Авторcтво: Полторацкая Ирина Викторовна, заместитель директора по инновационной деятельности ГБОУ ИМЦ Приморского района Санкт-Петербурга |
Одной из значимых категорий, определяющих нравственное состояние общества, является категория толерантности. Толерантность можно определить как ценностную установку на терпимость к другим людям. Отсутствие терпимости провоцирует конфликты, как на межличностном, так и на социальном уровне. Принятие данной установки, напротив, облегчает социальное взаимодействие, диалог между людьми.
Проблемы толерантности признаны приоритетными в деятельности международных организаций (ООН, ЮНЕСКО). В международных, российских и региональных документах признается ведущая роль образования в развитии толерантного сознания.
Именно школа призвана моделировать более справедливые и гуманные отношения, чем те, что существуют в обществе. В этой связи, особенно значимой представляется работа школы, направленная на поиск педагогических резервов развития толерантного сознания и реализацию на практике педагогических программ, ориентированных на создание толерантной, а, следовательно, комфортной среды в образовательном учреждении.
Огромный приток мигрантов порождает не только проблемы их интеграции в социокультурное пространство Санкт-Петербурга, но и необходимость формирования межкультурной коммуникации. В районе реализуется программа «Толерантность», в рамках которой предусмотрено широкое использование потенциала Санкт-Петербурга в решении проблем воспитания. Петербург – это не только город музеев, но город-музей, один из красивейших городов мира, включенный в список мирового наследия ЮНЕСКО. Поэтому мы особый акцент в программе сделали на совершенствовании системы воспитания молодых петербуржцев, обучающихся в образовательных учреждениях района, создании дополнительных условий для воспитания и социально-педагогической поддержки развития юных петербуржцев как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России.
В рамках реализации программы «Здравствуй, музей!» осуществляется курсовая подготовка учителей и воспитателей, учащиеся школ и воспитанники детских садов знакомятся с сокровищами мировой и отечественной культуры, собранными в лучших музеях Санкт-Петербурга. Анализ результатов сетевого эксперимента по отработке модели взаимодействия Русского музея с образовательными учреждениями отдаленного (спального) района Санкт-Петербурга позволил нам поставить задачу разработки модели сетевого взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, учреждений науки и культуры с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута ученика.
Район активно сотрудничает с такими организациями Санкт-Петербурга:
· «Санкт-Петербургский Дом Национальностей»;
· «Международный центр поддержки искусств»;
· РГПУ им. А.И.Герцена;
· Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования;
· Российский этнографический музей;
· Русский музей «Российский центр музейной педагогики и детского творчества»;
· Музей политической истории России;
· Военно-медицинская академия;
· Датский институт культуры в Санкт-Петербурге;
· Генеральное консульство Финляндии в Санкт-Петербурге;
· Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных;
Для решения задач поставленных в рамках программы «Толерантность» в районе проходят, научно-практические конференции с привлечением международных коллег по темам:
· «Воспитание толерантности: опыт Петербургской школы»,
· «Молодежные субкультуры: педагогические аспекты»,
· «Музей как среда толерантности»,
· «Современные подходы к формированию здоровьесозидающей образовательной среды».
Круглые столы:
· «Воспитание толерантности: международный сравнительный опыт»,
· «Современные подходы к пониманию толерантности в межэтнических отношениях».
Этнические выставки в Доме Национальностей.
Проводятся:
· Мастер-классы педагогов в г. Турку (Финляндия).
· Русская неделя в г. Порвоо (Финляндия).
· Международные фестивали детского творчества с участием Чехии, Финляндии, Швеции, Литвы и др.).
Школы имеют международные связи для поддержки изучения иностранных языков в своих учреждениях.
В районе на базах образовательных учреждений проводится «Международный день мира» Программа разработана совместно с Федерацией за всеобщий мир, Дома национальностей. Для ребят проводится интерактивный тренинг «Жить в мире с другими» и посадкой аллеи мира и дружбы из саженцев молодых деревьев. В дальнейшем ребята принимают участие в фестивале «Свет рождественской звезды» с участием стран Балтии в Финляндии и Швеции; в создании международного молодежного Совета мира, знакомятся с его миссией, целями и задачами.
В районе активно реализуются проекты комплексной программы развития системы образования Приморского района «Социокультурная модель современного образования : доступность, качество, инновационность, эффективность». Расскажу о некоторых.
Проект «Истоки толерантности».
В течение нескольких лет работает международный лагерь – Россия, Дания, Финляндия для подростков, который проходил на базе санатория «Сестрорецкий курорт». В ходе работы лагеря проходили лекции приглашенных педагогов, дебаты, ролевые игры, групповые презентации, представления, театральные постановки и экскурсии в Санкт-Петербург. Одна из задач лагеря – помочь молодым людям реабилитироваться в незнакомой среде и дать им возможность получить опыт интернационального общения и взаимодействия. Особый упор в работе был сделан на интерактивность заданий, групповую работу и совместное решение поставленных проблем. Ребята смогли развить в себе умение работать в команде и осознать свое отношение к друг другу и сверстникам из других стран. Проект позволил молодежи из разных стран познакомиться и лучше узнать друг друга, понять, что их объединяет, а что отличает. Также мы надеемся, что проект станет лишь толчком к дальнейшей дружбе участников, а полученный опыт поможет ребятам в современном мультикультурном и мультинациональном мире.
Еще один проект «Здоровье на всю жизнь».
В современном мире главной ценностью является здоровье человека, без которого невозможна полноценная и красивая жизнь. Уникальная образовательная программа, разработанная совместно с Военно-медицинской академией, является наглядной популяризацией основ медицинских знаний и здорового образа жизни для учащихся среднего и старшего возраста. Она посвящена изучению строения человеческого организма, его потенциальных возможностей, осознанию влияния пагубных привычек и профилактике заболеваний, формированию с детского возраста физической выносливости, психологической устойчивости и умственного совершенства.
Необходимо рассматривать толерантность как критерий психологического здоровья. В районе был объявлен конкурс программ ОУ по теме «Здоровье сбережения». В конкурсе приняло участие 26 образовательных учреждений, которые представили свои программы. Подведя итоги конкурса, была разработана программа района по сохранению и укреплению здоровья школьника «Здоровье ребенка – здоровье нации», которая заняла 1 место среди программ районов города.
Для повышения квалификации педагогических работников активно направляются сотрудники на курсы существующие в городе на базе РГПУ им. А.И.Герцена, СПб АППО.
Подписано соглашение о совместном научно-методическом сотрудничестве с отделением Русского музея «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» за годы совместной работы обучено 92 специалиста для дошкольных учреждений и учителей начальных классов по программе курса «Организация социокультурной деятельности для воспитания».
В районе на базе Информационно-методического центра реализована образовательная программа для классных руководителей по теме «Методическое сопровождение для педагогов в социально-педагогической деятельности образовательных учреждений». Основная цель: создание условий для социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях по утверждению ценностей, норм и установок толерантности, волонтерства, здорового образа жизни и воспитанию лидерских качеств у учащихся.
С 2012 года в курс повышения квалификации классных руководителей «Современные технологии воспитания» включен модуль «Особенности организации образовательного процесса в школе с полиэтническим составом обучающихся», где рассматривается вопрос успешного усвоения учащимися русского языка как неродного.
В образовательных учреждениях района обучается свыше 1500 детей мигрантов, многие из которых являются инофонами (т.е. русский язык для них – не второй, а иностранный). Таким образом, проблема социально-психологической адаптации мигрантов для нашего района является очень актуальной. Оценка рисков, связанных с образованием и развитием детей-мигрантов, в частности нелегальных мигрантов, включает проблему роста детской безнадзорности и преступности. Анализ проблемы позволил нам определить основные направления работы. В программе предусмотрена разработка комплексной системы мер по психолого-педагогическому сопровождению детей мигрантов, в основу, которой, положен опыт школы № 109, получившей статус районной опытно-экспериментальной площадки. Педагоги школы №109 разработали и реализуют программу повышения квалификации для социальных педагогов, психологов, учителей начальных классов по организации психолого-педагогического сопровождения детей – мигрантов и по организации курсов русского языка для их родителей. Реализация программы позволит обеспечить достаточный для осуществления образовательного процесса уровень коммуникации между всеми субъектами на русском языке, снизить остроту социальной напряженности.
Мы планируем использовать данный опыт школы №109 при разработке механизма социализации дошкольников из среды мигрантов.
В реализации комплексной программы развития системы образования Приморского района, активно участвуют образовательные учреждения, являющиеся инновационными площадками района. Эти учреждения работают над проблемами:
· «Формирование установок толерантности как составляющей гражданской идентичности в поликультурной среде гимназии» ГБОУ гимназия № 41 имени Эриха Кестнера;
· «Формирование условий для реализации программ духовно нравственного развития и воспитания учащихся в ОУ дополнительного образования» ГБОУ ДОДДЮЦ «Молодежный творческий Форум Китеж плюс», опорная площадка района по толерантности.
· «Разработка системы социально-психологической адаптации учащихся-инофонов в образовательном процессе» ГБОУ СОШ № 109
Ежемесячно на базе данных образовательных учреждений проводятся постоянно действующие семинары для разных категорий участников.
И сегодня на разных секциях представители образовательных учреждений поделятся с нами своим опытом в работе.
В настоящее время в течение месяца в рамках проведения Дня толерантности запланированы районные семинары на площадках образовательных учреждений и районная конференция в Доме национальностей.
Нормативно-правовые документы.
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы.
3. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 г.г. «Петербургская Школа 2020»;
4. Программа воспитания учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования, на 2011-2015 годы.
5. Комплексная программа развития системы образования Приморского района Санкт-Петербурга 2012-2016 г.г. «Социокультурная модель современного образования: доступность, качество, инновационность, эффективность».
6. Программа Приморского района Санкт-Петербурга 2012-2016 годы по сохранению и укреплению здоровья школьников «Здоровье ребенка- здоровье нации».
Поделиться: