Поиск по сайту

Опытно-экспериментальная работа в школе


Авторcтво: Евич Ольга Алексеевна, заместитель директора по ОЭР; Слуцкер Марина Константиновна, ГБОУ № 307 Санкт-Петербург


Школой №307 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга завершен второй этап опытно-экспериментальной работы(ОЭР).

Опытно-экспериментальная работа в школе является, на наш взгляд, серьезным фактором для профессионального роста учительства. При этом мы считаем, что это утверждение будет верно, если соблюдаются следующие принципы:

-ОЭР получает сопровождение квалифицированного научного руководителя;

-ОЭР сопровождается качественным, практикоориентированным обучением учителей;

-администрация школы заинтересована в профессиональном росте учителей.

Наличие научного руководителя необходимое условие для грамотного научнообоснованного анализа и обобщения опыта экспериментальной работы. Учёный помогает коллективу определить дальнейший вектор развития. При его сопровождении педагогам удается подготовить свои практические наработки для публикаций и презентаций. Нашим научным руководителем является Гутник Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук,доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.

Что дает ОЭР школе?
1. Повышается качество обучения в школе

2. Растет профессионализм педагогов, повышается квалификация учителей

3. Школа добивается высоких показателей на конкурсах достижений

4. Результаты деятельности школы широко публикуются

5. У школы есть «имидж» в городе.

6. В школе походят постоянные обучающие семинары для учителей

Цель опытно-экспериментальной работы:

теоретическое обоснование и разработка системы компетентностно-ориентированной педагогической диагностики на ступени младшей школы.

Тема:

Компетентностно-ориентированная педагогическая диагностика(КОПД), как средство самоопределения младших школьников.

Почему выбранная тема действительна важна?

Сегодня во всем мире ведущая категория – «оценка качества образования».

Причем при усилении внешней оценки (ЕГЭ, различных экспертиз и системы мониторинга) во всем мире увеличивается и роль внутренней (аутентичной) оценки. Школа, а следовательно, и сами учителя должны объективно и доказательно уметь оценивать качество своей работы, которая в первую очередь складывается из достижений ученика.

Школе предстоит выбрать ведущую категорию результативности образования – обученность, компетентность, образованность и пр. Мы выбрали компетентность.

Актуальность темы:

Одной из важнейших задач любого ГБОУ является помощь в самоопределении ученика, следовательно, необходим механизм объективной «обратной связи», позволяющий судить об изменениях происходящих с учеником.

Опыт, проведенных школой изысканий, относящихся к поиску инструментария, позволяющего отслеживать такие изменения (успехи и проблемы ученика), позволил выявить следующие противоречия:

-между осознанием учителями необходимости использования педагогической диагностики в современной школе и реальной неподготовленностью учителей к системному применению методик педагогической диагностики.

- между ориентацией современного УМК на стандарты второго поколения и неразработанностью КИМ осуществляющих компетентностно-ориентированную диагностику.

- между осознанием учителями важности индивидуального, дифференцированного подхода и невозможностью при прежнем подходе к диагностированию реализовывать идею построения ИОМ (Индивидуального Образовательного Маршрута) для ученика.

- между осознанием учителями недостаточной диагностичности современной отметочной системы и реальной ориентацией учителя при оценивании достижений ученика только на отметку.

- между назревшей необходимостью сообщать родителям объективные данные

о достижениях их детей и отсутствия подобного механизма взаимодействия.

- между реально осуществляющимся различными специалистами процессом диагностики в школе и отсутствием целостного подхода, необходимого для координации их работы.

Тогда была выдвинута гипотеза:

Компетентностно-ориентируемая педагогическая диагностика (КОПД) будет способствовать оптимизации педагогического процесса и развитию ученика, в том случае, если:

*КОПД осуществляется во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, при ведущей роли учителя;

*методики КОПД захватывают изучение мотивационно-потребностной сферы личности;

*происходит совмещение методов количественной и качественной диагностики;

*КОПД включает методики необходимые не только для коррекции педагогического труда учителем, но и способствующие самопознанию ученика и позволяющие семье объективно оценивать его процесс самопознания.

Компетентностноориентированная педагогическая диагностика на ступени младшей школы будет способствовать самоопределению ученика, в том случае, если:

*методы и методики педагогической диагностики будут направлены на реализацию компетентностного подхода и будут учитывать развитие универсальных учебных действий заложенных в стандартах второго поколения;

*будет выстроена планомерная, целесообразная диагностическая деятельность педагогов, позволяющая реализовывать педагогическую диагностику, как систему;

*методики педагогической диагностики захватывают изучение мотивационно-потребностной сферы личности;

*педагогическая диагностика представляет собой совокупность методик охватывающих основное дидактическое отношение субъект-объект-субъект; осуществляется во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, при ведущей роли учителя и включает методики необходимые не только для коррекции педагогического процесса учителем, но и способствующие самопознанию ученика и позволяющие семье ученика объективно оценивать его прогресс:

*происходит совмещение методов количественной и качественной диагностики, методики педагогической диагностики органично включены в педагогический процесс.

Что обозначает понятие «педагогическая диагностика»?

Само понятие «педагогическая диагностика» - означает ту адекватную оценочную деятельность, которую осуществляет сам учитель. Причем оценка предполагает с одной стороны реальную объективность, а с другой стороны учет индивидуального прогресса ученика.

Зачем нужна педагогическая диагностика?

• Пересмотр отношения учителя к процессу оценивания.

• Объективизация знаний учителя об ученике – путем использования дополнительных методов познания;

• Помощь ученику в выстраивании ИОМ;

• Выявление проблем учеников (личностных и предметных) и их коррекция;

• Сопровождение успевающих учеников и совместное выращивание их достижений;

Почему необходима именно комплексная диагностика?

• Педагогическую диагностику нельзя рассматривать как «скорую помощь», которая срочно применяется в случае затруднения. Это сложный планомерный процесс имеющий свои принципы, закономерности, этапы, алгоритм, методы и прочие компоненты. И только комплексное применение позволяет использовать педагогическую диагностику как научно-обоснованный процесс. Только в таком случае можно считать правомерным использование учителем педагогической диагностики. В противном случае перед нами будет пример бессистемного использования некоторых методик.

• Комплексно рассмотреть любую проблему можно только в том случае, если ответим на 7 вопросов.

Вопрос

На раскрытие какого элемента направлен

Кто?

Субъект

Что?

Объект

Зачем?

Цель

Где?

Среда

Как?

Способ

Чем?

Средство

Когда?

Время

Два года серьезной работы педагогов позволили сделать вывод, что

выявлено осознание учителями необходимости в целом изменять свою оценочную и диагностическую деятельность, что обусловлено внешними изменениями, происходящими в системе образования.

На суд читателей мы выносим свои наработки по данной теме. Вашему вниманию предоставляются авторские методики «Рефлексивные хвостики», «Гирлянда»,которые прошли экспертизу в РГПИ им. А.И.Герцена.

Было опрошено 43 человека

Опрошенные – магистры кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена.

Выборку составляли: учителя, завучи, воспитатели.

Бланк обсуждения:

Параметры оценки

Оценка

от -5 до +5

Общий замысел

+4, 511

Полнота анализа изучаемого явления или проблемы

+3,674

Значение полученных данных для определения путей развития самоопределения ученика

+3,651

Органичность включения данной методики педагогической диагностики в образовательный процесс (в т.ч. времязатратность).

+2,930

Трудоемкость обработки

результатов предложенной

методики

+1,954

Степень «реальности» внедрения в практику экспериментальных школ

+3,186

Итак, средний балл методики для 2 года ОЭР - 3,26! Мы считаем это очень хорошим результатом.

Приложения:



Поделиться: