Авторcтво: Гришанова Татьяна Анатольевна, педагог-психолог ГБДОУ детского сада №91 Выборгского района Санкт-Петербурга; Пехенько Мария Анатольевна, воспитатель ГБДОУ детского сада №91 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о его психическом развитии.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные способности такие, как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творчество.
Для полноценного психического развития ребенка необходимы особые формы развития маленьких детей, определенные педагогические воздействия. Однако, эти воздействия имеют серьезную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста.
Дети растут очень быстро, и каждый новый год приносит ребенку и взрослым радости открытия. Важно своевременно организовать жизнь малыша, чтобы он смог максимально использовать возможности своего возраста и резервы роста.
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста, посредством игровых сеансов »
Адресат:данная программа рекомендована детям 2-3лет, посещающих группы раннего возраста.
Особенность программы состоит в том, что она дает возможность объединения нескольких направлений: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, творческое и сенсорное развитие.
Актуальность программы:проведение игровых сеансов по представленной программе способствует развитию познавательной, эмоциональной, коммуникативной и двигательной сфер ребенка, тем самым обеспечивая всестороннее развитие ребенка.
Сеансы проходят в форме игры, так как игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т.п.).
Цель: Стимуляция развития у детей познавательных процессов, обеспечение успешной социализации детей в обществе.
Задачи:
1.Создать систему психолого-педагогического взаимодействия, направленного на всестороннее развитие ребенка.
2.Развивать познавательную, коммуникативную, эмоционально-волевую, двигательную сферы.
3.Способствовать развитию высших психических функций: восприятие, память, речь, мышление, внимание.
3.Развивать игровые навыки, координацию движений, моторику
4.Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;
5.Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения;
Принципы, на которых основана программа:
1.Учет возрастных особенностей, зоны ближайшего развития;
2.Личностный подход;
3.Системность
4.Последовательность;
5.Интегративность;
6.Вариативность;
7.Повторяемость.
1. Принцип учета возрастных особенностей детей раннего возраста предполагает, что ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Учета зоны ближайшего развития ребенка - это опора на актуальный уровень развития ребенка;
2.Принцип индивидуально-дифференцированного и личностного подхода
означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
3.Принцип системностисостоит в том, что затрагиваются все стороны психофизического развития ребенка.
4.Принцип последовательности изложения материала предусматривает его подачу от простого к сложному и логическую связь всех тем и этапов сеанса между собой.
5. Принцип интегративности предполагает соединение различных видов деятельности в единый комплекс как всего курса в целом, так и каждого сеанса в отдельности.
6.Принцип вариативности предусматривает использование различных вариаций выполнения одного задания.
7. Принцип повторяемости заданий предполагает повторение тем, видов деятельности в течение нескольких сеансов.
Для успешного проведения сеансов необходимо создание благоприятных условий:
• Эмоционально-положительная среда, создающая для ребенка условия
комфортности и благополучия;
• Максимальное число детей в группе от 6 -10 человек,
• Продолжительность игровых сеансов составляет 30минут при условии чередования видов деятельности.
• Наличие отдельного помещения предусматривающего организацию следующих зон: игровая – спортивная (с ковровым покрытием), практическая – возможно детская мебель для рисования, лепки, конструирования.
• Использование яркого, нового, необычного оборудования, позволяющего поддерживать интерес каждого ребенка до конца сеанса.
• Наличие наиболее привлекательного игрового оборудования в комплекте для каждого ребенка.
• Единство педагогических воздействий со стороны всех взрослых, участвующих в реализации программы.
• Процесс выполнения свободный и предполагает проявление творческих способностей детей и родителей.
Программа реализуется с октября по май , 1 раз в неделю, итого 32 игровых сеанса.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети:
-имеют представление о цвете, размере, форме;
-расширят представления об окружающем мире и его законах;
-разовьют чувства эмпатии, воображения, фантазии, расширят представления об эмоциях;
-разовьют умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
-приобретут опыт, на основе своих ощущений делать прогнозы, оценивать последствия;
-разовьют произвольное внимание, слуховую и зрительную память, общую и мелкую моторику;
- разовьют координацию движений, чувства ритма, темпа;
-обогатят словарный запас;
-приобретут умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц, способность регулировать процессы возбуждения и торможения;
-разовьют способности:
· подражание,
· воспроизведение,
· умение смотреть и слушать,
· умение анализировать, сравнивать и обобщать.
Структура игровых сеансов:
1. Приветствие;
2. Двигательная разминка;
3. Основное содержание:
- введение в тему,
- встреча с персонажем,
- показ сказки;
4.игры, упражнения :
- на развитие психических процессов (память, внимание, восприятие);
- на сенсомоторное развитие;
- на развитие мелкой моторики;
- на релаксацию;
- подвижные игры.
5.Продуктивная деятельность.
6.Прощание.
Ритуал приветствия
Задача: создать благоприятную обстановку, эмоционально-положительную атмосферу в группе.
Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия, они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему. К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них бодрое, хорошее настроение.
Двигательная разминка
Предполагает непосредственную организацию детей: с целью переключения внимания на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней.
Задача:
-снять эмоциональное и мышечное напряжение;
-развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений;
-развить умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха;
-развивать умения подражать движениям взрослого.
Используя стихи с движениями, музыкально-ритмические упражнения.
Основная часть
Все составляющие игрового сеанса имеют единый сюжет, стержнем которого является лексическая тема, на которую нанизываются различные задания, виды деятельности. Все лексические темы близки и понятны ребенку (времена года, игрушки , овощи и фрукты, деревья, насекомые, транспорт и т.д.).
Задача:
1.Развивать речь, активизировать и обогащать словарный запас.
2.Расширить представление детей об окружающем мире.
Используются следующие приемы:
-встреча с персонажем;
-рассматривание картин, иллюстраций;
-показ сказки.
Игры на развитие психических процессов
Упражнения и игры на развитие:
- зрительного и слухового внимания;
- зрительной и слуховой памяти;
- восприятия: цвет (красный, желтый, зеленый, синий), размер (большой-маленький), форма (круг, треугольник, квадрат);
- мышления;
- физиологического речевого дыхания,
- умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- саморегуляции и произвольности поведения;
- формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц, развивая у детей умение наблюдать за ощущениями в теле (напряжение-расслабление, тяжесть-легкость, твердость-слабость), способность регулировать процессы возбуждения и торможения.
Подвижные и хороводные игры:
-на развитие саморегуляции и произвольности поведения.
-на взаимодействие со сверстниками, способствуя развитию коммуникативных навыков, эмоциональной сферы
-Продуктивный вид деятельностиявляется органическим продолжением темы. Для маленьких детей важно увидеть результат своей деятельности. Особый интерес они испытывают к рисованию, лепке, аппликации.
Задания подбираются по тематике заявленной темы.
Используются нетрадиционные техники работы с крупами, макаронами, отпечатки поролоном, палочками, всевозможные превращения отпечатков собственной ладони, геометрических фигур и т.д.
- Ритуал прощания
«Дружно топнули ногой,
Помахали мне рукой,
До свидания сказали,
И в группу быстро побежали»
Стихотворение разучивается на первом сеансе и выполняется на протяжении всех встреч.
Приложение: игры
Список литературы:
1. Воронина С.В., Кухаренко Р.Ю. Тренинг раннего развития в паре мама-ребенок. – СПб.:Речь,2008.
2. Граббет Р. Игра для малышей от 2 до 6 лет.-М.:РОСМЭН,1999.
3. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства).-СПб.:Речь, 2001.
4. Печера К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.,2004.
5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М., 2008.
Поделиться: