Поиск по сайту

Технологии дистанционного обучения как средство реализации профильного обучения старшеклассников


Авторcтво: Кондакова Марина Леонидовна, к.п.н.; Подгорная Елена Яковлевна, к.п.н.


В условиях быстрых изменений в экономике, науке и общественной жизни, стремительного развития информационных технологий, появления новых профессий на рынке труда, целесообразно рассматривать дистанционное обучение как эффективный инструмент реализации компетентностного подхода в образовании. Наиболее существенным при организации профильного обучения с использованием технологий дистанционного обучения является изменение традиционных учебных средств, что приводит к изменению видов учебной деятельности, а также форм организации обучения. При освоении учебных программ с использованием дистанционных технологий, у учащихся формируются навыки творческого, критического мышления, в значительной степени повышается уровень ИКТ-компетентности. Это позволяет им рационализировать учебную деятельность, относиться к ней осмысленно, самостоятельно ее организовывать и регулировать. В процессе обучения учащийся приобретает навык самостоятельного проектирования индивидуальной образовательной стратегии.

Прежде всего, в условиях дистанционного обучения учащийся учится работать с информацией: он приобретает навык эффективного поиска и отбора информации, ее структурирования, анализа и оценки. Оценка информации с точки зрения ее дидактических свойств: достоверности, полноты, ценности, актуальности, динамичности (или статичности), релевантности входит в ежедневную практику любого учащегося и, очевидно, является новым видом учебной деятельности, что необходимо для формирования компетенций, значимых сегодня в любой профессиональной деятельности.

Не менее важным фактором для формирования новых компетентностей учащихся является и модернизация форм педагогического контроля в условиях применения новых средств обучения: сетевых учебных курсов, интерактивных обучающих компьютерных программ, тренажеров, тестов и т.п. Так, система оценивания, предусмотренная в интерактивных информационно-образовательных средах создает предпосылки для освоения учащимся новых видов деятельности, таких как работа в тестовом режиме, что при использовании разнообразных видов тестов способствует развитию целого комплекса общеучебных навыков. Интерактивный (он-лайн) режим учебной деятельности постоянно стимулирует учащегося к самооцениванию, сравнению получаемых в автоматическом режиме результатов с прогнозируемыми и последующему осуществление самокоррекции своей учебной деятельности. Ориентация учащегося на прозрачно представленные критерии оценивания предполагает более тонкую детализацию самого процесса учебной деятельности, что опосредованно способствует развитию навыка рефлексии.

Введение технологий дистанционного обучения в учебный процесс приводит к появлению новых возможностей для реализации проблемно-поисковой и проектной деятельности учащихся. Так, в условиях интерактивного телекоммуникационного взаимодействия педагогов с учащимися и учащихся между собой естественным образом формируются компетенции, необходимые для организации деятельности в современном деловом производственном и бизнес – пространствах. Очевидно, что благодаря использованию технологий дистанционного обучения, стимулирующих развитие самостоятельности в организации деятельности, учащийся приобретает не только новые информационные компетенции, необходимые каждому профессионалу для успешного функционирования в любой деятельности, но и пополнить перечень навыков и компетенций, относящихся к социально значимым, определяющим дальнейшую успешность человека во всех сферах его жизнедеятельности. Наиболее существенными в этом списке являются следующие:

  • умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;
  • умение самостоятельно планировать деятельность;
  • умение эффективно организовывать деятельность, ориентируя ее на конечный результат;
  • умение работать в информационном пространстве: отбирать информацию в соответствии с темой, структурировать и использовать адекватно поставленной задаче;
  • навык презентации результатов деятельности с использованием различных информационных технологий;
  • навык рефлексии, способствующий успешному функционированию субъекта в любой деятельности;
  • навык самообразования.

Методологическими принципами организации учебного процесса и освоения общеобразовательных программ на основе технологий дистанционного обучения являются следующие принципы:

  • принцип интерактивности, который выражается в постоянных контактах всех участников учебного процесса посредством использования специализированной информационно-образовательной среды (в том числе форумы, электронная почта, Интернет-конференции);
  • принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;
  • принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
  • принцип модульности, позволяющий использовать ученику и преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
  • принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.

Образовательные учреждения, имеют возможность реализовать многопрофильный вариант построения учебного плана по модели «внутришкольная профилизация», а также организовать учебный процесс в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций (Рис. 1).

Кондакова1.JPG

Рис.1. Использование дистанционных образовательных технологий при профильном обучении

В условиях внутришкольной профилизации, образовательное учреждение самостоятельно обеспечивает образовательные потребности своих учеников. В целом за счет увеличения количества предлагаемых учащимся профильных и элективных учебных курсов образовательное учреждение может в полной мере реализовать свои индивидуальные образовательные программы. В этих условиях целесообразно использование сетевых образовательных ресурсов и технологий дистанционного обучения следующим образом:

  • для преподавания предметов профильного уровня;
  • для преподавания предметов базового уровня;
  • для преподавания элективных курсов;
  • для организации проектной и исследовательской деятельности;
  • для организации системы дополнительного образования в школе.

Данная модель используются как для стационарно функционирующих классов, сформированных по профилям обучения, так и для учащихся, осуществляющих освоение учебных программ по индивидуальным учебным планам (Рис.2)

кондакова2.JPG

Рис.2. Использование технологий дистанционного обучения при внутришкольной профилизации

Моделирование уроков на основе технологий дистанционного обучения и сетевого образовательного ресурса, использование различных дидактических моделей, соответствующих педагогическим задачам, ориентируют обучающихся не на усвоение готовых научно-теоретических формул и конкретно-прикладных рекомендаций-рецептов, а на творческую поисковую деятельность по добыванию, конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений, проектированию различных способов самостоятельной познавательной деятельности. С другой стороны, учитель — предметник в рамках классно-урочной системы получает возможность сочетать традиционные методы обучения и использовать дистанционные образовательные технологии и сетевые мультимедиа образовательные ресурсы: конструировать различные дидактические модели урока (ов) в соответствии с педагогическими целями и задачами, которые необходимо реализовать учителю на данном уроке(ах) или в течение определенного периода обучения.

Помимо дидактического потенциала сетевых образовательных ресурсов и технологий дистанционного обучения, в условиях профильного обучения должен быть использован и их организационный потенциал. Так, учащиеся получают возможность осуществлять обучение, используя смешанные формы освоения образовательных программ: очную, очно-заочную, экстернат (Закон РФ «Об образовании», ст.10), когда часть предметов учащийся изучает в очном режиме, а другие, по своему выбору, он может изучать дистанционно. Так, например, учащийся гуманитарного профиля в соответствии со своим индивидуальным учебным планом может в ускоренном темпе (Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 4) освоить непрофильные дисциплины, такие, как – физика, химия, биология, тем самым, высвободив часы для изучения профильных учебных курсов или соответствующих элективных курсов. Подобное сочетание форм обучения способствует:

  • повышению мотивации учащегося к осознанному планированию своей учебной деятельности;
  • интенсификации учебного процесса с целью выделения дополнительных временных ресурсов для освоения профильных предметов и элективных курсов;
  • созданию возможности для проектной и исследовательской деятельности в рамках избранного профиля и т.п.

В условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений профильное обучение обучающихся конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, в том числе центров дистанционного обучения. Оно может строиться в двух основных вариантах:

  1. «ресурсный центр»
  2. «паритетная кооперация».

На рисунке 3 представлены модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений и центра дистанционного обучения.

Кондакова3.JPG

Рис.3. Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг центра дистанционного обучения, обладающего достаточным содержательным, кадровым и технико-технологическим потенциалом, способного стать «ресурсным центром» для других школ. В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых учебных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя ресурсный центр дистанционного обучения. Схема взаимодействия образовательных учреждений и ресурсного центра дистанционного обучения представлена на рисунке 5.

Кондакова4.JPG

Рис.4. Схема взаимодействия образовательных учреждений по модели «Ресурсный центр»

Второй вариант основан на паритетной кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов, в том числе дистанционных образовательных ресурсов. В этом случае, учащимся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах, таких как: заочные школы, центры дистанционного обучения и дистанционные курсы, учреждения профессионального образования и др. На рисунке 6 представлена схема взаимодействия образовательных учреждений по модели «паритетная кооперация».

Кондакова5.JPG

Рис.5. Схема взаимодействия образовательных учреждений по модели «Паритетная кооперация»

Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагает школа и ее партнеры, региональная и муниципальная система образования в целом. Возможна реализация смешанных моделей, когда часть обучающихся старших классов реализуют свои индивидуальные учебные планы в одном общеобразовательном учреждении, а другая часть старшеклассников использует образовательные возможности сети.

ИНТЕРНЕТ-ШКОЛА «ПРОСВЕЩЕНИЕ.RU»


Поделиться: