Авторcтво: Евич Ольга Алексеевна, заместитель директора по ОЭР; Слуцкер Марина Константиновна, ГБОУ № 307 Санкт-Петербург |
Школой №307 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга завершен второй этап опытно-экспериментальной работы(ОЭР).
Опытно-экспериментальная работа в школе является, на наш взгляд, серьезным фактором для профессионального роста учительства. При этом мы считаем, что это утверждение будет верно, если соблюдаются следующие принципы:
-ОЭР получает сопровождение квалифицированного научного руководителя;
-ОЭР сопровождается качественным, практикоориентированным обучением учителей;
-администрация школы заинтересована в профессиональном росте учителей.
Наличие научного руководителя необходимое условие для грамотного научнообоснованного анализа и обобщения опыта экспериментальной работы. Учёный помогает коллективу определить дальнейший вектор развития. При его сопровождении педагогам удается подготовить свои практические наработки для публикаций и презентаций. Нашим научным руководителем является Гутник Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук,доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.
Что дает ОЭР школе?
1. Повышается качество обучения в школе
2. Растет профессионализм педагогов, повышается квалификация учителей
3. Школа добивается высоких показателей на конкурсах достижений
4. Результаты деятельности школы широко публикуются
5. У школы есть «имидж» в городе.
6. В школе походят постоянные обучающие семинары для учителей
Цель опытно-экспериментальной работы:
теоретическое обоснование и разработка системы компетентностно-ориентированной педагогической диагностики на ступени младшей школы.
Тема:
Компетентностно-ориентированная педагогическая диагностика(КОПД), как средство самоопределения младших школьников.
Почему выбранная тема действительна важна?
Сегодня во всем мире ведущая категория – «оценка качества образования».
Причем при усилении внешней оценки (ЕГЭ, различных экспертиз и системы мониторинга) во всем мире увеличивается и роль внутренней (аутентичной) оценки. Школа, а следовательно, и сами учителя должны объективно и доказательно уметь оценивать качество своей работы, которая в первую очередь складывается из достижений ученика.
Школе предстоит выбрать ведущую категорию результативности образования – обученность, компетентность, образованность и пр. Мы выбрали компетентность.
Актуальность темы:
Одной из важнейших задач любого ГБОУ является помощь в самоопределении ученика, следовательно, необходим механизм объективной «обратной связи», позволяющий судить об изменениях происходящих с учеником.
Опыт, проведенных школой изысканий, относящихся к поиску инструментария, позволяющего отслеживать такие изменения (успехи и проблемы ученика), позволил выявить следующие противоречия:
-между осознанием учителями необходимости использования педагогической диагностики в современной школе и реальной неподготовленностью учителей к системному применению методик педагогической диагностики.
- между ориентацией современного УМК на стандарты второго поколения и неразработанностью КИМ осуществляющих компетентностно-ориентированную диагностику.
- между осознанием учителями важности индивидуального, дифференцированного подхода и невозможностью при прежнем подходе к диагностированию реализовывать идею построения ИОМ (Индивидуального Образовательного Маршрута) для ученика.
- между осознанием учителями недостаточной диагностичности современной отметочной системы и реальной ориентацией учителя при оценивании достижений ученика только на отметку.
- между назревшей необходимостью сообщать родителям объективные данные
о достижениях их детей и отсутствия подобного механизма взаимодействия.
- между реально осуществляющимся различными специалистами процессом диагностики в школе и отсутствием целостного подхода, необходимого для координации их работы.
Тогда была выдвинута гипотеза:
Компетентностно-ориентируемая педагогическая диагностика (КОПД) будет способствовать оптимизации педагогического процесса и развитию ученика, в том случае, если:
*КОПД осуществляется во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, при ведущей роли учителя;
*методики КОПД захватывают изучение мотивационно-потребностной сферы личности;
*происходит совмещение методов количественной и качественной диагностики;
*КОПД включает методики необходимые не только для коррекции педагогического труда учителем, но и способствующие самопознанию ученика и позволяющие семье объективно оценивать его процесс самопознания.
Компетентностноориентированная педагогическая диагностика на ступени младшей школы будет способствовать самоопределению ученика, в том случае, если:
*методы и методики педагогической диагностики будут направлены на реализацию компетентностного подхода и будут учитывать развитие универсальных учебных действий заложенных в стандартах второго поколения;
*будет выстроена планомерная, целесообразная диагностическая деятельность педагогов, позволяющая реализовывать педагогическую диагностику, как систему;
*методики педагогической диагностики захватывают изучение мотивационно-потребностной сферы личности;
*педагогическая диагностика представляет собой совокупность методик охватывающих основное дидактическое отношение субъект-объект-субъект; осуществляется во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, при ведущей роли учителя и включает методики необходимые не только для коррекции педагогического процесса учителем, но и способствующие самопознанию ученика и позволяющие семье ученика объективно оценивать его прогресс:
*происходит совмещение методов количественной и качественной диагностики, методики педагогической диагностики органично включены в педагогический процесс.
Что обозначает понятие «педагогическая диагностика»?
Само понятие «педагогическая диагностика» - означает ту адекватную оценочную деятельность, которую осуществляет сам учитель. Причем оценка предполагает с одной стороны реальную объективность, а с другой стороны учет индивидуального прогресса ученика.
Зачем нужна педагогическая диагностика?
• Пересмотр отношения учителя к процессу оценивания.
• Объективизация знаний учителя об ученике – путем использования дополнительных методов познания;
• Помощь ученику в выстраивании ИОМ;
• Выявление проблем учеников (личностных и предметных) и их коррекция;
• Сопровождение успевающих учеников и совместное выращивание их достижений;
Почему необходима именно комплексная диагностика?
• Педагогическую диагностику нельзя рассматривать как «скорую помощь», которая срочно применяется в случае затруднения. Это сложный планомерный процесс имеющий свои принципы, закономерности, этапы, алгоритм, методы и прочие компоненты. И только комплексное применение позволяет использовать педагогическую диагностику как научно-обоснованный процесс. Только в таком случае можно считать правомерным использование учителем педагогической диагностики. В противном случае перед нами будет пример бессистемного использования некоторых методик.
• Комплексно рассмотреть любую проблему можно только в том случае, если ответим на 7 вопросов.
Вопрос
|
На раскрытие какого элемента направлен
|
Кто?
|
Субъект
|
Что?
|
Объект
|
Зачем?
|
Цель
|
Где?
|
Среда
|
Как?
|
Способ
|
Чем?
|
Средство
|
Когда?
|
Время
|
Два года серьезной работы педагогов позволили сделать вывод, что
выявлено осознание учителями необходимости в целом изменять свою оценочную и диагностическую деятельность, что обусловлено внешними изменениями, происходящими в системе образования.
На суд читателей мы выносим свои наработки по данной теме. Вашему вниманию предоставляются авторские методики «Рефлексивные хвостики», «Гирлянда»,которые прошли экспертизу в РГПИ им. А.И.Герцена.
Было опрошено 43 человека
Опрошенные – магистры кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.
Выборку составляли: учителя, завучи, воспитатели.
Бланк обсуждения:
Параметры оценки
|
Оценка
от -5 до +5
|
Общий замысел
|
+4, 511
|
Полнота анализа изучаемого явления или проблемы
|
+3,674
|
Значение полученных данных для определения путей развития самоопределения ученика
|
+3,651
|
Органичность включения данной методики педагогической диагностики в образовательный процесс (в т.ч. времязатратность).
|
+2,930
|
Трудоемкость обработки
результатов предложенной
методики
|
+1,954
|
Степень «реальности» внедрения в практику экспериментальных школ
|
+3,186
|
Итак, средний балл методики для 2 года ОЭР - 3,26! Мы считаем это очень хорошим результатом.
Приложения:
Поделиться: