Поиск по сайту

Особенности медико-психолого-педагогического сопровождения детей в группах комбинированной направленности


Авторcтво: Петрушенко Вера Вадимовна, руководитель районной экспериментальной площадки ГБДОУ детского сада №137 Выборгского района Санкт-Петербурга


На протяжении трех лет в нашем образовательном учреждении осуществлялась опытно-экспериментальная работа по теме: "Организация совместного образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в группах различной направленности в государственных дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга". Необходимость в группах совместного пребывания возникла в нашем ДОУ давно. На протяжении нескольких лет многие родители детей, у которых выявлялись тяжелые нарушения речи, отказывались от перехода в детские сады компенсирующей направленности. Причины разные: кто-то боялся тяжелой адаптации в новом учреждении, кого-то полностью устраивал уровень образовательных услуг в нашем ДОУ. Таким образом была выявлена проблема: дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в создании особых образовательных условий, которые необходимо обеспечить. Коллективом нашего ДОУ было принято решение участвовать в опытно-экспериментальной работе. Основной целью экспериментальной работы стала разработка рекомендации по организации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи) в группах комбинированной направленности, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Основными направлениями медико-психолого-педагогического сопровождения являются:

• Выявление особых образовательных потребностей детей с ТНР

• Создание условий для успешного освоения детьми с ТНР ООПДО

• Обеспечение коррекции недостатков в развитии и оказание помощи в освоении ООПДО

Данные направления работы являются общими для педагогов и специалистов, поэтому важным аспектом являлся вопрос организации их взаимодействия.

Выявление особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии проводилось с помощью заполнения Интегративной карты индивидуального развития ребенка (ИКИРР). Карты были разработаны с целью объединения диагностических данных различных специалистов и педагогов. В ИКИРР отражаются: личностные особенности детей (заполняется по результатам опросов и анкетирования родителей); состояние здоровья (заполняется медицинским работником); уровень физического развития (заполняется инструктором по физическому воспитанию); особенности речевого развития (заполняется учителем-логопедом) и психического развития(заполняется педагогом-психологом), а также степень усвоения программного материала (заполняется воспитателями). Таким образом, эти карты включают все основные показатели развития ребенка и их динамику. Этот документ заводится при поступлении ребенка с тяжелыми нарушениями речи в группу комбинированной направленности.

На основе этих диагностических данных и рекомендаций специалистов и педагогов разрабатываются индивидуальные коррекционно - образовательные маршруты (ИКОМ) на каждого ребенка с ТНР. Маршруты состоят из двух частей. Инвариантная часть одинакова для всех с ТНР детей, посещающих комбинированную группу. Эта часть проектируется на основе программ реализуемых специалистами и педагогами. Вариативная часть индивидуальна для каждого ребенка, она стоится на основе диагностик и рекомендаций медицинских работников, специалистов и педагогов. Образовательные маршруты состоят из четырех блоков: коррекционная работа, образовательная деятельность, психологическое сопровождение, оздоровление и физическое развитие. Каждое полугодие маршруты корректируются в соответствие с данными промежуточной диагностики.

На основе маршрутов осуществляется медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Введение данных методов работы способствует индивидуализации обучения, позволяет сопровождать ребенка с ОВЗ на всех этапах обучения и развития.

Одним из инновационных механизмов является заполнение ИКИРР и ИКОМ в электронном варианте и передача между участниками мониторинга с помощью информационно – коммуникационных технологий. Это значительно облегчает процессы заполнения, анализа, хранения информации и ознакомления с ней. Для этого мы используем он-лайн хранилище информации, так называемый «облачный сервис» DropBox. Это бесплатное онлайновое хранилище информации размером от 2-х до 18-ти гигабайт с удобным и привычным для пользователя интерфейсом. Dropbox позволяет пользователям хранить свои данные на серверах в «облаке» и делиться ими с другими пользователями в Интернете. В случаях совместной работы, таких как проведение мониторинга и заполнение ИКИРР несколькими педагогами использование он-лайн хранилища позволяет редактировать документы в любое удобное время, не перенося информацию на флеш-накопителях. Необходимыми условиями является наличие компьютера и доступа в интернет. После заполнения карт всеми участниками мониторинга, собирается медико-психолого – педагогический консилиум, для анализа полученной информации и разработки индивидуального коррекционно - образовательного маршрута для каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Форма Индивидуального коррекционно – образовательного маршрута так же хранится в «облачном сервисе» и заполняется педагогами аналогично ИКИРР.

Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей происходит на основе данных методов и технологий. Простота в заполнении, инновационный способ передачи информации, сочетание методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых сведений – значительно повышают заинтересованность участников образовательного процесса в результатах освоения ООПДО. Использование информационно – коммуникационных технологий позволило нашему коллективу значительно облегчить процесс заполнения документов. Отпала необходимость в бумажных носителях, переносе файлов с одного компьютера на другой (с риском заражения). Все что необходимо – наличие компьютера с выходом в интернет, установленный Dropbox (что делается достаточно легко). Далее пользователи редактируют необходимые документы и сохраняют их. При этом, каждый педагог, участвующий в мониторинге, может получить полную картину развития ребенка, так как он в любое время имеет доступ к необходимым документам. На основе полученной информации, педагоги могут лучше подготовиться к МППк, более эффективно организовать совместную деятельность с ребенком и коррекционную работу.

Была проведена оценка эффективности внедрения данных инновационных методов и технологий. Использовался метод опроса, анкетирования и самоанализа.

В результате обработки полученных данных было выявлено, что педагоги ощутили положительные изменения в образовательном процессе. В частности, произошло повышение компетентности педагогов, повысился уровень их компьютерной грамотности. Улучшилось взаимодействие между участниками образовательного процесса, вероятно, за счет того, что процесс передачи информации между коллегами значительно упростился, педагог может выбрать наиболее удобное время для ознакомления с документацией и работы с ней. Повысилась эффективность медико-психолого-педагогического сопровождения детей, что может объясняться:

· большей осведомленностью педагогов о состоянии развития детей;

· высвобождением времени и переориентацией его на организацию образовательного процесса;

· улучшением информированности педагогов о образовательных маршрутах, в том числе и индивидуальных.

Как сопутствующие эффекты можно расценивать следующие:

· Амплификация контроля за заполнением документации персоналом ДОУ;

· Экономия ресурсов (временных, материальных и т.д.);

· Повышение эффективности проведения консультаций родителей, за счет большей информированности о состоянии развития ребенка.

Таким образом, можно с уверенностью сказать о достижении положительных результатов применения данных методов и технологий.

В ходе экспериментальной работы участниками образовательного процесса использовались различные традиционные и инновационные методы и технологии.

Игры детей в песочнице как средство развития коммуникативных и творческих способностей. Песочницы, в которых играют дети, насыщены, помимо природного материала песка, миниатюрными игрушками, что дополнительно стимулирует детей к игровой деятельности. Игры в песочнице могут проходить как в индивидуальном, так и в групповом режиме работы с детьми. Совместная игровая деятельность создает условия для развития навыков общения. В таких играх формируется умение соблюдать естественные границы личной территории, понимание того, что к кому-то можно подходить очень близко, а кто-то предпочитает играть на некотором расстоянии. Наконец, именно в таких играх вырабатывается умение соблюдать совместно принятые правила, что является основой социальной жизни общества.

Игры детей в песочнице позволяют решать следующие задачи:

1. Стабилизировать эмоциональное состояние, создать позитивный настрой.

2. Развивать навыки общения, умения находить контакт со сверстниками.

3. Развивать навыки самостоятельного решения отдельных проблем общения и конфликтов.

4. Развивать речь, способность выражать свои переживания, замыслы, идеи.

При этом педагог использует такие методы обучения как:

1. Игры в песочнице совместные с педагогом.

2.Самостоятельная игра в песочнице с предлагаемым сюжетом.

3.Игры в песочнице по собственному сюжету.

В результате применения данной технологии происходит стабилизация эмоционального состояния. Дети с тяжелыми нарушениями речи начинают более свободно общаться со сверстниками. Появляется умение самостоятельно решать возникающие в процессе общения проблемы, умение выражать свои эмоции адекватным образом, умение сочинять истории, сказки. В результате применения данной технологии наблюдается положительная динамика развития как коммуникативных, так и творческих способностей.

В процессе экспериментальной деятельности дети с ОВЗ активно включались в проектную деятельность.

Совместные проекты педагогов и родителей: «Одаренный ребенок», «Давайте познакомимся», "Ты - взрослый, я - ребенок" . Выбранный нами метод творческого проекта, направлен на развитие творческих способностей, основан на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, а также формирует навыки сотрудничества. Родители, участвующие в проекте, могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В результате реализации данных проектов раскрылись актерские задатки детей; повысилась социальная активность застенчивых детей; активизировалось творческое общение родителей и детей; повысилась сплоченность коллектива; удалось создать атмосферу творческого общения и поддержки в коллективе; усилилось взаимодействие педагогов и родителей.

Результаты проектной деятельности были представлены педагогами и специалистами нашего ДОУ на семинарах и конференциях различного уровня.

В нашем ДОУ используются инновационные формы работы, направленные на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его воспитания, образования и развития. В том числе система праздников – дней «разгрузки». Праздники проводятся в ноябре, декабре и марте, когда наступает, по нашим наблюдениям истощение ресурсов организма.

Основные задачи, которые решаются с помощью проведения «дней разгрузки» это: восстановление израсходованных ресурсов; отвлечения коллектива, воспитанников, родителей от стрессовых ситуаций, ежедневной рутины; создание радостной цветовой среды, положительно влияющей на самочувствие участников образовательного процесса

В рамках медицинского сопровождения детей с ОВЗ используются как традиционные, так и современные методы. Применяется широкий спектр медицинских процедур обусловленный тем, что дети с ТНР имеют, как правило, отягощенный анамнез: часто отмечается наличие родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем возрасте, аллергические реакции и т.д.

Эффективность реализации программы ОЭР напрямую зависит от желания членов педагогического коллектива участвовать в решении поставленных задач.

В результате опросов и анкетирования педагогов на разных этапах было выявлено то, что они в целом удовлетворены результатами экспериментальной работы, однако работа с детьми с нарушениями речи требует от них повышенного внимания и увеличивает общую нагрузку, был отмечен факт несоответствия вознаграждения прилагаемым усилиям. Наряду с этим педагоги нуждаются в дополнительных знаниях, которые могли бы получать на семинарах, тренингах, посвященных инновационной деятельности. В соответствии с пожеланиями педагогов корректировался план работы. Было включено обучение педагогического состава поисково-педагогической деятельности. Руководством ДОУ была разработана система надбавок за активное участие в инновационной деятельности.

Нами использовалась методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т.В. Морозовой). Данная методика позволяет выявить спектр условий, оказывающих влияние на развитие инновационной деятельности педагога. В результате анализа полученных данных выяснилось, что большинство педагогов (65%) чувствуют себя готовыми к освоению новшеств, оценивают качество условий в вашем учебном заведении для развития инновационной деятельности как "хорошие"(76%). Основными препятствиями в освоении и разработке новшеств чаще всего назывались такие как: нехватка времени, недостаточное развитие исследовательских умений, недостаточное стимулирование.

Данные результатов диагностики учитывались при определении основных направлений работы на различных этапах экспериментальной деятельности.

В процессе реализации программы экспериментальной работы все педагоги нашего ДОУ повысили свою квалификацию в СПб АППО, НИУ ИТМО, ИМЦ Выборгского района и др. ОУ города. Педагоги посещали семинары, конференции различного уровня. Были не только слушателями, но и активными участниками, распространяя опыт инновационной работы. В рамках нашего учреждения проводились групповые и индивидуальные консультации, обучающие семинары, тренинги, на которых поднимались вопросы, интересующие участников образовательного процесса. На них были раскрыты различные стороны и перспективы инновационной деятельности. Планомерно повышался профессионализм педагогического коллектива, обобщается и распространяется опыт инновационной деятельности.

Разрабатывая проект ОЭР мы предполагали, что в результате нашей работы улучшится качество образования детей с ОВЗ в нашем ДОУ. Так же важными показателями эффективности являются: удовлетворенность родителей здоровых детей и детей с ОВЗ результатами совместного образования и удовлетворенность профессионалов результатами своей деятельности. Применяемая нами система работы: использование инновационных методов и технологий показала свою эффективность. Эти результаты прослеживаются в положительной динамике развития детей. Анализ анкетирования родителей, чьи дети посещают комбинированную группу, показал высокую степень удовлетворенности родителями работой сотрудников детского сада. В результате опросов, анкетирования и самоанализа педагогов было выявлено то, что они удовлетворены результатами экспериментальной работы, повысилась их творческая активность и профессиональная компетентность. Повысилось общее количество педагогов, желающих участвовать в различных мероприятиях по распространению инновационного опыта. Важнейшим критерием эффективности является использование системы открытого взаимодействия участников ОЭР, предоставление результатов на общественное обсуждение в рамках проведения круглых столов, совещаний и конференций и т.д.


Литература

1. Афанасьева М.А. и др. Описание опыта профилактической работы в образовательном учреждении с использованием здоровьесберегающих технологий// Психологическое обеспечение педагогического процесса в образовательном учреждении: проблемы, ресурсы, инновации. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб., 2011 г

2. Афанасьева М.А., Петрушенко В.В. Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах комбинированной направленности//Служба практической психологии в системе образования. Партнерство и сотрудничество. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Выпуск 17. СПб., 2013.

3. Унру Л.А. Игры детей в песочнице как средство развития коммуникативных и творческих способностей//Служба практической психологии в системе образования. Партнерство и сотрудничество. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Выпуск 17. СПб., 2013.


Поделиться: