Поиск по сайту

Создание региональной модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения


Авторcтво: Шамша Наталья Анатольевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №202 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга


В нашем дошкольном учреждении сложилась определенная система сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Накопив большой опыт в работе с детьми с ОВЗ, обладая материально-технической базой, отвечающей потребностям детей, стремясь помочь как можно большему количеству семей и наблюдая потребность в данной работе со стороны родителей, было принято решение сконцентрировать работу специалистов ДОУ для помощи семьям с детьми со множественными нарушениями.

Одной из приоритетной деятельности ДОУ является создание благоприятных психолого-педагогических условий для создания и обеспечения сохранности здоровья, социального благополучия воспитанников ДОУ. Его целью является осуществление комплексного медико-психолого - педагогического сопровождения воспитанников; основной задачей - обеспечение психологических условий для охраны здоровья и развития личности детей, их родителей и педагогических работников. МППС осуществляет свою работу по следующим направлениям:

1. Психологическое просвещение, формирование у педагогических работников и родителей воспитанников ДОУ потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, создание условий для полноценного личностного развития, а так же своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Используются следующие формы работы: собрания, круглый стол, лектории, беседы, практикумы.

2. Психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей.

МППС в ГБДОУ выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку, которая предполагает соорганизацию всех участников образовательного процесса: ребенок сверстник, родители, педагоги, администрация.

Организация деятельности в рамках модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения позволило: реализовывать особый вид помощи ре­бенку в обеспечении эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здо­ровья, защиты прав детей и подростков в усло­виях образовательного процесса; оказывали содействие в разработке и реа­лизации программ развития образовательного учреждения с учетом создания более благо­приятных условий для развития и воспитания детей; создали комплексные профилактические и коррекционные программы, направленные на преодоление психолого-педагогических и медико-социальных проблем обучающихся, воспитанников.

В рамках нашей модели сопровождения работа проходила по следующим взаимосвязанным компонентам:

· систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе развития;

· создание социально-психологических условий для личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый компонент);

· создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специальногоо компонента),

· создание специальных медицинских условий для сопровождения и развития детей с ОВЗ.

К основным направлениям деятельности специалистов в действующей модели использовались:

-диагностическая деятельность;

-консультативная деятельность;

-коррекционно-развивающая работа;

-экспертная работа;

-организационно-методическая деятельность;

-просветительская работа.

Работа специалистов сопровождения строится на основе основной образовательной программы детского сада и коррекционных программ; а также

- Коррекционно-развивающее обучение и воспитание (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, 2010год).

- Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии (под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, 2002)

- Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста (Н.В. Нищева , 2011год)

-Для специалистов и воспитателей была проведена деловая игра «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья».

-Проведен семинар «Сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения»

Работа с родителями организовывалась в несколько этапов:
На подготовительном этапе проводилась вводная беседа с родителями, на которой им разъяснялось, почему их дети испытывают трудности, каковы задачи предстоящей коррекционно-развивающей работы, какой видится роль родителей в этой работе.
Ознакомление родителей с целями и задачами работы, методами ее реализации, ожидаемыми результатами способствует лучшему представлению характера и меры своего участия в коррекционном процессе, мотивирует родителей на совместную деятельность.
На протяжении всего основного этапа коррекционно-развивающей работы поддерживался систематический контакт с родителями, как в традиционных, так и нетрадиционных формах (совместные праздники, чаепитие). Разработан лекторий для родителей «Воспитание «особого» ребенка. Проводятся индивидуальные беседы с родителями по теме «Возможности и способности» (оказание помощи родителям в воспитании и обучении детей в домашних условиях).
Подведение итогов совместной деятельности осуществляется на родительском собрании, круглых столах, где формулируются рекомендации, обеспечивающие перенос достижений ребенка в реальные обстоятельства жизни, рассматриваются условия, необходимые для дальнейшего развития и саморазвития ребенка.

По итогам первого полугодия этого этапа у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются следующие тенденции:

- Уменьшение невротических проявлений.

- Приобретения и использования навыков бесконфликтного общения в группе сверстников.

- Гармонизация внутрисемейных взаимоотношений.

- Проявление творческих способностей.

- Активизация познавательной активности и творческого воображения

Мы считаем, что только грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания и обучения ребенка обеспечат максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и способностей, это позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе личностного развития.

На сегодняшний день, можно говорить о том, что благодаря проведенной работе команды специалистов, наблюдается положительная динамика в расширении адаптационных возможностей ребенка; в сенсорном и речевом развитии; в общении и взаимодействии с окружающими детьми и взрослыми, а самое главное мы видим желание и интерес маленького ребенка к познанию и пониманию окружающего мира.


Поделиться: