Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Роль мониторинга в процессе обучения иностранным языкам
Педагогический мониторинг, понимаемый нами как форма организации, сбора, хранения и обработки информации, позволяет обеспечивать непрерывное отслеживание качества процесса обучения иностранным языкам. С использованием системы мониторинга можно наиболее объективно установить соответствия между поставленными целями и достигнутыми результатами. Целью мониторинга является оперативное и своевременное выявление изменений в учебном процессе и использование полученных данных для принятия обоснованных решений. Решающими условиями качественного мониторинга являются открытость его результатов, периодичность оценивания, своевременная коррекция учебной деятельности каждого учащегося, организация образовательного процесса как совместной и целенаправленной деятельности учащихся и педагогов по развитию личности. Проведение мониторинга включает: -определение субъектов мониторинга (учащиеся), -выделение этапов его проведения (согласно планированию), -формулирование целей и задач каждого этапа, -определение объектов и параметров контроля, -выработку критериев оценки, -проведение контролей, -анализ полученных результатов, -сопоставление полученных результатов с ранжированными целями и задачами обучения и ожидаемым результатом, -корректировку средств и приемов учебно-педагогической деятельности. На уроках иностранного языка нами проводится мини-мониторинг, который включает в себя отслеживание качества выполнения домашнего задания, качества работы учащихся по всем видам речевой деятельности. Обязательным условием является системность (регулярность) проведения мониторинга, так как учащиеся лучше готовятся к урокам и, соответственно, качество обучения улучшается. Перейдем от урока иностранного языка к процессу обучения в целом. В зависимости от этапа, формы и условий обучения можно говорить о различных видах и направлениях мониторинга. Первым этапом мониторинга является диагностирующий срез в начале учебного года, который носит констатирующий характер и направлен на установление состояния исходных знаний, навыков и умений на момент начала процесса обучения. Вторым этапом является экспресс-диагностика (текущая, тематическая), которая осуществляется в течение всего процесса обучения и может ограничиваться определенными аспектами обучения (лексика, грамматика, навыки устной и письменной речи и т. д.) Экспресс-диагностика может также носить комплексный характер и проводиться, например, по завершении темы, урока, раздела учебника и т. п. (в форме диктанта, тестирования или самостоятельной работы). Анализ результатов проведенной экспресс-диагностики позволяет наметить и описать корректирующие действия по устранению выявленных несоответствий при освоении дидактических единиц. Третий этап - итоговая диагностика (в конце семестра, учебного года, всего курса изучения иностранного языка), которая дает возможность определить соответствие степени обученности конечным целям определенного этапа обучения. Итоговая диагностика касается всех видов речевой деятельности (таблица №1).
Таблица №1. Итоговая диагностика по всем видам речевой деятельности Проводимый нами мониторинг учебной деятельности учащихся позволяет формировать мотивацию не только на результат, но и на процесс образования и повышать эффективность качества обучения. Во время мониторинга преподаватель держит в поле зрения весь предметный курс, четко представляет время и формы контроля, отражая это в рабочей программе. Планы занятий составляются с четкой целевой установкой: а) что надо знать учащимся по теме; б) чему научиться (контролируется проверочными заданиями и критериями оценок). Текущая, промежуточная и итоговая аттестация проводится с помощью контролирующих материалов, составленных на основе уровневой дифференциации. Говоря другими словами, что должен знать учащийся, чтобы получить отметки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» в процессе изучения иностранного языка. Например: грамматический тест, правильные ответы которого будут соответствовать отметке «удовлетворительно», содержит минимум заданий из стандарта. Для того, чтобы освоить повышенный уровень, соответствующий отметке «хорошо», вопросы по указанным дидактическим единицам расширяются, углубляются и усложняются. В действительности многие учащиеся ведут оценку своих знаний параллельно с педагогом. Часто возникает проблема несогласия учащихся с оценкой учителя, которую помогает решить система мониторинга. Учащимся становятся понятны требования, предъявляемые к ним педагогами (очередность контроля, критерии и система оценивания). Внутреннее согласие учащихся с оценкой педагога приводит к благоприятному воспитательному эффекту. Также важно разграничивать сущность контроля и мониторинга: сущность контроля – оценка результата, сущность мониторинга – оценка процесса. Наибольшая эффективность оценивания знаний в конечном итоге определяется не заключительным опросом по всему материалу, а отслеживанием качества усвоения знаний и умений в течение всего учебного процесса, что в наибольшей степени достигается исключительно с помощью мониторинга. Следует создать систему отслеживания результатов учебной деятельности. Учет результатов мониторинговых исследований, проводимых систематически, позволяет своевременно выявлять проблемы и упущения в преподавании и изучении иностранных языков, прогнозировать результаты, разрабатывать и осуществлять меры по совершенствованию процесса изучения иностранного языка. С позиции здоровьесбережения систематический мониторинг не оказывает отрицательного влияния на психическое и физическое здоровье учащихся. В итоге значительно повышается качество обучения иностранному языку. Приложение: презентация «Роль мониторинга в процессе обучения иностранным языкам» Поделиться: |