Авторcтво: МБОУ «СОШ № 4» Костромской области |
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.
Принципы организации ВУД
· соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
· опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;
· опора на ценности воспитательной системы ;
· свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Названные принципы определяют специфику организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов школы. Апробируется следующий способ организации ВУД: интеграция ресурсов школы (программ и воспитательной работы) и учреждений дополнительного образования.
Деятельность организуется во второй половине дня, с 14.00 по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их семей.
Организация внеурочной деятельности
Компонент организации
внеурочной деятельности
|
Содержание компонента
|
Цели
|
Способствовать личностному становлению учащихся
Способствовать развитию творческих способностей учащихся,
предоставить им возможность реализации в различных видах
деятельности
|
Мотивация
|
Переход системы образования на системно - деятельностную
парадигму
|
Содержание
|
Направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное как содержательный ориентир при построении
соответствующих образовательных программ
|
Технологии
|
проектная деятельность;
дифференциация по интересам;
информационные и коммуникационные технологии;
игровые технологии;
социально - воспитательные технологии;
технология саморазвития личности учащихся
|
Средства
|
Образовательная среда: учебное и игровое пространство
Назначение:
- для подвижных занятий и для аудиторной работы
- для «пробы сил» и для демонстрации достижений
- для поиска информации
|
Результаты
|
Развитие личности учащегося:
- формирование опорной системы знаний, предметных и
универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с
целью решения жизненных задач
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции
|
Ведущие формы деятельности:
Общеинтеллектуальное направление:
Викторины, познавательные игры
Детские исследовательские проекты
Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
Предметные недели , праздники, уроки Знаний, конкурсы
Общекультурное направление:
Культпоходы в музеи, библиотеки, выставки
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы
Кружки художественного творчества
Праздничное оформление школы и класса
Духовно-нравственное направление:
Беседы, игры нравственного и духовно -нравственного содержания
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей
Проведение совместных праздников школы и обществености
Экскурсии, целевые прогулки
Детская благотворительность
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)
Спортивно – оздоровительное направление:
Спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья
Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе
Контроль за соблюдением санитарно -гигиенических требований
Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей
Социальное направление:
Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»
Работа по озеленению школы
Организация дежурства в классах
Профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий
Выставки поделок и детского творчества
Трудовые десанты, субботники
Сюжетно-ролевые игры
Внеурочная образовательная деятельность младших школьников
|
1кл
|
|
|
|
|
Общеинтеллектуальное направление
|
Юный исследователь
|
1
|
|
|
|
|
Общекультурное направление
|
Вокальная студия
|
1
|
|
|
|
|
Театральный кружок
|
1
|
|
|
|
|
Социальное направление
|
Ребятам о зверятах
|
1
|
|
|
|
|
Спортивно-оздоровительное направление
|
Акробатика
|
1
|
|
|
|
|
Подвижные игры
|
1
|
|
|
|
|
Духовно-нравственное направление
|
Воспитательный план классного руководителя
|
1
|
|
|
|
|
Результат обучения по программе планируется в уровнях развития знаний, и универсальных учебных действий, которые отнесены ФГОС к надпредметным результатам.
По итогам освоения программы ребенку выдается сертификат, который становится частью его портфолио.
Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Опыт использования ресурсов учреждений дополнительного образования г.Югорска имеется.
Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют сегодня реализовать учебный план 1 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 7 - 8 часов в неделю. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Приложение: модель внеурочной деятельности учащихся первых классов МБОУ «СОШ № 4» в контексте годовой циклограммы общешкольных дел
Поделиться: