Авторcтво: Головина Елена Викторовна, методист ГБОУ ИМЦ; Ситовская Анастасия Петровна, воспитатель ГБОУ школа №457 (структурное дошкольное подразделение) |
Проблема способностей человека во все времена у всех людей вызывала огромный интерес. Откуда берутся способные, талантливые люди? Но если раньше этот вопрос задавался из чистого любопытства, то теперь проблема способностей выросла в крупную социальную проблему.
Современному человеку не только необходимо овладеть все возрастающим потоком информации о мире. Даже обширных знаний уже недостаточно для полноценной трудовой деятельности. Ведь современной науке и технике нужно все больше не только знающих людей, но и способных успешно, самостоятельно и оригинально выполнять сложную трудовую деятельность.
Проблема развития способностей сейчас вплотную стоит перед общеобразовательной школой.
Развитие у детей внимательности, собранности, постоянной готовности к работе является предпосылкой для развития способностей детей. Важно, чтобы ребенок не отвлекался, ничего не пропускал, постоянно был готов к ответу. А внимательно слушать взрослого ребенок будет в том случае, если ему интересно.
Поэтому занятия по развитию творческого воображения (РТВ) строятся так, чтобы максимально заинтересовать ребенка, удивить его чем-то неожиданным, увлечь его игровой или трудовой деятельностью, которая постепенно перерастет в потребность трудиться, в трудолюбие.
Специально подобранные упражнения и задания развивают у детей такие способности мышления, как быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, анализ и обобщение, которые необходимы для развития способностей детей.
Как известно, мозг ребенка составляет при рождении всего 25% (по массе) мозга взрослого человека, особенно быстро растет и «дозревает» в первые месяцы и годы жизни (к 9 месяцем удваивается, к 2,5 годам утраивается и к 7 годам он составляет уже 90%). Это время «дозревания» мозга и есть время наивысших и самых широчайших возможностей в развитии способностей.
Объяснительная записка
Данное учебно-методическая разработка «Развитие творческого воображения» (РТВ) предназначено для педагогов, работающих с детьми от 3 до 7 лет. Непосредственно-образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю, чередуется: на одной неделе РТВ в образовательной области «Познание» при формировании элементарных математических представлений, на другой - в образовательной области «Коммуникация» при развитии всех компонентов устной речи, на третьей - в образовательной области «Художественное творчество». РТВ может проводиться в рамках непосредственно-образовательной деятельности или в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Основная цель курса: Развитие творческих способностей детей
Излишне доказывать необходимость формирования креативной личности на современном этапе развития нашего общества. Именно человек, способный решать нестандартные задачи, легче адаптируется в динамичном, быстро меняющемся мире.
Очевидна необходимость включения курса ТРИЗ в учебный процесс с раннего возраста, когда у детей еще нет стереотипов мышления, когда они более восприимчивы к новому, необычному, нестандартному.
Процесс обучения ТРИЗ состоит из двух разделов: «РТВ», куда входят методы активации творческого мышления и базовые понятия ТРИЗ. Не существуя раздельно, эти, столь разные направления, взаимно дополняют и поддерживают друг друга, формируя творческое мышление учеников.
Творческое воображение способствует развитию интеллекта, самостоятельного мышления, фантазии ребенка, интереса к окружающей действительности, желание к творчеству.
В качестве исходного материала для подачи темы используются изобретательские задачи, которые берутся из любой сферы деятельности человека. Изобретательская задача представляется более интересной, чем логическая, потому что имеет не одно, а несколько решений, каждое из которых обладает своими достоинствами и своими недостатками.
При решении задачи ведется не только поиск самого решения, но и выбор лучшего (как сделать легче, быстрее, экономичнее), что учит анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Детям необходимо предоставить свободу в выборе видов деятельности и их последовательности. Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это немаловажное условие успешного развития творческих способностей.
Самое сложное здесь, заключается в том, чтобы не превращать свободу действий в безнаказанность, а помочь подсказкой. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Этому и служат игры.
Необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли. Поэтому в непосредственно-образовательной деятельности дети много рисуют, сочиняют, делают маленькие свои «изобретения» в виде «подарка маме», «украшение группы», «игрушки» в подарок и других.
Основные направления работы по развитию творческих способностей ребенка.
Творческие способности:
- умение представлять себе то, что не существует в действительности
- уметь отражать реальную действительность
- умение смотреть на предметы с разных позиций
- умение видеть новое в старом, знакомом, привычном
2. Развитие мышления:
- способность высказывать максимальное количество идей
- способность высказывать многообразные идеи
- способность порождать новые, нестандартные идеи
- способность совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту
- формирование независимости мышления и умения принимать критику без обид
- развитие умения сочувствовать. Сопереживать людям, животным
- поощрение в ребенке инициативности, уверенности
3. Формирование качеств творческой личности:
- развитие способности социативно-психологической адаптации к различным ситуациям
- развитие способностей входить в контакт с людьми
4. Формирование культуры общения, поведения, чувств:
- развитие умения адаптироваться к людям
- воспитание культуры общения и привитие основных коммуникативных качеств и навыков
Использование РТВ в образовательные области «Познание» при формировании элементарных математических представлений
Задачи:
- формировать у детей системное мышление, учить анализировать предмет с разных позиций
- развивать у детей самостоятельность, активность при выполнении творческих работ
- формировать пространственное представление
- формировать у детей образное и абстрактное мышление
№
|
Содержание программы
|
Младшая группа
(3-4 года)
|
Средняя группа
(4-5 лет)
|
Старшая группа
(5-6 лет)
|
Подгото
вительная группа (6-7 лет)
|
Всего
|
1.
|
Работа с геометрическими фигурами
|
|
6
|
6
|
7
|
19
|
1.1.
|
Рисование предметов, основой которых является круг, овал, квадрат
|
|
2
|
1
|
1
|
4
|
1.2.
|
«Целое на части» (система, подсистема), «Целое из частей»
|
|
|
|
2
|
2
|
1.3.
|
Рисование предметов геометрическими фигурами
|
|
|
1
|
1
|
2
|
1.4.
|
Аппликация из геометрических фигур
|
|
1
|
1
|
1
|
3
|
1.5.
|
Игры «Танграм», «Колумбово яйцо» и др. (составление предметов из геометрических фигур разной формы)
|
|
2
|
2
|
1
|
5
|
1.6.
|
Игра «На что похоже?» (на что похожи ломаные и кривые линии, геометрические фигуры и т.д)
|
|
1
|
1
|
1
|
3
|
2.
|
Работа над сказками
|
|
4
|
4
|
3
|
11
|
2.1.
|
Сказка и математика:
|
|
2
|
1
|
1
|
4
|
|
«Курочка Ряба» (чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо)
|
|
1
|
|
|
1
|
«Три медведя» (понятия «больше», «меньше», «еще меньше)
|
|
1
|
|
|
1
|
«Репка» (как разделить репку на всех, никого не обидев)
|
|
|
|
1
|
1
|
«Волк и семеро козлят» (чем похожи и чем отличаются цифры 1 и 7)
|
|
|
1
|
|
1
|
2.2.
|
Превращение сказки в задачку или в загадку с числами
|
|
|
1
|
|
1
|
2.3.
|
Моделирование сказок:
|
|
2
|
1
|
1
|
4
|
|
«Три медведя»
|
|
1
|
|
|
1
|
|
«Волк и семеро козлят»
|
|
|
1
|
|
1
|
|
«Колобок»
|
|
1
|
|
|
1
|
|
«Репка»
|
|
|
|
1
|
1
|
2.4.
|
Решение задач, найденных в сказках
|
|
|
1
|
1
|
2
|
ИТОГО
|
|
10
|
10
|
10
|
30
|
Использование РТВ в образовательные области «Коммуникация»
при развитии всех компонентов устной речи
Задачи:
- развивать речь детей, расширять словарный запас слов
- развивать фантазию детей, воображение
- бороться с однозначным ответом
- формировать у детей основы логического анализа окружающей действительности
- учить детей формулировать противоречия в возникших конфликтных ситуациях
№
|
Содержание программы
|
Младшая группа
(3-4 года)
|
Средняя группа
(4-5 лет)
|
Старшая группа
(5-6 лет)
|
Подготови
тельная группа
(6-7 лет)
|
Всего
|
1.
|
Выполнение упражнений и ответы на вопросы, предполагающие неоднозначные ответы
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
2.
|
Работа над сказкой
|
|
Продолжение сказки
|
5
|
4
|
4
|
2
|
15
|
«Курочка Ряба»
|
1
|
|
|
|
|
«Колобок»
|
1
|
1
|
|
|
|
«Репка»
|
|
|
|
1
|
|
«Лиса и журавль»
|
|
|
|
1
|
|
«Теремок»
|
1
|
|
|
|
|
«Кот, петух и лиса»
|
1
|
|
|
|
|
«Заюшкина избушка»
|
1
|
|
|
|
|
«Руковичка»
|
|
1
|
|
|
|
«Гуси-лебеди»
|
|
1
|
|
|
|
«Лиса и заяц»
|
|
|
1
|
|
|
«Волк и семеро козлят»
|
|
|
1
|
|
|
«Снегурочка»
|
|
|
|
|
|
Придумывание другого конца сказки
|
|
|
|
|
|
«Три медведя»
|
|
1
|
|
|
|
«Маша и медведь»
|
|
|
1
|
|
|
3.
|
Фантазирование по сказкам «Колобок», «Репка» и др. Использование приемов «увеличения-уменьшения»
|
1
|
1
|
|
1
|
3
|
4.
|
Игра «Как спасти колобка и других персонажей сказок». Использование метода «Золотой рыбки»
|
1
|
1
|
|
|
2
|
5.
|
Игра «Да – нет». Использование метода отсекающих вопросов
|
|
|
|
1
|
1
|
6.
|
Игра «Наоборот»
|
|
1
|
1
|
1
|
3
|
7.
|
Игра «Хорошо-плохо»
|
1
|
1
|
2
|
1
|
4
|
8.
|
Игра «Поиск возможных причин»
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
9.
|
Формулирование противоречий
|
|
|
1
|
1
|
2
|
10.
|
Использование метода фокальных объектов для придумывания новых объектов
|
|
|
|
1
|
1
|
ИТОГО
|
10
|
10
|
10
|
10
|
40
|
Использование РТВ в образовательные области
«Художественное творчество»
Задачи:
- развивать абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность
- учить детей рисовать по представлению, ориентироваться на листе бумаги
- обучать детей разнообразной технике рисования различными предметами
- учить создавать новые образы путем преобразования имеющихся представлений
№
|
Содержание программы
|
Младшая группа
(3-4 года)
|
Средняя группа
(4-5 лет)
|
Старшая группа
(5-6 лет)
|
Подготови
тельная группа
( 6-7 лет)
|
Всего
|
1.
|
Использование «пальчиковой живописи», когда краска наносится пальцами, ладошкой
|
2
|
1
|
|
|
3
|
2.
|
Использование разнообразных предметов, когда краска наносится на кусочек поролона или бумаги, целлофана, веревку, кусочек моркови или картофеля и др.
|
1
|
|
1
|
1
|
3
|
3.
|
Рисование симметричных предметов (деревьев, цветов, бабочек) путем складывания бумаги
|
2
|
1
|
1
|
|
4
|
4.
|
Рисование по мокрой бумаге
|
1
|
1
|
1
|
|
3
|
5.
|
Аппликация из ткани. Сочетание аппликации и рисования (коллаж)
|
|
1
|
1
|
1
|
3
|
6.
|
Лепка из бумаги
|
|
2
|
|
1
|
3
|
7.
|
«Кляксография»
|
|
1
|
1
|
1
|
3
|
8.
|
Рисование различных предметов по описанию (загадки-шутки)
|
|
|
1
|
1
|
2
|
9.
|
Дорисовывание линий, предметов неопределенной формы до конкретного образа
|
|
1
|
1
|
1
|
3
|
10.
|
«Говорящие рисунки» (явления природы, приметы времен года)
|
|
|
1
|
1
|
2
|
11.
|
Рисование по контуру руки
|
2
|
1
|
1
|
|
4
|
12.
|
Рисование по точкам
|
2
|
1
|
|
1
|
4
|
13.
|
Рисование сказочного домика, фантастических животных, растений
|
|
|
1
|
2
|
3
|
ИТОГО
|
10
|
10
|
10
|
10
|
40
|
Совместная деятельность воспитателя с детьми средней группы
«Избушка. Сказочный дом»
Цель: Развитие творческих способностей детей
Задачи: 1. закрепить понятие «функция»;
2. учить детей видеть в предметах плохое и хорошее, рассматривать предметы с разных точек зрения;
3. развивать фантазию детей;
Оборудование: книга «Русские народные сказки» («Лиса и заяц») и картинки «ледяная избушка» и «лубяная избушка».
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», рассматривание иллюстраций к сказке.
Ход совместной деятельности
Вместе с детьми можно отправиться в сказочное путешествие и на каждой остановке выполнять интересные задания.
- Упражнение «5-й лишний» на развитие мышления детей.
Какое из 5 названных мной слов лишнее?
- лиса, заяц, избушка, собака, петух (лишнее слово «избушка»)
Почему? (обозначает неживой предмет).
- Определение главной функции избушки.
Для чего нужна избушка? Какая главная функция избушки?
- в избушке живут: спят, едят, зимой скрываются от ветра и снега, летом от дождя и солнца.
- Объяснение значение слов.
Отгадайте, в какой сказке говорится об избушках: ледяной и лубяной? (В русской народной сказке «Лиса и заяц»).
Вспомните начало сказки.
Что значит «ледяная» избушка? (сделанная изо льда).
Что значит «лубяная» избушка? (покрытая кусками коры некоторых лиственных деревьев (например, липы, вяза) вместе с волокнистой внутренней часть?).
- Игра «Хорошо – плохо» (избушка ледяная, избушка лубяная).
Поиграем в игру «Хорошо – плохо».
Если бы вам пришлось жить в ледяной и лубяной избушках, как героям сказки лисе и зайчику, что бы вам нравилось в избушках, а что не нравилось, что хорошо, а что плохо.
Избушка ледяная
Хорошо Плохо
Блестит на солнце, красиво; В ней холодно, можно простудиться, замерзнуть;
можно раскрасить краской; летом она тает;
можно кататься, как с горки; у лисы может прилипнуть язык к холодному
столу, когда она будет
слизывать пищу;
в ней светло; можно подскользнуться;
летом в ней прохладно; нельзя выращивать цветы, ведь холодно;
крепкая, закрывает от ветра;
не надо покупать холодильник;
Избушка лубяная
Хорошо Плохо
В ней тепло, уютно; Гниет;
она не тает; может сгореть;
легко дышится; некрасивая, покрытая корой деревьев;
непрочная, медведь может раздавить, заяц
может погрызть;
могут завестись насекомые, жучки-короеды;
пропускает ветер;
для изготовления избушки портится много
деревьев, ведь с них сдирают кору.
- Определение других функций избушек.
Как могли бы лиса и заяц использовать свои избушки?
- Лисе в ледяной избушке можно пить чай со льдом, отломив кусочек от избушки.
- Когда избушка изо льда растает, можно использовать воду (попить, покупаться, постирать, полить растения).
- Лиса может открыть кафе «Мороженое», заработать деньги и купить другую избушку.
- Лиса может использовать свою избушку как холодильник, другие звери будут приносить ей продукты на хранение. Лиса обогатится.
- Лиса может лепить из снега разные скульптуры.
- Заяц, если захочет поесть, будет есть свою избушку, ведь она из коры.
- Фантазирование. Рисование сказочного дома.
Какие сказочные избушки, дома, места, где живут сказочные герои, вы знаете?
- избушка на курьих ножках,
- теремок,
- мыши в одной из сказок жили в перчатке, лиса и заяц – в сапоге, Чебурашка – в телефонной будке.
А сейчас давайте пофантазируем, нарисуем сказочный дом для животного или человека, где ему будет тепло и уютно, где он хорошо себя будет чувствовать.
О каком доме вы мечтаете?
Каким бы вы хотели видеть дом?
- Выставка творческих работ детей.
Литература:
- Альтов Г.С. «И тут явился изобретатель», Л., «Детская литература», 1989г.
- Викентьев И.Л., Кайков И.К. «Лестница идей». Основы ТРИЗ в примерах и задачах. Новосибирск, 1992г.
- Иванов Г.И. «Формулы творчества, или как научится изобретать», М., «Просвещение», 1994г.
- Подалко А.Е. «Задачи и упражнения по развитию творческого воображения», 1985г.
- Страунинг А.М. «Развитие творческого воображения на ИЗО», для работы с детьми дошкольного возраста.
- Джанни Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй»., М., «Прогресс», 1978г.
- Шрагина л.И. «Логика воображения. Учебное пособие». Одесса: Полис, 1995г.
Поделиться: