Авторcтво: Павлова Вера Леонидовна, заместитель директора по НМР ГБОУ ДОД Дом детского творчества «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга |
В условиях дополнительного образования ребенок развивается, включаясь в активную познавательную и игровую деятельность, тем самым решая проблему развития своих способностей, пробуждая чувство собственного достоинства.
Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь. Поэтому очень важно преобразовать «среду обитания» ребенка, создать новые средства для его развития и активной творческой деятельности, ведь в момент воспитания и обучения происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается фундамент его жизненной позиции и дальнейшего интеллектуального развития.
Начнем с определения.
Слово «технология» - греческого происхождения и состоит из двух слов. Дословно переводится - наука о мастерстве. В толковом словаре трактуется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Сегодня мы будем говорить об «образовательных технологиях».
Есть множество определений понятия «образовательные технологии». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Образовательные модели (технологии) классифицируются на основе заложенного в них характера учебной деятельности. Их две: репродуктивная (традиционная) и продуктивная (поисковая) .
Репродуктивная (традиционная)
|
Продуктивная (поисковая)
|
- Знания предлагаются в «готовом» виде.
- Педагог объясняет данные знания.
- Обучающиеся сознательно усваивают знания, понимают и запоминают их.
- Прочные знания формируются многократным повторением.
|
- Знания надо добывать самостоятельно.
- Педагог организует поиск новых знаний.
- Обучающиеся самостоятельно рассуждают, решают возникшие познавательные и проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируя прочные знания.
|
Сегодня насчитывается больше сотни видов образовательных технологий.
Их выбор должен ориентироваться на запрос и специфику ОУ, чтобы выстроить траектории личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями.
Назовем некоторые из них.
- Здоровьесберегающие технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
- Игровые технологии
- Личностно-ориентированные технологии
- Кейс-технологии
- Технология «Модульное обучение»
- Технология «Социальное партнерство»
- Технология «Групповое взаимодействие»
- Технология «Диалоговое взаимодействие»
- Технология «Проектная деятельность»
- «ТРИЗ-технология» и др.
· Отличительными признаками образовательных технологий являются:
- концептуальность (опора на определенную научную концепцию)
- системность (наличие признаков системы: логичность, целостность, взаимосвязь и взаимообусловленность всех частей)
- экономичность (оптимальность по энергозатратам, поиск резерва времени)
- воспроизводимость в условиях работы реального образовательного учреждения
- визуализация (применение различных ТСУ, различной технологической оснастки и современных дидактических средств)
- диагностичность результатов (гарантированность достижения цели и эффективность обучения, развития и воспитания)
- управляемость и возможность коррекции (наличие обратной связи в системе «обучающий – обучающийся»).
Выбирая технологию, мы должны руководствоваться ее структурными составляющими: понять цели, задачи и преимущества, определить содержание и новизну, организовать условия реализации образовательного и воспитательного процесса, просчитать ожидаемые результаты деятельности, возможные риски и способы их преодоления, распространение опыта.
Применение современных образовательных технологий могут радикально перестроить процесс обучения и воспитания. Они призваны решать следующие задачи:
- усилить образовательные и воспитательные эффекты
- построить индивидуальные образовательные и воспитательные траектории обучающихся
- осуществить дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем готовности восприятия данной технологии
- подвести образовательную и воспитательную деятельность к процессу творчества.
Любая образовательная технология несет в себе триединую задачу: обучение, развитие, воспитание и помогает растущему человеку самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи. Поэтому мы уже сейчас должны грамотно пользоваться теми широчайшими возможностями, которые предоставляют образовательные технологии.
Приложение: презентация
Литература:
1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2002. - 368 с.
2. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПб ГУПМ, 2003. - 48 с.
3. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2007. - 91 с.
4. Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. — Екатеринбург: РГППУ, 2005. — С. 5-19.
5. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — Народное образование, 1998. — 256 с.
Поделиться: