Поиск по сайту

Рекомендации психолога родителям будущих первоклассников


Авторcтво: Борисова Елена Александровна, педагог-психолог ГБДОУ №115 Выборгского района Санкт-Петербурга


Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации к условиям школьной жизни является важной задачей современной психолого-педагогической практики. Как показывают современные исследования, переход к обучению ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень его детства. Начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью, подготовленности ребенка в целом. Естественная родительская тревога не должна перерастать в школьную тревожность самого ребенка. Пусть он идет в школу с уверенностью в том, что учиться ему нравится, что он много умеет, а всему остальному обязательно научится.

Данные советы и рекомендации помогут родителям сделать учебу в школе для детей и для них интересной и приятной.

1. Будить утром ребенка необходимо спокойно, проснувшись, он должен увидеть улыбку и услышать ласковый голос родителей. Не следует подгонять с утра, не дергать по пустякам, не укорять за ошибки и оплошности, даже если "Вчера предупреждали".

2. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка. Умение рассчитать время – задача каждого родителя, и если это плохо удается, это не вина ребенка.

3. Не нужно отправлять ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придется поработать.

4. Ни в коем случае не прощаться, "предупреждая": "смотри, не балуйся", "веди себя хорошо", "чтобы не было плохих отметок".

5. Родителям необходимо пожелать ребенку удачи, подбодрить его, найти несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

6. Следует забыть фразу: "что сегодня получил?", встретить ребенка после школы спокойно, не обрушивать тысячу вопросов, дать расслабиться (дать родителям вспомнить, как они сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахиваться, не откладывать на потом, выслушать, это не займет много времени.

7. Если родители видят, что ребенок огорчен, но молчит, не допытываться, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

8. Выслушав замечания учителя, родителям не нужно торопиться устраивать «взбучку». Необходимо постараться, чтобы разговор родителей с учителем происходил без ребенка. Всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.

9. После школы не следует торопить ребенка садиться за уроки, необходимо два – три часа отдыха (а в первом классе лучше 1,5 часа поспать для восстановления сил). Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

10. Не следует заставлять делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные перерывы, лучше, если они будут подвижными.

11. Во время приготовления уроков не нужно сидеть "над душой", необходимо дать возможность ребенку работать одному, но если нужна помощь родителей, надо набраться терпения. Спокойный тон, поддержка ("не волнуйся, все получится", "давай разберемся вместе", "я помогу"), похвала (даже, если не все получается) - необходимы.

12. В общении с ребенком нужно стараться избегать условий: "если ты сделаешь, то ...", порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка и родители могут оказаться в очень сложной ситуации.

13. Родителям следует найти в течение дня хотя бы полчаса, когда они будут принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В это время важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

14. Необходимо выработать единую тактику общения взрослых в семье с ребенком, свои разногласия, по поводу педагогической тактики решать без ребенка. Если что-то не получается, надо посоветоваться с врачом, учителем, психологом, не считать лишней литературу для родителей, там можно найти много полезного.

15. Родителям следует помнить, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассника (3-4 недели для учащихся 2-4 классов). Конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3-й четверти – в эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.

16. Также нужно быть внимательными к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, чаще всего это объективные показатели трудности в учебе.

17. Очень своевременными будут сказка перед сном, песенка, ласковое поглаживание – это успокаивает, снижает напряжение. Никаких выяснений отношений, напоминаний неприятностей перед сном, напоминание о завтрашней контрольной и т.п.

18. Вера в ребенка! Радость родителей его успехам, никаких трагедий из неудач. Вселить в него уверенность, что он "все может, всего достигнет", стоит ему захотеть.

19. Необходимо сохранить его тетради с первыми буквами, рисунками, неправильно решенными задачами, и, когда у ребенка уже опускаются руки, нужно достать их! "Видишь, раньше ты не умел так красиво писать, а теперь научился, а дальше будет лучше. Я тебе помогу!"

20. Чем труднее сложился день для ребенка, тем внимательнее должны быть к нему родители. Обязательно родителям необходимо найти за что похвалить ребенка и только после этого можно закончить разговор с ним.

21. Не стоит заставлять ребенка переписывать домашнее задание. Во-первых, это не интересно, утомительно, значит не приятно. Кроме того, не нужно забывать, что ребенок утомлен, расстроен, у него еще слабо развиты мелкие мышцы рук. Переписывание ведет к переутомлению. Пусть учится делать уроки аккуратно сразу.

22. Низкая оценка – это психологическая травма для ребенка. Чтобы предупредить оценочный травматизм, не наказывайте за плохую оценку. И родители и ребенок должны понимать, что оценка как красная лампочка, сигнал тревоги: здесь не доучили, не разобрались, недостаточно постарались; а не повод расквитаться с ребенком за родительские тревоги.

23. Следует обратить внимание, акцентировать, проповедовать: нужны усилия, необходим труд. Дать ему понять, что успех чаще всего зависит от усилий, чем от удачи, случая, помощи родителей. Успевать заметить и отметить любое усилие, которое привело ребенка к успеху или улучшило качество работы. Избегать намеков на то, что ошибка или неудача – следствие отсутствия способностей.

24. Родителям необходимо помнить, любую оценку ребенок склонен принимать глобально, считая, что оценивают его личность: "тройка – я плохой".

25. Хвалить исполнителя, критиковать – исполнение.

26. Не следует сравнивать успехи сына, дочери с успехами их друзей, детей знакомых. Сравнивать ребенка только с ним самим. Раньше не умел, теперь уже можешь.

27. Необходимо ставить краткосрочные (близкие) цели с тем, чтобы ощущение постоянного успеха не покидало его. Частный успех развивает чувство мастерства, совершенства, которое насыщает мотивацию к учению.

28. Заранее следует делать ставку на успех: отбирать для объяснений объем материала, которым ребенок может овладеть наверняка (приложив некоторое разумное усилие).

29.Если дети тугодумы, чтобы поднять их, родителям следует прибегать к позитивным установкам: "Это задание может показаться трудноватым, но я уверена, что ты с ним справишься".

Родителям нужно подчеркивать, напоминать, внушать: учению нужно учиться. Решать проблемные задачи, учиться находить ответы и постигать смысл с тем, чтобы вместе познавать вкус и ценность учебы как таковой.


Список литературы:

1. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – Спб, 2011.

2. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М., 2001.

  1. Соколова Н.Г. Система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников. http://hghltd.yandex.com
  2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М. 2005.

5. Березина Т.А., Галкина Э.Е., Негода Т.П., Ромашкина А.В. Программы педагогического образования родителей в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи (методические рекомендации). СПб., 1997.

6. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. //Под ред. Щипицыной Л.М. СПб., 2006.


Поделиться: