Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Сетевое взаимодействие на уроке как фактор формирования проектной компетенции школьников
В современном мире постоянно происходят изменения в экономической, политической и социальной сфере на фоне стремительно меняющегося программно-технического обеспечения. При этом человек постоянно находится в ситуации мировоззренческой оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации. Указанные изменения и ориентация отечественной педагогики на личность и ее развитие как субъекта и главной ценности образования привели к появлению компетентностно-ориентированного подхода в образовании. Для успешной социализации в обществе человеку приходится прикладывать значительные усилия, в том числе проявляя компетентности в различных сферах жизни. Задача школы – содействовать ученику в формировании его компетентностей, целенаправленно привлекая весь арсенал современных педагогических средств. Сетевое взаимодействие и сетевая форма обучения на его основе обеспечивают ученику позицию активного участника познавательного процесса. Самостоятельный выбор учащимися темпа и направления своей деятельности, степени собственного участия во взаимодействии (от позиции инициатора до позиции «присутсвующего»), задействованных в достижении личностно значимой цели ресурсов (своих, чужих и созданных в совместной деятельности во время взаимодействия), реальная возможность брать на себя ответственность за свое образование – весь этот комплекс потенциалов, ориентированный на ценность личности и ее индивидуальности, создает условия для становления самоактуализации, самоуправления и самоосмысления учащихся. Указанные процессы саморазвития личности учащегося позволяют формироваться новым моделям адаптивного и продуктивного поведения молодого человека и проявляются в компетентностях, которыми овладевает ученик. Кировские ученые в качестве ключевых компетентностей рассматривают коммуникационную, информационную, проектную, рефлексивную и социальную компетентности [2]. Обладание коммуникативной компетентностью позволяет использовать ресурсы коммуникации для решения задач. Информационная компетентность дает возможность принимать осознанные решения на основе критически освоенной информации. Использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач позволяет социальная компетентность. Владение рефлексивной компетентностью подразумевает гибкое изменение собственной образовательной траектории, самостоятельное освоение знаний и умений, необходимых для решения поставленной задачи. Все перечисленные компетентности находят свое воплощение в процессе сетевого взаимодействия в ходе образовательного процесса. Наиболее полно указанные процессы саморазвития соответствуют пониманию проектной компетентности как интегрированного качества личности, выраженного через такие способности, как: способность моделировать образ будущего; способность к реализации этой модели в реальной жизни; способность оценивать и соотносить собственные достижения и предпринятые усилия для реализации построенной модели. Выделение проектной компетентности как ведущей в сетевой форме обучения основывается на осознании учащимся аксиологического Я и ассимилированных в нем ценностей [3]. Это ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной среде; ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг; ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности; ценности, позволяющие осуществить самореализацию (ценностью сетевого взаимодействия в образовательном процессе признается свободная, образованная личность, способная сохранять свою индивидуальность и, вместе с тем, способная к сотрудничеству в рамках открытого поликультурного пространства (Вылегжанина И.В.). Перечисленные ценности входят в оценочно-целевой аспект как проектной компетентности, так и сетевого взаимодействия. Действенный аспект указанных феноменов опирается на такое понятие как «свобода». Сетевое взаимодействие основывается на процессе сохранения идентичности участников, поддержании их индивидуальности предоставляемыми средствами связи. Несмотря на технологическую и продуктивную объединенность участников сетевого взаимодействия, действия индивида в сетевой структуре подчинены его выбору. Каждый при желании может стать центром активности сети, проявить инициативу и взять на себя ответственность за организацию и интенсивность связей, за предоставленные ресурсы, или не стать таким центром, оставаясь на позиции пассивного узла сети. Отсутствие иерархии общения и, как следствие, переход к децентрализованному управлению (при сохранении модерирования как гаранта соблюдения добровольно принятых правил взаимодействия) способствуют созданию атмосферы свободы, в которой осуществляются самоактуализация личности, ее самореализация, становлении индивидуальности. Наличие свободной атмосферы позволяет человеку самому строить (моделировать) свое будущее и брать за него ответственность: анализировать ситуации, выделять проблемы, выдвигать содействующие решению проблем идеи, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, программировать и планировать свою деятельность, оценивать ее результаты. А именно эти действия описывают, по определению [4], компоненты проектной компетентности. Моделировать собственное будущее человек может по-разному: от глобальных проектов своей жизни в целом или этапов собственного образования до проектирования своей деятельности на одном отдельном уроке. Говоря образно, человек иногда пытается объять необъятное, выстраивая в голове образ своего светлого будущего (взгляд «со стороны»), в то время как это будущее уже начинается, оно прорастает в настоящем и человек уже находится в той жизни, о которой так много задумывается (взгляд «изнутри»). Урок как часть жизни включает все шаги формирования проектной компетентности. Моделирование образа будущего на уроке суть создание представления о собственных изменениях после урока, включая (подсознательно или сознательно - чего мы собственно и добиваемся, формируя проектную компетентность: самосознание, самоактуализация) анализ ситуативных показателей, определение проблем и выдвижение гипотез их решения, субъектное целеполагание и планирование. Этот этап формирования проектной компетентности соответствует на уроке этапам целеполагания, актуализации знаний и умений учащихся (в некоторых технологиях – стадии вызова). Этап урока, проведенный в сетевой форме, дает возможность привлечения к моделированию когнитивных ресурсов других участников сети, возможность в сетевом общении (т.е. более объективно) оценить собственные ресурсы для достижения поставленной цели. На стадии вызова сетевого урока посредством сетевого общения и взаимодействия оказываются более активно задействованы эмоционально-волевые компоненты аксиологического Я. Следующий этап формирования проектной компетентности - реализация смоделированного образа будущего, имеет действенную природу и подразумевает деятельность учащего на принципах самоорганизации и самоуправления, что позволяет ученику стать субъектом познания, общения и творчества (сотворчества). На уроке данный этап соответствует этапам изучения нового материала и закрепления знаний. Сетевая форма урока, организованная на принципе взаимоСОдействия [2] и сохранения идентичности, создает условия для осуществления индивидуальной образовательной траектории, то есть индивидуальный образ будущего («Я буду после урока»), смоделированный учеником, получает индивидуальный подход к реальному воплощению в жизнь («Я на уроке»). Способность оценивать и соотносить собственные достижения, предпринятые усилия для реализации построенной модели собственного будущего находит свое воплощение на этапах рефлексии и подведения итогов. Урок, организованный в сетевой форме и свойственной ей свободной атмосфере, включает на всем своем протяжении элементы самоконтроля и завершается формирующим самооцениванием, при этом оценивается не только когнитивная составляющая, но и эмоционально-волевые изменения личности, как ее внутреннего ориентира («Я стал после урока»). Определенность ориентира, в свою очередь, вносит ясность в процесс дальнейшего моделирования будущего, его направленности. Как и сетевое взаимодействие, формирование проектной компетентности не ограничивается рамками урока, оно инициируется на уроке и, по возможности, модерируется учителем, ведь урок – лишь часть жизни и часть состоявшегося будущего – нашего настоящего. Находящаяся на стадии становления сетевая форма обучения и реализующийся в образовании компетентностный подход имеют, таким образом, прекрасное общее основание – построение модели ЧЕЛОВЕКА будущего, свободной и образованной личности с сохраненной индивидуальностью, способной строить свое будущее при добровольном соблюдении принципов сотрудничества в рамках открытого поликультурного пространства.
Литература 1. Вылегжанина И.В. Сетевые формы обучения. КИПК и ПРО. 2008 2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования.http://www.rsuh.ru 3. Сластенин В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Е.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. – 7 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с. с.105 4. Ларина В.П.. Подготовка педагогических кадров к реализации идей компетентностно-ориентированного образования. Сборник материалов Модели построения информационного пространства региона. КИПК и ПРО. 2005. –87 с. (с. 12-16) 5. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 103 с. (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования) с. 5 6. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. / А.В.Хуторской. – М.: Высш.школа., 2007. – 639 с. (с.110)
Поделиться: |