Авторcтво: Виноградова Людмила Александровна, заведующая ГБДОУ детским садом №93 Выборгского района Санкт-Петербурга; Шейко Наталия Геннадьевна, научный руководитель ОЭР детского сада №93 Выборгского района Санкт-Петербурга Виноградова Наталья Валерьевна, координатор ОЭР детского сада №93 Выборгского района Санкт-Петербурга |
ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга на протяжении 2010-2013 гг. являлся районной опытно-экспериментальной площадкой, работающей над темой «Модель сетевого взаимодействия ДОУ с социальными партнерами – основа реализации инновационных подходов в освоении культурного наследия дошкольниками».
Обращение к указанной проблематике опытно-экспериментальной деятельности было не случайным.
Во-первых, выбранная тема являлась логическим продолжением инновационной деятельности ДОУ, осуществленной на предыдущем этапе работы в статусе районной опытно-экспериментальной площадки (2007 – 2010 гг., тема ОЭР – «Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников средствами природного и культурного наследия города»).
Во-вторых, актуальность реализации проекта ОЭР была обусловлена трансформацией научно-теоретических взглядов на краеведческое образование, а именно:
· на педагогический потенциал краеведения: от общепринятой позиции включения краеведческого материала в контекст занятий как средства иллюстрирования и конкретизации учебного материала к рассмотрению культурного наследия родного города как инструмента развития личности ребенка;
· на прогнозируемые результаты образования: от расширения знаний о родном городе к развитию личностных качеств, способностей и умений ребенка, необходимых ему для жизни в постоянно и быстро меняющемся мире;
· на содержание краеведческого образования: от информирования детей об истории создания и бытования отдельных объектов культурного наследия города к освоению ими универсальных законов существования культуры, в целом, и города – как феномена культуры, в частности;
· на методику преподавания краеведедения: от повествовательно-иллюстративных приемов к интерактивным технологиям освоения культурного наследия (образовательные путешествия, образовательные прогулки, создание ментальных карт, проектные технологии и пр.), которые дают возможность ребенку переосмыслить витальный (то есть жизненный, повседневный) опыт жизни в городе и обогатить его новыми представлениями, умениями и навыками, необходимыми любому горожанину для успешного существования в мегаполисе;
· на роль и место иных социокультурных институтов в краеведческом образовании: от использования просветительских функций музея, библиотеки, театра, архива и т.д. к осознанию их образовательных возможностей.
Целью опытно-экспериментальной работы ДОУ стала разработка модели сетевого взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по реализации идеи личностного развития дошкольников средствами культурного наследия Санкт-Петербурга. В качестве социальных партнеров рассматривались, прежде всего, родители и другие члены семей воспитанников, учреждения культуры, образования, сферы обслуживания, осуществляющие краеведческую деятельность.
В ходе эксперимента были решены следующие задачи:
· апробированы инновационные подходы к организации краеведческого образования дошкольников; выявлена их эффективность;
· разработана модель взаимодействия ДОУ и семьи, способствующая реализации идеи личностного развития дошкольника средствами культурного наследия города;
· выявлен круг учреждений, готовых реализовывать инновационные идеи в краеведческом образовании дошкольников;
· разработана теоретическая модель сетевого взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по проблеме личностного развития дошкольников средствами культурного наследия города, а также научно-методическое сопровождение данной модели;
· разработана программа диссеминации накопленного ДОУ опыта взаимодействия с социальными партнерами по заявленной проблематике (новые методологические подходы краеведческого образования дошкольников, содержательные инновации, современные образовательные технологии освоения культурного наследия города, организация сетевого взаимодействия и пр.) в практику работы дошкольных образовательных учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга.
Инновационный продукт, полученный в ходе экспериментальной работы,который может быть использован в практике образовательных учреждений Санкт-Петербурга, в целом, и Выборгского района, в частности:
А). Программы:
· Культурно-образовательная программа «Город на ладошке» (для старшей и подготовительной групп ДОУ), основанная на современных подходах к краеведческому образованию;
· Программа взаимодействия с родителями «Открываем город вместе»: комплексная программа социального партнерства ДОУ и семьи как средство развития психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
· Образовательный модуль к программам повышения квалификации педагогов «Развитие исследовательских способностей старших дошкольников средствами природного и культурного наследия Санкт-Петербурга» (36 у.ч.) для ИМЦ Выборгского района. Данная программы была реализована в течение двух учебных лет (2011-2012 и 2012-2013 у.г.). Всего обучение по программе прошли 41 воспитателей ДОУ Выборгского района. Результатом реализации данной программы стала трансформация представлений педагогов на предназначение краеведческого образования в ДОУ, овладение методиками и подходами, разработанными педагогическим коллективом ДОУ № 93 Выборгского района.
Б). Педагогические модели:
· Сайта ДОУ как средства интеграции основных модулей комплексной программы педагогической поддержки семьи (в контексте реализации идеи личностного развития старшего дошкольника средствами природного и культурного наследия родного города)
· Методического конкурса для воспитателей ДОУ, позволившего выявить в районе детские сады и педагогов, реализующих на практике инновационные подходы к освоению культурного наследия дошкольниками. В 2012-2013 г. данный конкурс имел тематическую направленность – был посвящен 295-летию Выборгской стороны (название конкурса - «Виват, Выборгский район. И ты растешь, и мы растем!»). Данная модель включает в себя не только сам конкурс (содержание и организация отражена в «Положении», утвержденным РОНО), но и систему методического сопровождения участников (открытые занятия в ДОУ № 93 Выборгского района, групповые консультации, мастер-классы).
В) Методические рекомендации, дидактические разработки:
· Методические разработки занятий по культурно-образовательной программе «Город на ладошке»;
· Советы и рекомендации родителям по совместному с ребенком освоению культурного наследия Санкт-Петербурга (на сайте ДОУ);
· Маршруты образовательных путешествий по микрорайону и Выборгскому району (в том числе и семейные);
· Научно-методический сборник «В двух шагах от детского сада: педагогический потенциал природного и культурного наследия Выборгского района», в котором представлены творческие работы педагогов различных дошкольных образовательных учреждений Выборгского района (издан ИМЦ Выборгского района 2013г.).
Г) Методики, образовательные технологии:
Фасилитированная дискуссия - структурированная дискуссия по заявленной проблеме, позволяющая сформировать у учащихся умение рассматривать проблему с разных сторон, а. следовательно, понимать и уважать другую точку зрения, искать, анализировать и структурировать информацию из разных источников.
Образовательное путешествиепредполагает моделирование самостоятельной мыслительной, творческой и практической деятельности детей и взрослых в процессе непосредственного взаимодействия с объектами окружающего мира с целью осмысления одной или нескольких культурных доминант.
Музейно-педагогическое занятие – особая форма работы в музейном пространстве, основанная на самостоятельной исследовательской деятельности дошкольников в процессе их взаимодействия с различными предметами музейных коллекций.
Коллаж – технология, способствующая позитивной динамике в совершенствовании визуальной культуры личности, предполагающая создание целостного визуального высказывания с использованием разнообразных изображений, предметов, материалов.
Инсталляция – прием создания художественно-пространственной композиции из различных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых предметов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации), являющей собой художественное целое, объединенное единой идеей. Основой инсталляции является освобождение вещей от утилитарных функций, смена контекстов, что создает смысловые трансформации, игру значений.
Журфикс (родительский) – фиксированный день встречи родителей с педагогическим коллективом ДОУ для общения и рассмотрения в неформальной обстановке группы вопросов.
Результаты опытно-экспериментальной работы ГБДОУ Детский сад № 93 Выборгского района были предъявлены педагогической общественности в рамках следующих научно-практических мероприятиях, организованных и проведенных педагогическим коллективом ГБДОУ Детский сад № 93 при поддержке сотрудников кафедры культурологического образования СПбАППО и методической службы ИМЦ Выборгского района:
· Городской научно-практический семинар «Освоение дошкольниками культурного наследия Санкт-Петербурга: опыт реализации образовательной программы “Город на ладошке”» (21 апреля 2010 г.);
· Мастер-классы для педагогов ДОУ «Освоение культурного наследия Санкт-Петербурга старшими дошкольниками: из опыта реализации культурно-образовательной программы “Город на ладошке”» (2 и 3 февраля 2011 г.);
· Районный научно-практический семинар «”Открываем город вместе”: комплексная программа социального партнерства ДОУ и семьи как средство развития психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе» (28 апреля 2011 г.);
· Информационно-методическое совещание для старших воспитателей ДОУ «Культурно-образовательная программа как инструмент реализации социально-личностного развития дошкольников в контексте ФГТ» (2 ноября 2011 г.)
· Мастер-классы для специалистов ДОУ района и города «Культурно-образовательная программа «Город на ладошке» Использование ИКТ при освоении культурного наследия города» (17 февраля 2012 г.)
· Городской научно-практический семинар «Открываем город вместе: формы и методы сотрудничества ДОУ с семьей» (18 апреля 2012 г.)
· Городской научно-практический семинар «В двух шагах от детского сада: актуализация педагогического потенциала культурного наследия микрорайона» (10 апреля 2013г.)
Результаты опытно-экспериментальной деятельности нашли свое отражение в 12 публикациях.
Педагогические эффекты от реализации ОЭР
На уровне ДОУ № 93 Выборгского района:
- проект позволил повысить конкурентоспособность учреждения;
- педагоги ДОУ повысили свое педагогическое мастерство – научились целенаправленно реализовать идею личностного развития дошкольника средствами культурного наследия города, использовать новые педагогические технологии и вариативные системы оценивания; повысить свою профессиональную компетентность (в том числе, ИКТ-компетентность);
- дошкольники смогли приобрести умения и навыки, необходимые любому горожанину для жизни в мегаполисе (в том числе освоение правил поведения в различных социокультурных учреждениях – музеях, театрах и т.д.);
- родители стали полноценными субъектами образовательного процесса, активно включились в реализацию культурно-образовательных программ и проектов краеведческого содержания, сознательно участвовать в оценке качества предоставляемых образовательных услуг.
На уровне системы образования Выборгского района (города):
- внедрение в практику работы отдельных образовательных учреждений инновационных методологических и методических подходов, лежащих в основе освоения дошкольниками культурного наследия города;
- активизация взаимодействия образовательных учреждений, занимающихся краеведческой деятельностью;
- создание банка материалов методологического, методического и информационного характера, адресованных различным образовательным и социокультурным учреждениям, реализующим идею развития дошкольника средствами культурного наследия города (храниться в ДОУ Детский сад № 93).
Оценка эффективности инновационной деятельности
· Городской конкурс инновационного продукта 2010 (рейтинг публичной оценки конкурсных материалов 13 место из 59 ОУ, рейтинг оценок инновационного продукта сформированного конкурсной комиссией 31 место из 116 ОУ);
· Победители фестиваля инновационного продукта 2010 (Модель развития исследовательских способностей старших дошкольников средствами природного и культурного наследия микрорайона. Методическое пособие для педагогов ДОУ);
· Конкурс инновационного продукта 2011(успешно прошли техническую экспертизу получили дополнительные баллы, участвовали в заочном туре);
· Победители фестиваля инновационных продуктов Выборгского района 2012. («Открываем город вместе»: комплексная программа социального партнерства ДОУ и семьи как средство развития психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.).
Поделиться: