Авторcтво: Замотина Наталия Юрьевна, директор ГБОУ школы №294 Центрального района Санкт-Петербурга |
Мы живем в эпоху глобальных изменений. В России проводятся многочисленные социально-экономические реформы, меняется отношение к политике и культуре. В «Федеральной программе развития образования на 2000 – 2025 годы» отмечено, что одной из важнейших задач образования в нашей стране является построение таких образовательных систем, в которых ребенок получал бы запас интеллектуальных, нравственных, творческих и гражданских знаний и возможностей, необходимых для адаптации к жизни в современном обществе. Становится очевидным, что школа должна перестраивать содержание и технологии педагогического процесса и главной задачей будет являться воспитание личности, социально адаптированной к экономической, политической, культурной ситуации и способной развиваться интеллектуально, нравственно, физически и духовно.
Социальная адаптация подростков в Петербурге невозможна особого внимания воспитанию толерантности учащихся. С момента своего основания Санкт-Петербург был многонациональным, поликультурным городом, но, как правило, представители каждой национальности находили и занимали определенную социальную нишу.
Реализуя городскую, районную, муниципальную программы «Толерантность», педагогический коллектив школы использует разнообразные формы и методы работы с детьми. Такие как фестивали народов мира, народов России; общественно-политические дебаты, например «Легко ли мигранту в России», внеклассные выходы в музеи города, в частности в государственный Этнографический музей. Большое внимание в школе уделяется формированию навыков межконфессионального взаимодействия. Интересен опыт пилотного проекта «Христианская этика как основа толерантности», который стартовал в начале учебного года в 3-5 классах по инициативе муниципального совета Владимирского округа. В рамках программы «Толерантность» у нашей школы появилось множество социальных партнеров, которые помогают нам находить общий язык с детьми-инофонами, интегрировать их в школьное сообщество и социализировать в большом городе. Постоянный мониторинг позволяет Совету по толерантности «держать руку на пульсе», отслеживая педагогические процессы и результаты программы. Демократизация общества сделала возможным выбор образовательного пути, профессии и т.д. для каждого гражданина вне зависимости от его национальности и религиозных убеждений: двери школ, гимназий, лицеев и университетов открыты для всех. Вместе с тем далеко не все подростки воспринимают это положительно.
В. Костюшев в статье «Подростковые сообщества в дворовой культуре Петербурга» отмечает, что подростковые сообщества, формируя и поддерживая дворовую культуру, «выделяют из своей среды лидеров, маркируют окружающих подростков как «своих» и «чужих»», а также ««приватизируют» социальное пространство дворовой территории». Стоит предположить, что деление на «своих» и «чужих» имеет для подростков не только территориальное значение, им важна и национальная принадлежность окружающих. Кроме того, старшеклассники зачастую «приватизируют» не только свою дворовую территорию, но и весь город, начиная оценивать целесообразность нахождения в нем тех или иных людей. Все это ведет к расовой нетерпимости и межнациональной вражде.
Подростки маркируют «свое» пространство различными надписями и граффити, по которым легко можно понять, какие проблемы испытывает молодежь Петербурга. Не будет преувеличением сказать, что сегодня все больше и больше подростков страдают от дефицита толерантности. Именно страдают, поскольку ненависть и нетерпимость, долгое время накапливающиеся в душе человека, тормозят развитие личности, как духовное, так и интеллектуальное.
В связи с этим школа должна уделять особое внимание становлению и развитию детского коллектива: класса, группы, параллели и т.д. Индивидуальный подход к каждому учащемуся, безусловно, необходим, однако ребенок не сможет достичь необходимого для жизни в современном мире уровня интеллектуального, духовного и нравственного развития, если будет восприниматься и воспринимать себе отдельно от коллектива. Человек не может выжить в одиночку, кроме того, далеко не всегда мы может выбирать тех, с кем нам придется общаться и сотрудничать. Следовательно, приспособленный к жизни человек – это прежде всего человек толерантный. Навыки социальной адаптации зачастую важнее всех прочих, поскольку любой коллектив не сможет принять даже самого одаренного и талантливого человека, если у него нет хотя бы элементарных навыков общения и сотрудничества.
Социальная адаптация не может быть однонаправленной. Так, даже если подавляющее большинство детей в классе – представители одной национальности, и лишь один ребенок относится к иной культуре, адаптироваться в коллективе должен не только он. Остальные учащиеся также должны постараться больше узнать об однокласснике, его культуре и традициях для того, чтобы правильно, с их учетом выстраивать с ним отношения. Воспитательная программа школы «Город Звезд» учитывает уровень коллективизма, сплоченности и толерантности каждого класса.
Класс – это модель человеческого сообщества. Строить доверительные отношения со всеми невозможно, поэтому любой ученик не будет дружить со всеми одноклассниками. Цель педагога – создать в классе доброжелательную атмосферу, помочь подросткам построить партнерские отношения, основанные на доверии и взаимоуважении. Если учащиеся не делят одноклассников на «своих» и «чужих», значит они готовы к жизни в современном мире.
Служба социально-психологической поддержки проводит большую индивидуальную, групповую и классную работу по созданию условий для реализации программы «Толерантность» как с детьми, так и с их родителями. Результатами такой работы служат психолого-педагогические и социальные паспорта классов. Нас радуют достигнутые результаты, объемные показатели, диагностические срезы, но при этом мы не останавливаемся на достигнутом, и находимся в творческом поиске новых методов и форм работы с детьми.
Библиографический список:
Костюшев В. Подростковые сообщества в дворовой культуре Петербурга // Толерантность как образ жизни: Учебно-методическое пособие / Под ред. Г.Л. Бардиер и А.Ю. Сунгурова. – СПб.: «Ютас», 2008. – 224 с.
Поделиться: