Поиск по сайту

Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках внедрения ФГОС МБОУ «СОШ №20» имени И.И. Наймушина


Авторcтво: Артеменко Татьяна Дмитриевна, заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ № 20» имени И.И. Наймушина, г. Братск


Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельностью учащихся. Важно установить, какие аспекты, компоненты внеурочной деятельности требуется упорядочить, чтобы деятельность была организована. Компонентами организации могут быть определены: условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства и результаты.

Условия:

социо-культурная ситуация ОУ.

Системы и структуры педагогической деятельности в ОУ.

Стратегии помощи и поддержки педагогических кадров, детей, родителей.

Материально – техническое оснащение и информационно –технологическое обеспечение ОУ.

Степень участия общественных советов и организаций, социальных партнеров в деятельности ОУ.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;

-отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию ее реализации в образовательном учреждении;

- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;

- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.

- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.

- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Одной из главных проблем нашей школы для организации внеурочной деятельности является отсутствие учреждений дополнительного образования, специалистов со специальным образованием, недостаточное программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности. Программы были взяты из «Примерных программ внеурочной деятельности», а затем адаптированы к условиям нашей школы. Некоторые курсы разработаны педагогами самостоятельно на основе методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности.

Внеурочная работа будет реализовываться через кружки, которые будут посещать все учащиеся класса. Это обусловлено несколькими причинами:

- дети еще маленькие;

- удаленность центров дополнительного образования от школы;

- родители заняты на работе и приводить детей на занятия нет возможности.

Режим работы в 1-х классах будет строиться по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня ученики сначала отдыхают и обедают, а затем посещают кружки.

В течение всего дня с детьми находится учитель начальных классов (воспитатель ГПД), который регулирует посещение учащимися кружков и других мероприятий.

Общешкольные дела по программе воспитательной системы будут включены в общую годовую циклограмму и явятся компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволят ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах будет осуществляться на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

Содержание:

Программа организации внеклассной деятельности состоит из 8 подпрограмм, в рамках которых реализуются следующие направления деятельности:

1. Спортивно-оздоровительное направление – подпрограммы «Общая физическая подготовка», «Хореография»;

2. Духовно-нравственное направление: «Музей в классе», «Ступеньки к звездам»;

3. Социальное - «Изучаем родной край»;

4. Общеинтеллектуальное - «Кто самый внимательный», «Учусь учиться»;

5. Общекультурное - «Музей в твоем классе».

Технологии:

· Проектная деятельность;

· дифференциация по интересам;

· информационные и коммуникационные технологии;

· игровые технологии;

· обучение на основе «учебных ситуаций»;

· социально – воспитательные технологии;

· технология саморазвития личности учащихся

Результаты.

· Реализация программы.

· Приобретение школьником социальных знаний.

· Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

· Получение опыта самостоятельного общественного действия.

1. Занятия в спортивной секции «Общая физическая подготовка», в кружке «Хореография»- участие в днях здоровья, школьных соревнованиях, городских соревнованиях, конкурсах и фестивалях – укрепление здоровья.

2. Одаренные дети- занятия в кружках «Мир глазами художника», «Ступеньки к звездам»- участие в школьных, городских конкурсах детских рисунков, выставках декоративного и прикладного искусства, выступление на концертах, фестивалях - развитие творческих способностей.

3. Мир знаний

Участие в научно – практических ученических конференциях, участие в школьных предметных неделях, выступления с сообщениями о родном крае на классных часах, участие в музейных экскурсиях, играх, занятия в кружке «Музей в твоем классе», «Изучаем родной край»,«Кто самый внимательный», «Учусь учиться»- развитие интеллектуальных способностей, кругозора;

4. Самоуправление школьников.

Участие в жизни класса. Участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, участие в выставках, конкурсах, мероприятиях, смотрах классных уголков - развитие личностных качеств.

Средства

Образовательная среда: учебное и игровое пространства

Назначение: - для подвижных занятий и для спокойной работы,

- для общения и для уединения,

- для «пробы сил» и для демонстрации достижений,

- для поиска информации.

При организации внеурочной деятельности обучающихся планируется использовать собственные ресурсы (педагоги дополнительного образования – учителя начальных классов, музыки, физической культуры, руководитель школьного музея, педагог-организатор, педагог-психолог).

1 этап (1-4 класс)

На этом этапе, в первую очередь, преследуются цель научить обучающихся учиться.

Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей и умений. Этот этап можно считать необходимым введением учащегося начальной школы в специально организованное пространство сотрудничества. На этом этапе учащиеся осваивают формы групповой работы, используя ее для решения интеллектуальных, творческих и организационных задач. Процессы социализации, решающие задачи формирования детской субъектности, являются самыми важными на этом этапе. В этом смысле, речь идет о взаимообучении, которое используется для развития в школьниках творческой независимости.

Для достижений целей этого этапа специально для учащихся начальной школы реализуется программа специально спроектированных внеучебных мероприятий, объединенных по направлениям деятельности:

· Спортивно-оздоровительное,

· духовно-нравственное,

· социальное,

· общеинтеллектуальное.

· Общекультурное.

Таким образом, занятия по предметам школьного цикла имеют свое естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Внеклассные и внешкольные занятия учащихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.

Внеучебная деятельность учащихся на этих мероприятиях реализуется в основном в коллективных формах. План внеучебной деятельности по основным направлениям содержит следующие формы работы:

Духовно-нравственное

Ведущие формы деятельности:

Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проведение совместных праздников школы и общественности.

Использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии

Детская благотворительность.

Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Социальное

Ведущие формы деятельности:

Тренинги

Ролевые игры

Акции

Социальные проекты

Спортивно-оздоровительное

Ведущие формы деятельности:

Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные

мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья.

Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных

оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований.

Оформление уголков по технике безопасности и ПДД, проведение инструктажа с детьми. Тематические беседы, беседы – встречи с работниками МУЗ ГБ, школьным

фельдшером.

Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты

«Здоровье - плюс», пропаганда ЗОЖ.

Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям

спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса,

Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции.

Организация походов выходного дня,

Туристические походы.

Организация горячего питания.

Общеинтеллектуальное, общекультурное

Ведущие формы деятельности:

культпоходы в театры, музеи, библиотеки, выставки;

концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;

кружки художественного творчества;

художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе;

приглашение артистов театра;

праздничное оформление школы и классных комнат.

Ожидаемые результаты.

· Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

· воспитание уважительного отношения к своей школе, городу, стране;

· воспитание у детей толерантности;

· навыков здорового образа жизни;

· формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры;

· осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

· развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления;

· реализация основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Таким образом, актуальность данной модели обусловливается:

- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.


Поделиться: