Авторcтво: Федоренко Наталия Владимировна, методист ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга |
Ключевые понятия: добро, благо, гармония, выбор, самостоятельность, самоотверженность, эгоизм, духовная радость, добродушие
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции, помочь подойти к пониманию творения добра как естественной, природосообразной позиции человека в этом мире, духовной радости.
Задачи урока:
- освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;
- понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка, понимание сотворения добра на основе самоотвержения как подражания христианской жертве;
- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.
Оборудование: карточки- задания, тексты, мультимедиа (м/ф «Снежная королева».
Ход урока.
Как хотите, чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними.
(золотое правило этики).
1. Организационный момент. Постановка учебного задания.
Ребята, на сегодняшнем уроке мы постараемся найти ответ на вопросы:
Как вы думаете, что такое добро?
Зачем творить добро?
Может ли добро происходить от корысти?
Всегда ли сотворение добра требует самоотвержения?
Бывает ли добрым эгоистический человек?
Можно ли одновременно творить добро и быть эгоистичным?
Что такое доброта?
Что это такое доброта?
Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда,
Доброта – это тогда,
Когда все друг другу друзья,
И летать все могут!
(из детской песенки)
2. Актуализация знаний и жизненного опыта детей.
- Ребята, приведите примеры своихдобрых поступков.
- А были в вашей жизни случаи, когда требовалось сделать что-то
хорошее, правильное, что принесло бы пользу другим людям, а вам этого очень не хотелось? Как вы при этом поступили, какой выбор сделали? Почему?
- За какие качества мы любим своих родных? друзей?
3. Работа с текстом.
Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого «Старик и яблони», написанный им для маленьких детей, учащихся читать. Каким качеством из перечисленных выше наделил старика Л.Н. Толстой?
Л.Н.Толстой «Старик и яблони»
Старик сажал яблони. Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков". Старик сказал: "Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут".
В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? - спросил внук деда.
-Обыкновенный человек, - ответил дед.
3. Этимологическая работа со словом. Осмысление понятий.
Необходима работа, направленная на осмысление этимологии и лексического значения слова «добро»
Добро – это .... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?)
- А бывает так, что человек готов прийти на помощь за хорошую плату?
Что можно сказать о нравственных качествах такого человека?
Добро за награду, вознаграждение (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? Разве это не добро?
Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно?
А порой и готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды, без похвалы и признания?
Готовое определение, созданное учащимися в коллективной работе, записывается на плакате и вывешивается в классе.
Работа со словом может быть продолжена через задание:
среди ряда слов выбрать сходные по оценке, по ценностному смыслу (из одного ряда, но не синонимы) и противоположные по ценностному смыслу:
Добро, доброта, доброжелательность, добротолюбие, задобрить, доброхот, добродетель…, зло, злопамятный, злонамеренный, зловредный, злюка, злыдень,..
Задание выполняется у доски двумя учениками, один из них прикрепляет к доске карточки со словами, имеющими отрицательную оценку, второй- положительную, класс помогает им, объясняя значения слов.
Справка для учителя. Слово "Добро" является исконно русским и ведёт свои корни не со ст.славянского языка,а из праславянского, более старшего, начавшим вытесняться старославянским языком в период 3-5в.в. нашей эры. В праславянском языке оно имело несколько значений: Храбрый, сильный, крепкий, плотный. Эти слова не имеют никаких аналогий с другими иностранными словами. По мнению этимологов само слово ассоциируется с деревом "ДУБ" и с него берёт своё начало. Свой современный смысл получило после создания "АЗБУКИ", ведь алфавит создан не просто так, а это некий текст. А (аз-Я), Б (буки-буквы), В (ведаю-знаю), Г (глаголь-заявляю), Д(добро), Е(есть-существует), Я-Буквы-Знаю-Говорю-Добро-Есть и так до окончания всего старославянского алфавита, в котором было 47 букв. Сама же азбука являла собой род молитвы.
4. Закрепление понятий «добро», «бескорыстие», «самоотверженность».
Можно провести на материале русской народной сказки «Гуси-лебеди» или сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева».
Европейская и русская литература предоставляют множество образцов самоотверженности и самоотречения в самых разных степенях проявлениях.
Пример: Сказка Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Ученики смотрят мультфильм «Снежная королева», предварительно получив от учителя задание: обратить внимание на поступки и решения Герды, на то, от чего девочке приходится отказываться ради спасения Кая. Каждый поступок Герды даёт пример самоотверженности, причём каждый раз степень самоотверженности возрастает. Учащиеся могут проследить за тем, что каждое решение Герды сопряжено с выбором решения, часто с отказом от личного благополучия:
Поступки и решения Герды
|
От чего отказывается Герда, принимая решение, что потребуется от неё
|
Просьба к реке вернуть названного братца
|
От новых красных башмачков
|
Решение плыть в лодке дальше по реке
|
Разлука с близкими, разлука с бабушкой
|
Побег от старушки
|
От тепла, уюта, покоя, красоты домика, в котором приютила Герду старушка
|
Решение покинуть дворец, куда привели её ворон и ворона
|
От шёлковой и бархатной одежды, роскошной жизни во дворце
|
Отъезд из разбойничьего замка
|
Крышу над головой, тепло от очага, ненадёжную, но защиту, которую могла ей дать маленькая разбойница
|
Отъезд из дома финки
|
Потеря тёплых сапог и рукавиц, обретение полного одиночества среди бескрайней снежной равнины
|
Учитель выдает ученикам карточки с названием того, от чего Герда отказалась и ученики выстраивают лестницу самоотверженности Герды, приходя к выводу, что каждое новое испытание требовало утверждения девочки в своих добрых намерениях, укрепляло волю, закаляло характер.
5. Выводы по уроку.
Для достижения цели урока необходимо подвести детей к мысли, что повседневная, обыденная жизнь человека так же требует от него, прежде всего, доброго отношения к людям, любви к ним, стремления помогать бескорыстно, только такая доброта приносит истинную духовную радость.
Только в жизни преодоление разного рода испытаний чаще всего лишено красоты подвига и не вызывает восхищения окружающих, добрые поступки чаще всего остаются незаметными, но от этого не менее необходимыми для близких, для живущих рядом.
Поделиться: