Поиск по сайту

К вопросу о внедрении инновационных форм обучения ПДД и формирования культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста


Авторcтво: Ахтырская Юлия Викторовна, воспитатель ГБДОУ детского сада №62 Приморского района, Санкт-Петербурга; Вакуленко Любовь Сергеевна, к.п.н., доцент, старший воспитатель ГБДОУ детского сада №62 Приморского района, Санкт-Петербурга; Трифонова Лидия Сергеевна, музыкальный руководитель ГБДОУ детского сада №62 Приморского района, Санкт-Петербурга


Анализируя дорожно-транспортные происшествия, освещенные в средствах массовой информации города Санкт-Петербурга сотрудниками Госавтоинспекции и число жертв ДТП, все чаще сравниваешь цифры со страшной статистикой потерь в ходе военных действий. Война на дорогах города - это, увы, страшное, но объективное сравнение, особенно когда пострадавшими оказываются дети. Независимо от времени года, региона, времени суток и ситуации в стране, сообщения и статьи о детском травматизме на дорогах встречаются постоянно.

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», государством предпринимаются серьезные шаги в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, но на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Современные реалии доказали необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста и потребовали организации в ДОУ инновационных форм обучения ПДД.

В ГБДОУ детский сад №62 значительный пласт работы с родителями воспитанников и педагогами взяла на себя творческая группа «Профилактика дорожно-транспортного травматизма», целью которой стала не только профилактика дорожно-транспортного травматизма, но и формирование в семье навыков безопасного поведения на дорогах. В ходе анкетирования, тестирования и опроса родителей был получен результат, который послужил основанием для разработки мероприятий, проводимых творческой группой совместно с администрацией ДОУ:

  1. инструктаж педагогов «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»;
  2. создание среды в группах «Уголка пешехода»;
  3. проведение консультаций для педагогов и родителей «Психофизические особенности дошкольников и их поведение на дороге», «Методика организации работы с детьми по воспитанию безопасного поведения на улице и дорогах в разных возрастных группах», «Взаимодействие с семьей по предупреждению травматизма и дорожно-транспортного травматизма дошкольников»;
  4. круглый стол для участников образовательного процесса «Безопасность ребенка на дороге»;
  5. составление картотек художественной литературы, игр (в том числе с использованием ИКТ) по ПДД и основам безопасности жизнедеятельности;
  6. оформление «Информационного уголка»;
  7. разработка комплекса мероприятий для воспитанников (целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения экскурсий и прогулок за пределами детского сада; целевые прогулки; экскурсии; игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные); праздники и досуги; конкурсы; районные акции; мультимедийные презентации; беседы; тренинги для воспитанников; интегрированные занятия).

В специальной литературе слабо раскрыт аспект проведения интегрированных занятий в массовом ДОУ, поэтому в данной статье на данной форме работы будет сделан особый акцент.

Интегрированные занятия способствуют формированию у детей целостной картины мира, дают возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Мероприятия подобного плана являются трудоемкими в плане подготовки, поскольку требуют максимального взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. По этой причине, как правило, интегрированное занятие призвано обобщить знания воспитанников, закрепить сформированные компетенции, т.е. является итогом определенного этапа работы, реализованного проекта.

Важность проведения интегрированных занятий объясняется рядом факторов:

- Явления представляются не фрагментарно, а целиком.

- Побуждение детей к активному познанию окружающей действительности и нахождение причинно-следственных связей.

- Интерес детей, т. к. переключение на разные виды деятельности, дети не утомляются.

- Высвобождаются часы, которые ребенок может потратить на свободную деятельность, развитие двигательных потенциалов, следовательно, оздоровлению.

- Снятие напряженности, страха, неуверенности.

- В большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи (сравнивают, обобщают).

Интегрированное занятие соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач развития воспитанников.

Перечислим наиболее эффективные методы и приемы, используемые на интегрированных занятиях:

- Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность. На одном этапе занятия задается вопрос, на другой части вопрос решается детьми.

- Проблемные вопросы, стимулирующие проявление совместных с педагогом "открытий", помогающих ребенку найти ответ.

- Задания: "Докажи", "Объясни", "Как ты узнал?" Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному).

- Разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря.

Требования к интегрированному занятию:

- четкость, сжатость учебного материала;

- продуманность и логическая взаимосвязь разделов программы;

- емкость учебного материала (об одном предмете, но глубоко);

- систематичность и доступность изложения материала;

- соблюдение временных рамок занятия.

Структура интегрированного занятия:

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация.

2. Основная часть. Даются новые знания - решение проблемы, вопроса с помощью разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по развитию речи (обогащение словаря, совершенствование связной речи).

3. Заключительная часть. Практическая деятельность (дидактическая игра, рисование и др.). Закрепление информации.

На протяжении нескольких лет в ГБДОУ детский сад №62 проводятся интегрированные занятия, посвященные разным темам. Так, в мае 2013 г. силами инструкторов ФК, музыкального руководителя и музейного педагога было проведено занятие на улице «Мой Петербург», суть которого заключалась в рассмотрении истории развития транспорта (от кареты к автомобилю), отработке навыков безопасного поведения на дорогах в ходе моделирования ряда ситуаций в открытом в 2012 году на базе сада при содействии Госавтоинспекции и МО «Озеро Долгое» автогородке.

Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения на дороге эффективно осуществляются в игровой форме в компьютерном классе детского сада. Для этих целей используются различные компьютерные игры «ПДД со Смешариками», «Светофорчик», «Дорога в школу» и другие. В них в занимательной форме представлен материал по правилам дорожного движения, обыгрываются варианты дорожных ситуаций, дорожные знаки лучше запоминаются не в виде рассказов и рассматривания картинок, а при использовании мультимедийных компьютерных технологий. Кроме того компьютерные игры расскажут ребенку общие правила безопасности: как вести себя в транспорте и на улице; что делать, если ребенок потерялся; поможет запомнить важные номера телефонов, что повышает безопасность ребенка, способствует социализации, развитию познавательной активности, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, игровой деятельности, внимания, общей культуры и эрудиции.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяет сам воспитатель в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.


Список литературы

1. Денисова Д.М. Как перейти дорогу. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

2. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

3. Маркин Н.И., Денисов М.Н. Пешеходы-вездеходы. – М.: Энас-класс, 2006.


Поделиться: