Авторcтво: Макарова Елена Ивановна , учитель начальных классов школы поселка Лупполово Всеволожского района Ленинградской области |
Перед каждым родителем еще в детском саду стоит вопрос о том, как подготовить ребенка к школе, как суметь предвидеть и предупредить школьную неуспеваемость и дезадаптацию, как избежать трудностей в общении? Как не навредить собственному ребенку? И для меня, как для психолога, эти вопросы звучали вполне актуально. Как организовать работу так, чтобы на все хватало времени, чтобы не упустить ничего из виду, чтобы охватить все сферы развития ребенка? Как организовать консультативную деятельность, если у меня это учреждение стало вторым местом работы, дополнительным к основному, и по нагрузке занимало всего половину ставки. Хочется поделиться своими впечатлениями от этой деятельности и опытом работы.
Коррекционно-развивающая работа в детских садах строится по-разному. Хотя, кажется, что и нового в ней ничего нет. Специальная литература, множество авторских программ, но в каждом учреждении присутствуют свои особенности, существуют свои проблемы. Вот и в нашем коллективе получилось так, что сложились особые условия. Так как учреждение комплексное и состоит из детского сада, с присутствием детей раннего возраста и начальной школы. Возрастной диапазон значительный и содержит много трудностей, для хорошо развитой и отлаженной системы образования. Но для меня, как для педагога- психолога, показалось это очень удобным. Так как есть возможность наблюдать детей и взаимодействовать с ними практически с 2 лет и до10 лет, фактически до среднего звена школы. Удобно отслеживать особенности развития, характерные проявления, поведение, возможность вырабатывать рекомендации с учетом «знания» ребенка с раннего детства.
К сожалению, есть и свои «минусы». Так как учреждение находится в сельской местности, педагогических кадров катастрофически не хватает, постоянно происходят перестановки, в связи с текучестью. Также возрастной ценз коллектива достаточно преклонного возраста, а это свидетельствует о том, что есть проблемы «выгорания» педагогов, частые заболевания.
Тем не менее, для оказания помощи более слабым детям, хотелось построить работу таким образом, что бы все возрастные группы получали должное внимание специалистов.
В начале моей деятельности, как обычно, начала с выявления детей группы риска. Для этого использовала методы наблюдения и диагностики различных сфер. Также проводила обследования по запросам педагогов, администрации, родителей. Для работы с детьми, у которых наблюдалась педагогическая запущенность, применяла следующую систему психологической коррекции:
На первом этапе для определения индивидуально-типологических особенностей личности ребенка, подлежащих коррекции, таких как:
· Дисгармония развития.
· Нестабильность, ригидность нервной системы.
· Неразвитость производности психических процессов в сравнении со сверстниками.
Применялись следующие педагогические приемы:
· Понимание.
· Сочувствие.
· Снятие напряженности.
· Рационализация воспитательно-образовательного процесса.
· Выравнивание культурно-образовательных возможностей детей.
· Личностная перспектива.
А также психологические методы:
· Развитие произвольности в двигательной сфере.
· Развитие произвольности в познавательной сфере.
· Развитие произвольности в общении и поведении.
· Когнитивная тренировка.
· Терапия средствами искусства.
На втором этапе определения свойства субъекта деятельности
Предметы коррекции
· Дисгармония мотивов учения
· Школьная тревожность.
· Низкая учебно-познавательная активность.
· Несформированность основных учебных умений.
· Слабая обучаемость.
Педагогические приемы
· Позитивное стимулирование.
· Авансирование успеха.
· Акцентуация достижений ребенка в деятельности.
· Парциальная оценка результатов.
· Наглядные опоры в обучении.
· Комментируемое создание учебных ситуаций элементами новизны, занимательности, опоры на жизненный опт детей.
· Поэтапное формирование умственных действий.
· Опережающее консультирование по трудным темам.
· Щадящая учебная нагрузка.
Психологические методы
· Снижение значимости учителя.
· Снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.
· Десенсибилизация к оцениванию.
· Формирование адекватной самооценки школьных успехов.
· Релаксация и эмоциональное отрегулирование школьных страхов.
На третьем этапе.
Подструктура личности:
· Свойства субъекта общения.
Предметы коррекции:
· Высокая тревожность.
· Слабая социальная рефлексия.
· Трудности общения.
· Неадекватное поведение.
· Низкий социальный статус.
Педагогические приемы:
· Доверие к личности ребенка.
· Формирование реально осознаваемых мотивов поведение.
· Формирование реально действующих мотивов поведения.
· Анализ конфликтных ситуаций.
· Пример и авторитет педагога в отношении к детям.
· Позитивная иррадиация авторитета педагога на отношения со сверстниками.
Психологические методы:
· Игровая коррекция поведения в группе.
· Развитие позитивного общения.
· Ролевое научение.
· Коммуникативные игры и упражнения.
· Статусное перемещение детей.
· Расшатывание традиционных позиционных ролей.
На четвертом этапе
Подструктура личности:
· Свойства субъекта самосознания.
Предметы коррекции:
· Нерушимый образ Я.
· Неадекватная самооценка.
· Неудовлетворенные притязания на признание.
· Комплекс неполноценности.
Педагогические приемы:
· Безусловное принятие ребенка.
· Выборочное игнорирование негативных поступков.
· Эмоциональное «поглаживание» ребенка.
· Позитивное побуждение к деятельности и общению.
· Ожидание завтрашней радости.
Психологические методы:
· Идентификация.
· Зеркальное отражение.
· Подтверждение уникальности ребенка.
· Развитие позитивного восприятия других.
· Самовнушение (я хочу, я могу, я буду).
Для реализации такой системы нам было необходимо включить в работу весь коллектив педагогов. Для этого мы провели семинары, где не только обучали педагогов приемам и методам работы с «особыми» детьми, но и помогали в решении их личных проблем, разрабатывали рекомендации, игры для каждого возраста. Выработали основные принципы работы с «особыми» детьми. Для нас они выглядели так:
1. Создай оптимальные условия для развития ребенка, даже если у него есть педагогическая запущенность, детям свойственна собственная познавательная активность, что предполагает способность к определенным усилиям для преодоления интеллектуальных трудностей.
2. Оптимальные условия, это прежде всего – определение и использование зоны ближайшего развития, поддержка и развитие собственных мотиваций ребенка.
К сожалению, и то, и другое в некоторых группах и классах выглядело неудачно. И дети очень быстро теряли интерес к процессу. КАК ЖЕ БЫТЬ? Что – то нужно было сделать, что бы мотивация ребенка на занятиях была необходима самому ребенку, что бы развитие и познание стимулировалось самим процессом, а не чем-то внешним?
Это, скорее всего основной вопрос как для психолога, ведущего развивающие и коррекционные занятия, так и для воспитателя, учителя, которые проводили свои плановые занятия и уроки.
Помня о неповторимой индивидуальности каждого ребенка и учитывая трудности развития «особых» детей, мы определили чего делать ни в коем случае нельзя:
· Нельзя выставлять дошкольникам отметки.
· Нельзя устраивать соревнования друг с другом.
· Нельзя одновременно дисциплинировать и думать вместе с ребенком.
· Нельзя обещать награды вне самого процесса.
Кроме того, что в нашем саду и школе находилось достаточное количество педагогически запущенных детей, очень многие к тому же были с запущенной речью. Эту проблему тоже было необходимо решать.
Мы стали добиваться открытия в начале логопедического пункта, затем речевой, а позже и коррекционной группы.
Добавилось специалистов. Стали подробнее анализировать проблемы каждого ребенка, выявлять общие трудности в группах, классах.
Наблюдая общую тенденцию некультурного поведения и общения во многих семьях мы понимали необходимость коррекции и развития эмоциональной сферы, а также сферы общения, как дошкольников, так и младших школьников. У меня были разработки таких занятий, я их проводила, но, к сожалению, быстрого результата по всему учреждению в целом, получить не удавалось. Хотя занятия и проходили интересно, детям они нравились, особенно игры и различные игровые упражнения. Тем не менее педагоги и родители отмечали, что характер взаимоотношений между сверстниками, а также между взрослыми и детьми постепенно менялся в лучшую сторону. Мы решили, что занятий психолога было недостаточно.
И тогда мы разработали программу социально-личностного роста для дошкольников и младших школьников и назвали ее «ЗДРАВСТВУЙ». Посредством этой программы мы рассчитывали значительно расширить знания детей, дать возможность получить им необходимые навыки общения. Занятия имели определенный порядок, длительность их была учтена для всех возрастных категорий. Пособия и материалы необходимые для реализации программы обеспечили и предложили на рассмотрение коллективу.
Педагогический совет ее одобрил и все включились в работу. Дополнительно оформили стенды с наглядными материалами, для детей в классах и родителей в группах. И лед тронулся.
Параллельно во всех классах и группах начали активную работу с родителями. Организовали родительский всеобуч. На все родительские собрания постоянно приглашали всех специалистов, на которых они могли ответить на все вопросы родителей, рассказать о своих требованиях к занятиям, дать родителям конкретные рекомендации по различным видам деятельности детей. Для родителей подготовительных к школе групп открыли клуб, где встречаясь, можно было обсуждать самые разные проблемы, знакомиться с поэтапным прохождением детьми программы образования, уделять внимание возникающим у детей трудностям в обучении.
С каждым месяцем популярность и необходимость психологического консультирования в родительской среде возрастала. Мамы и папы стали обращаться не только для того, чтобы поинтересоваться результатами тематических диагностик, но и для решения каких-то своих трудностей и проблем взаимоотношения с детьми.
Особое место в работе с детьми по-прежнему занимали ребята группы «риска». Они представляли собой также различные проблемы. Для педагогов и родителей мы разработали следующие рекомендации.
Рекомендации по работе с замкнутыми детьми
Этих детей характеризует уход в себя, отстраненность от мира, а в некоторых случаях – боязнь окружающего мира. Такой ребенок может испытывать определенные страхи.
Негативные черты: эмоциональная холодность, в том числе, к родным и близким. Чаще всего не имеет друзей.
1. Не принуждайте детей к общению. Не раздражайтесь, если ребенок отказывается от общения.
2. Старайтесь не делать за ребенка то, что он может делать сам, и не пытайтесь общаться «за ребенка».
3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, лучше сравните его сегодняшние успехи, с тем, что было вчера.
4. Дайте ему почувствовать принадлежность к детскому коллективу.
5. Привлекайте ребенка к «вынужденному» общению со сверстниками и взрослыми (попросите узнать, принести, передать информацию).
Рекомендации по работе с застенчивыми детьми
Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. Ребенку важно как он выглядит в глазах других: в неудобных, неоднозначных ситуациях эти дети испытывают тяжелейший стресс.
Такой ребенок внушаем.
1. Не ставьте таких детей в ситуацию неопределенности, неизвестности.
2. Включайте его в общественные, посильные дела.
3. Поощряйте самостоятельность.
4. Стимулируйте личную ответственность.
5. Сохраняйте ровные открытые отношения. Ребенок должен понимать ваши чувства к нему.
6. Негативизм ребенка отнесите к поступку, а не к личности в целом.
7. Если уровень притязаний ребенка завышен, помогите найти адекватное решение.
8. Будьте осторожны с передачей стрессовой информации. Если ребенок расстроен, дайте время успокоиться, но не удаляйте его из детского коллектива.
9. Задача педагога – научить таких детей спокойно относится к ошибкам, воспитывать желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми
1. Агрессивные дети часто бывают вооружены.
2. Никогда не позволяйте себе оскорбить их, в разговоре с ними не используйте жаргонные, бранные слова – это не даст им права оскорблять вас и демонстрировать в поведении все, на что они способны.
3. Общайтесь на равных, но впадайте в зависимость от них.
4. В общении с такими детьми учитывайте возможность бурных реакций.
5. Бурные реакции останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, при минимуме слов.
6. Обсуждайте с ребенком его поведение только после успокоения.
7. Мстительный ребенок может длительное время ждать, что бы отомстить, поэтому лучше не отвергать его.
8. Выясните в беседе с ребенком, как возникают его агрессивные реакции, постарайтесь найти позитивный выход из возникшей ситуации. Предлагайте свое решение только в дополнение к сказанному ребенком.
9. Дайте ребенку постоянное общественное поручение.
10. Необходимо учитывать, что агрессивный ребенок может быть раболепным перед сильным, жестоким со слабыми, необходимо понимать этот механизм, учитывать это в работе, не давать себе обижаться на такого ребенка.
11. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в определенный момент это перестает действовать, и не будет иметь эффекта убеждения.
12. «Воинственность» ребенка можно снять демонстрацией своего спокойствия.
13. Найдите повод, что бы похвалить ребенка спустя некоторое время после проступка. Он должен убедиться: претензии педагога относились к его поступку, а не к личности в целом.
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми
1. По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка. Прежде чем реагировать на неприятный поступок, остановитесь на несколько секунд.
2. Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять, подбадривать для закрепления нового стиля поведения. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
3. Во время уроков, индивидуальных занятий до минимума ограничьте отвлекающие внимание факторы (картины, стенды, таблицы, не относящиеся к теме занятия).
4. Инструкции должны быть конкретными, краткими, ясными, однозначными. Говорите четко, спокойно неторопливо.
5. В случае неадекватного поведения (раздражение, слезы, крик, агрессивность) не делайте грубых замечаний, резких движений. Только тогда, когда ребенок успокоится, его поведение можно обсудить.
6. Такому ребенку необходим зрительный контакт с педагогом, что помогает сконцентрировать внимание. Оптимальное место гиперактивного ребенка в центре.
7. Создавайте ситуации успеха, так как эти дети особенно нуждаются в признании сверстниками.
8. Вводите проблемное обучение, используйте элементы игры, соревнование. Больше давайте творческих, развивающих заданий, избегайте монотонной деятельности
9. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если задание большое, разбейте его на части, периодически контролируйте ход работы над каждой из частей.
Благодаря созданным условиям и подобной организацией работы, нам удалось значительно изменить климат в коллективе, а самое главное получать хорошие результаты по работе с «особыми» детьми. Также в корне изменилось отношение большинства родителей к вопросам воспитания детей. Большой процент включенности родителей в педагогический процесс, способствовал улучшению результатов.
Надеюсь, что наш опыт может быть использован в подобных учреждениях, а также молодыми специалистами для работы.
Приложение: программа социально-личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «ЗДРАВСТВУЙ».
Литература:
1. Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников» М.2002 г.
2. Крючкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь,боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М. 2002 г.
3. Шепицина Л.М., Заширинская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения». СПб 1996 г.
4. Семенака С.И. «Уроки добра» М. 2002 г.
5. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать» Генезис 1998 г.
Поделиться: