвещение, 2005.

7. Кириллова, Г.Д. Совершенствование урока как целостной системы [Текст]/ Г.Д. Кириллова. – М.: ВЛАДОС, 2000.

8. Лобашев, В.Д. Некоторые характеристики дидактических средств [Текст]/ В.Д. Лобашев// Дополнительное образование. - № 6. – 2006. - С.3 – 8.

9. Лобашев, В.Д. Условия создания и применения дидактических средств в учебном процессе [Текст]/ В.Д. Лобашев// Дополнительное образование. - № 2. – 2006. - С.7 – 11.

10. Лобашев, В.Д. Обеспечение дидактического ландшафта учебного процесса [Текст]/ В.Д. Лобашев// Дополнительное образование. - № 7. - 2007 г. - С.3 – 8.

11. Махмутов, М.И. Современный урок [Текст]/ М.И. Махмутов. – Волгоград: Учитель, 2001.

12. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст]/ П.И. Пидкасистый. – М.: Просвещение, 2001.

13. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]/ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2001.

14. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст]/ М.Н. Скаткин. – М.: Просвещение, 2000.

15. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 № 63

16. Распоряжение Комитета по образованию №2564-р от 28.11.2011 «Об утверждении отраслевых технологических регламентов оказания государственных услуг в сфере образования»

17. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации // Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р

18. Дополнительная комплексная общеобразовательная программа «Городская станция юных туристов»// Авторы: Ананьева Маргарита Станиславовна,  Белова Елена Павловна, Губаненков Сергей Михайлович/2004, корректировка 2014


Поделиться: