Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Индивидуально-дифференцированный подход в образовательном процессе при использовании ИКТ
Когда ребенок впервые попадает в школу, вряд ли он задумывается, насколько его учитель является профессионально подготовленным специалистом. Для первоклассника главное в школе – это приятное окружение и благоприятная атмосфера в классе, что способствует желанию ежедневно посещать школу. В этом, безусловно, заслуга педагогов – профессионалов, среди которых не должно быть равнодушных людей, поскольку равнодушный педагог не может создать атмосферу, благоприятствующую учебе, творчеству и самореализации ребенка. Повзрослевшие дети, вспоминая такого учителя, не думают об оценивании на уроках, потому как он всегда предоставлял возможность улучшить полученный результат. Такого педагога выпускники школы всегда вспоминают как профессионала. О такой оценке учеников мечтает каждый педагог, не правда ли? Огромное количество программ, педагогических исследований, методик и пр. современной педагогики направлены на то, чтобы помочь учителю в профессиональном росте. Современный учитель не останавливается на достигнутом, постоянно работая над уровнем своего профессионального роста, стремясь обнаружить индивидуальные способности учащихся. Помощью может послужить индивидуально–дифференцированный подход в организации учебного процесса. Индивидуально–дифференцированный подход является одним из принципов педагогической деятельности, который помогает во многих профессиональных ситуациях и способствует сохранению психологически благоприятной атмосфере в классе. Использование этого подхода предполагает изучение индивидуальных психологических особенностей каждого ученика, что помогает ребенку обрести веру в собственные силы и избавиться от боязни допустить ошибку, а также способствует самовыражению самых смелых творческих идей. Процесс обучения, несмотря на преодоление учебных трудностей, должен быть посильным. Яркость подачи материала учителем способствует восприятию нового учебного материала. Профессионализм учителя заключается в умелом сочетании различных форм работы: · индивидуально-самостоятельную, · по парам, · групповую. Педагоги при выполнении и проверке домашнего задания также рекомендуют применять различные способы работы, а именно взаимопроверку, составление и воспроизведение таблиц, схем, выборочную проверку знаний и пр. Необходимым условием данной методики становится дифференциация материалов учебника, в котором содержится информация различной степени сложности: · теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; · материал для обязательного заучивания; · для самостоятельных наблюдений; · для ознакомления с определенной информацией в рамках данной темы; · сведения практического значения. [2] Исследователи педагогической деятельности советуют по-разному использовать теоретические сведения в работе с учениками, обращая внимание на интересы и способности самих учащихся. Т.н. сильные ученики легко справляются с заданиями, основанными на самостоятельном наблюдении. При освоении теоретических сведений, требующих осознания без запоминания, следует обратить большее внимание на т.н. средних учащихся, так как они могут пропустить главные моменты, не сориентироваться в материале, что может стать преградой в формировании необходимых умений. При работе с учебным материалом можно предложить ученикам поработать над поиском дополнительной информации. Проконтролировать, что т.н. слабоуспевающим ученикам было достаточно времени для подготовки и выполнения задания, обращая внимание и на систему оценивания. Индивидуальный подход помогает при работе над упражнениями, направленными на формирование определенных умений учащихся. Сильные учащиеся могут быть вовлечены в выполнение далеко не всех заданий, зато при работе с другими учениками следует помнить о рациональном повторении изученного материала. Более слабым учащимся, которым, возможно, трудно удержать внимание на какой-либо информации в течение длительного периода времени, можно предложить упражнения на тренировку и активизацию мыслительных процессов и памяти. Таким образом, материалы учебников предоставляют возможность комбинировать их по степени сложности, учитывая индивидуальные особенности учащихся при изучении определенного рода учебного материала в процессе формирований умений и навыков. Педагогические исследования направлены на развитие личности и индивидуальных особенностей ребенка, которые помогут ему в будущем. Современный педагог должен уметь использовать во благо этой цели все современные средства, в том числе и стремительно развивающиеся технологии. Педагогические исследования доказывают, что существует определенная зависимость между способом усвоения нового материала и воспроизведением приобретенных знаний. При условии, если материал воспринимается на слух, человек способен запомнить примерно ¼ новой информации. Если же при усвоении информации была задействована визуальная память, человек способен запомнить около ⅓ новой информации. Комбинирование визуального и слухового способов подачи нового материала позволяет повысить уровень запоминания до ½. Если же человек одновременно с этим привлекается к активным действиям в процессе обучения, то усвоение неизвестной ранее информации повышается примерно до 75%. [1, 186] Именно поэтому удачным и правильным можно считать сочетание и комбинирование технологий с формами проведения уроков, поскольку именно тогда уроки становятся интересными и незабываемыми не только для учеников, но и для учителей. Следует напомнить, что с приходом технологий в педагогику появились и противники данного подхода, считающие, что привлечение технологий отвлекает учащихся от усвоения теоретических знаний. В качестве аргумента хочется напомнить, что человек по сути своей рационален, поэтому используя информационно-коммуникационные технологии (в дальнейшем ИКТ) на уроках учитель должен понимать, что чрезмерное увлечение ими также не способствует достижению желаемых результатов. Разумнее всего соблюдать в преподавании т.н. равновесие между традиционными методами работы на уроке и использованием ИКТ. Современной молодежи предстоит жить и работать в информационно-развитом обществе, в котором каждому желающему обеспечен моментальный доступ к информации, поэтому умелое использование ИКТ связано с формированием информационной культуры современных школьников. Педагоги советует обратить внимание на методы обучения, применяемые на уроках с использованием ИКТ: · объяснительный; · иллюстративный, · проблемный, · поисковый, · исследовательский, · репродуктивный. [2] Использование технологий эффективно на уроках при изучении нового материала, при повторении пройденного, при поиске необходимой информации и т.д. Лингвистика и информационно-коммуникационные технологии позволяют активизировать аналитическую деятельность учащихся, помогает творчески подходить к решению какой-либо проблемы, придать практически любому виду учебной деятельности индивидуальное видение. Для этого педагог может использовать и приемы разъяснения с использованием готовой презентации, аудио и видеофрагментов, исследования каких–либо явлений, исследования конкретного явления, анализ найденной информации и т.д. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: · повысить качество усвоения нового материала, · осуществить индивидуально–дифференцированный подход к учащимся с различным уровнем подготовки, · объединить для работы в одной группе ребят, обладающих различными способностями, · придать урокам новую форму и наполнить их новым содержанием, · творчески подход к решению проблем, · формировать элементы информационной культуры, · прививать навыки рациональной работы с ИКТ. (См. илл. 1)
1 илл. Использование материала сайта speak-russian.cie.ru на уроках русского как иностранного (в дальнейшем РКИ) [3]
Урок начинается с сформулированной темы, постановки целей и задач, планирования этапов работы в ходе урока, а также с актуализации целей на каждом отдельном этапе урока. Раньше для этого учитель использовал доску, на которой демонстрировал учащимся актуальную терминологию, схемы, таблицы и пр. У современных учителей появилась уникальная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в строгой последовательности и поместить на слайды PowerPoint. Визуальный материал презентации предоставляет ребятам использовать необходимые иллюстрации, таблицы, схемы и другой наглядный материал. Если же в ходе уроков использовать также аудио и видеоролики, то проблема наглядности будет решена полностью. Таким образом, уроки с использованием ИКТ помогают организовать процесс осознанного усвоения нового и знакомого материала. Это отнюдь не значит, что теперь содержание учебного материала следует доверить только компьютеру. Учитель, безусловно, может разнообразить собственные методические приемы. Например, часть урока объяснить сам, а другую, опираясь на использование ИКТ. Использование технологий зависит и от типа урока. (См. илл. 2)
2 илл. Использование материала сайта www.tretyakovgallery.ru на уроках РКИ [4]
Использование ИКТ позволяет обнаружить и использовать индивидуальный подход к каждому ребенку. Способные и уверенные ученики, справившись с определенным заданием, могут заняться выполнением дополнительных упражнений. (См. илл. 3)
3 илл. Использование материала сайта www.uzdevumi.lv на уроках РКИ [5] Использование технологий на уроках открывает широкие возможности педагогической деятельности, например, презентации, аудиозаписи литературных и музыкальных произведений, видеофильмы и т.д. Педагоги используют золотые коллекции классических произведений кинематографа, демонстрируя ребятам авторское видение и находки режиссера. Разумеется, во время урока педагог может использовать как отдельные фрагменты проведения, так и целые сеансы с обязательным обсуждением (или выполнением заданий) после просмотра фильма. (См. илл. 4)
4. илл. Использование тестового задания после просмотра фильма «Вам и не снилось...». Материал автора.
Кроме того, прослушивание аудиоматериала на уроках иностранного языка с использованием ИКТ предлагает учителю широкий спектр деятельности. Тексты многих современных песен и старинных романсов представляют переложенные на музыку стихотворения известных поэтов, поэтому исполнение песен учащимися на уроках приводит к запоминанию лексики, грамматических конструкций, тренировки памяти и т.д. Самой распространенной формой использования технологий служат презентации, выполненные в программе PowerPoint. Цели, которые преследует педагог, применяющий презентации, могут быть абсолютно разными. Всем известна основная функция презентаций – обеспечение наглядным материалом. Помогают в этом проектор или интерактивная доска, которые позволяют демонстрировать ребятам разнообразный иллюстративный материал (портреты и фотографии писателей, иллюстрации к произведениям и др.), пробуждающий у учеников интерес к материалу урока, а также позволяющий образно представить актуальные для урока моменты. Презентации готовых материалов, которые обеспечивают учащихся необходимой информацией. Цели урока, планы, задачи, вопросы можно показать на экране, чтобы предоставить ребятам возможность самостоятельно поработать с ними. На уроках иностранного языка презентации могут содержать грамматический, иллюстративный материал, аудио и видеофрагменты, вопросы и (при необходимости) ответы и т.д. Индивидуальная (а также групповая и парная) форма работы с презентациями развивает поисковую деятельность ребят, желание показать собственные способности к творчеству. Защищая презентации, ребята приобретают уверенность в себе, а также становятся участниками коммуникативных ситуаций, что является одним из важнейших моментов на уроках иностранного языка. 5 илл. Использование материала сайта www.uzdevumi.lv на уроках РКИ [5]
Презентации помогают педагогу проводить проверочные работы, например, в виде теста. (См. илл. 5) Разумеется, тестовые задания можно выполнять в системе online. Целями тестирования являются диагностика, проверка усвоения материала, проверка уровня владения материалом. Компьютерное тестирование привлекает детей и педагогов, поскольку в данных случаях результаты можно увидеть сразу, а уровень сложности заданий выбирается учащимся. Выполнение таких заданий демонстрирует свободу выбора, что, в свою очередь, приводит к сохранению психики ребенка. Оценивание знаний производится не педагогом, мнение которого можно опровергнуть, а компьютером. Использование ИКТ на уроках дает возможность наглядно представить результат урока. (См. илл. 6) 6 илл. Использование материала сайта www.uzdevumi.lv на уроках РКИ [5]
Технологии позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественное изображение, большие объемы видео, качество которого не уступает телевизионному. Формы работы, основанные на использовании ИКТ: 1. закрепление материала; 2. в качестве учебного средства, помогающего при изложении нового материала – визуализация знаний; 3. система контроля и проверки (тестирование); 4. самостоятельная (индивидуальная, по группам, в парах) работа учащихся; 5. проведение интегрированных уроков; 6. тренировка конкретных способностей учащихся (память, внимание и т.д.). [2] Создание ситуации, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик (самостоятельно или при помощи одноклассников или педагога) справился с работой. Активные формы и методы целеустремленного обучения различны, но их назначение предполагает создание из сложного и запутанного материала простого и доступного. Использование ИКТ позволяет добиться необходимого уровня наглядности материала. Подготовка к уроку с использованием ИКТ – трудоемкий процесс для педагога, готового продумывать все нюансы учебной деятельности. Создавая собственные материалы, педагог помогает решить вопрос заинтересованности и мотивации учащихся. Современные педагоги развивают в учащейся молодежи навыки межличностного общения, (само)обучения, (само)контроля, использования ИКТ, решения профессиональных проблем и предотвращения проблем психологического характера. Поскольку использование технологий отвечает требованиям наглядности, предоставляя возможности индивидуальной и исследовательской деятельности, такой формат работы стимулирует творческое начало и мотивирует учащихся к самообразованию на разных жизненных этапах.
Источники 1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Москва: Народное образование, 2005, 256 с. 2. Стецкая, Н.А. Тема самообразования. http://nsportal.ru 3. http://speak-russian.cie.ru/time_new/ 4. http://www.tretyakovgallery.ru/ Поделиться: |