Авторcтво: Кевенд Елена Юрьевна, учитель-логопед; Ларина Юлия Леонидовна, руководитель физического воспитания ГБДОУ №23 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Спецификой работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи является развитие речи во всех видах деятельности, в том числе, и на физкультурных занятиях. Одним из важнейших средств физического развития детей являются физкультурные занятия. Совестная работа специалистов, в частности, проведение интегрированных физкультурно-логопедических занятий побуждает детей к активной речевой деятельности, а физические упражнения помогают увеличить двигательную активность детей, одновременно развивая координацию движений, внимание, память и восприятие. Такие занятия формируют представление об окружающем мире. В ходе занятия большое значение придается активизации слухового и зрительного анализатора. Дети учатся согласовывать слова с движением. Такие занятия способствуют ускорению развития речи, что особенно важно для детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи».
Цели:
1. Коррекционно-образовательные. Расширение представления о правилах дорожного движения. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме: «Правила дорожного движения». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, образование родительного падежа существительных во множественном числе). Совершенствование синтаксической стороны речи (обучение составлению сложных предложений). Совершенствовать двигательные умения и навыки в основных движениях, развивать точность при переброске мяча.
2. Коррекционно-развивающие. Развитие речевого слуха, развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие физиологического и речевого дыхания. Развитие навыков фонематического анализа, развитие координации речи с движением. Формирование навыков ориентировки в пространстве по плану, в зале. Формировать правильную осанку. Развивать общую и мелкую и артикуляционную моторику. Развивать ловкость и быстроту реакции. Развитие фантазии и воображения.
3. Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, ответственности, самостоятельности. Воспитание любви к родному городу.
Оборудование: карта-план маршрута, картины с видами Санкт-Петербурга, картинки с видами транспорта, полоски-схемы слов, полоски для составления «зебры», мяч среднего размера, мяч массажный, дорожные знаки, накидки и рули из набора «Азбука дорожного движения», цветные кубы (желтый, красный, зеленый), гимнастическая скамейка, пешеходный переход, модуль «Перекати-поле».
Предварительная работа: Экскурсия на ближайшую к детскому саду улицу, наблюдение за дорожным движением, поведением пешеходов, прогулка по городу с родителями, беседа о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, проведение сюжетно-ролевой игры с использованием набора «Азбука дорожного движения». Разучивание стихов о городе, творческие работы детей.
Используемые инновационные технологии: здоровьесберегающие – дыхательная гимнастика, речь с движением, массаж ладоней, ритмопластика, технологии эстетической направленности, обучение здоровому образу жизни.
Ход занятия
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Дети входят в зал под музыку (марш) и строятся в шеренгу.
Логопед: Поздоровайтесь с гостями. Задание на внимание. Кто назовет пример наземного транспорта? Водного? Воздушного? Садитесь.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку по нашему городу. Как он называется? Санкт-Петербург. Какой царь его основал? Петр Первый.
Сюрпризный момент.
Руководитель физического воспитания: Ой, ребята, кто-то к нам стучится в дверь, давайте посмотрим.
Это пришёл инспектор дорожного движения.
Инспектор: Я пришел посвятить вас в участники дорожного движения и принес вам карту с маршрутом. Ещё я принёс вам эмблемы-сигналы, кто-нибудь знает, для чего они нужны?
Дети отвечают.
Руководитель физического воспитания: Давайте рассмотрим карту. Первая стрелочка нам указывает маршрут, куда мы будем двигаться. Прямо. А потом налево, затем прямо и направо.
Логопед: Ребята, сейчас мы пойдем пешком по улице, как мы называемся? ПЕШЕХОДЫ. Давайте определим, сколько слогов в этом слове. Ответ детей: четыре –Правильно.
Руководитель физического воспитания: Отгадайте загадку, подскажите словечко.
Что за белые полоски
На углу у перекрестка?
Знает каждый пешеход
Это зебра – переход.
А сейчас мы поиграем в игру. Сколько раз я свистну в свисток, столько полосок вы выкладываете перед собой. В конце игры дети переходят свой переход.
Логопед: Прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним, что можно, а что нельзя делать по правилам дорожного движения. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
(Улицу можно переходить только по зеленому, а по красному сигналу светофора нельзя.)
(Сойдя с тротуара, нужно посмотреть налево, а дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо.)
(Нельзя играть на проезжей части, а можно только во дворе.)
(На велосипеде можно кататься только во дворе, а на дороге нельзя.) и т.д.
Руководитель физ. восп. Отправляемся в путь. Пойдем по главной улице. Какой это проспект? Невский проспект. «Вместе весело шагать» (под музыку разминка). Ребята, какие три вида перехода вы знаете? Наземный, надземный и подземный. Давайте потренируемся их проходить. Полоса препятствий (зебра, скамейка, тоннель). Молодцы.
Логопед. Ребята, мы дошли с вами до главной площади. Как она называется? Дворцовая.
А где же едут машины? Дети: машины едут по дороге, по проезжей части.
Встаньте лицом ко мне, руки на пояс. Сделаем упражнение «открой капот».
Молодцы. Ой, кажется, сдулись шины. Покажите, как выходит воздух. Глубоко вдохните носом и сделайте длинный выдох ртом – звук шшш. Нужно использовать насос. Покажите, как мы накачаем шины. Вдох носом – на выдохе – звук сссс.
Давайте повторим, какой транспорт можно встретить в городе? Назовите картинки. Разложим картинки с транспортом на три модуля. На красный – положите картинку со специальным транспортом, на желтый – с грузовым, на зеленый – с пассажирским. На что похожи по цвету эти модули?
Руководитель физического воспитания: Угадайте:
У него глаза цветные,
не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
сверху смотрит на меня. Дети: светофор.
Логопед: А теперь встаньте в полукруг и поиграем в игру с мячом. Сначала вспомните, какие части есть у машины. Назовите, какой? какая? какие?
Шины из резины – какие? Резиновые.
Руль из пластмассы – пластмассовый.
Кузов из железа – железный.
Сиденье из кожи – кожаное.
Фара из стекла – стеклянная.
Диски из металла – металлические.
Приборная панель из дерева – деревянная.
Руководитель физического воспитания: Наденьте накидки, возьмите руль и поиграем в игру.
Игра «водители». Дети проговаривают слова с движением.
В руки руль скорей берите
И моторчик заводите.
Накачаем дружно шины
Едут весело машины.
Логопед: Давайте сядем на ковер, каждый получает схему слова и синий кубик. Послушайте, где звучит моторчик, т.е. звук «рррррррр», в словах. В начале, середине или конце слова? Положите кубик. Слова: руль, светофор, дорога.
Руководитель физического воспитания: Давайте будем дальше двигаться к реке. Как называется главная река нашего города? Дети: Нева. Правильно. Пора заняться изучением водных сигналов. Как их правильно подавать. Дети получают флажки. Танец с флажками.
Логопед: Поиграем в игру с мячом. На реке много чего?
На Неве много … Ответы детей: кораблей, катеров, пароходов, лодок, яхт, парусников, паромов.
Давайте полюбуемся красотой нашего города. Дети рассказывают стихи о Санкт-Петербурге.
Руководитель физического воспитания: Давайте поиграем. Изобразите фигуру любого транспорта «Море волнуется раз…»
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Логопед: Мы сегодня погуляли,
Очень многое узнали.
Транспорт в городе у нас
Поделили мы сейчас.
Руководитель физического воспитания: Держись дорожных правил строго,
Не торопись как на пожар,
И помни – транспорту дорога,
А пешеходу – тротуар. Ребята, вы хорошо поработали, получайте поощрительные призы. (Наклейки с транспортом, светоотражающие сигналы). Стройтесь, под музыку выходим из зала.
Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М., 2005.
2. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
3. .А.Кириллова, М.Е.Лебедева, Н.Ю.Жидкова Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
4. Дети на дороге Правила дорожного движения в играх и упражнениях. Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией д-ра педагогических наук Л.Б. Баряевой и канд. пед. наук Н.Н. Яковлевой.
Поделиться: