Авторcтво: Ледовской Владимир Анатольевич, учитель истории и обществознания ГБОУ лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Важнейшей задачей личностно-ориентированного образования является воспитание человека культуры, то есть становление – развитие культурной личности на всех этапах деятельности человека в соответствии с этно–национальной культурой родного народа. Одна из проблем, с которой сталкиваются учителя, пытающиеся работать в этом направлении, состоит в том, что сложно осуществлять поиск возможных путей решения этой задачи в одиночку. Серьезный успех в этом деле возможен только в том случае, если идея воспитания человека культуры пронизывает всю систему работы образовательного учреждения, а следовательно, на ее реализацию работает весь педагогический коллектив. Такая ситуация начала складываться в лицее № 101 г. Санкт-Петербурга с 1994 года. Именно с этого года в лицее в рамках отработки эксперимента по культуротворческой концепции школы (автор – А.П.Валицкая,доктор философских наук, профессор РАО) активно проводится изучение возможностей культуротворческого подхода в образовательном процессе.
По мнению А.П. Валицкой, наиболее органичным и эффективным способом развития личности оказывается создание условий для проживания образов культуры, когда предлагается гармонично действовать всем сторонам телесно – духовного существа в процессах психо–физической, интеллектуальной, нравственно–эстетической и художественно–творческой деятельности (Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель. Монография. – Спб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.).
Исходным принципом концепции культуротворческой школы является понимание ребёнка как носителя особого культурного мира, в соответствии с законами которого следует строить учебный диалог, искать формы учебных занятий и их методику, создавать культурный мир школы (там же).
С 1994 по 2002 гг. в условиях отработки эксперимента по культуротворческой концепции школы (автор - А.П. Валицкая) педагогическим коллективом лицея № 101 был достигнут ряд значимых результатов для первых двух образовательных ступеней:
1. Начальная школа (1-4 классы)
На этой ступени происходит освоение языков культуры (речь, письмо, музыка, язык чисел, язык природы; первоначальные сведения о системах и её элементах; система игровых познавательных программ). В качестве приёмов, реализующих культурологический подход, выступают изучение сказок, мифов, традиций народов мира.
Основная школа (5-9 классы)
Главная идея данной образовательной ступени: изучение отдельных культурных явлений в различных областях в конкретные исторические периоды. Эта идея стала стержневой в содержании разработанной педагогическим коллективом лицея надпредметной программы «В глубь веков»,( автор – зам.директора ГБОУ лицея №101 Столярова Т.Б.) предназначенной для учащихся 5-9 классов. Основной технологией реализацией которой стала образовательная технология «Предметный срез по эпохам»). Реализация программы помогает создать у учащихся целостное представление о картине мира (эпохи) средствами предметов школьного курса, изучаемых во внеурочное время. Кроме того, программа способствует повышению культурного уровня учеников, развитию их способностей и реализации возможностей в различных видах творческой деятельности.
Педагогический коллектив лицея № 101 не ставил перед собой цель создания строгой системы проведения таких срезов. Поэтому формы подачи материала в рамках «Предметных срезов по эпохам» довольно многообразны: монологи, диалоги учащихся, фронтальная беседа с учителями, инсценировка, музыкальная заставка, работа с картой, документами, музейными экспонатами, показ продуктов труда – макетов, рисунков, костюмов, собственных стихов и песен.
Деятельность лицея № 101 в направлении реализации идей культуртворческой школы осуществлялась параллельно с проектированием лицейской системы предпрофильной и профильной подготовки. Это привело педагогический коллектив к постановке проблемы: что дает реализация культурологического подхода для достижения целей именно лицейского образования, а именно в 2007 г. лицей № 101 получил статус районной экспериментальной площадки по проблеме «Культурологический подход в образовательном процессе лицея».
Основная идея эксперимента – это разработка педагогических технологий, направленных на изучение отдельных культурных явлений в контексте культуры как единого целого.
Эта идея вписывается в одну из стратегических целей современной общеобразовательной школы, а именно: организации поля культуры, в котором развёртывается продуктивный учебный диалог, воссоздающий в сознании воспитанника целостную «картину мира» и человека в ней. Способом воссоздания культурного пространства, в котором происходит становление личности, является построение целостного, открытого, саморазвивающегося образовательного процесса. Принцип целостности предполагает видение всего образовательного процесса – от первого до выпускного класса в единстве учебных дисциплин, описывающих конкретно историческое и современное состояние «картины мира» в её естественно – научных, ценностно–духовных, художественно–творческих составляющих.
В качестве основного направления экспериментальной работы лицея на ближайшее выбрана реализация и осмысление возможностей ряда межпредметных программ:
- «В глубь веков» ( 5-9 классы);
- ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) (начальная и основная школа);
- УНИО (ученическое научно–исследовательское общество) (8-11 классы).
- культурные универсалии
Культурологическая и исследовательская направленность нашла также отражение и в деятельности лицейского музея «Звёздный мемориал», открытого в 1994 году и признанного единственным в Санкт–Петербурге школьным музеем, совмещающим астрономическую и историко–культурную тематику.
С 2005 года ведется поиск путей реализации культуротворческих идей на старшей ступени школьного образования. Этот поиск осуществлялся на основе следующих положений.
Старший школьный возраст – это время самоопределения личности в культуре. При этом, основная учебно–методическая задача, решаемая в рамках этой образовательной ступни, – это формирование целостного знания о современном мире. Такая ориентация заключительного этапа общего среднего образования позволяет выпускнику органично войти в избранную сферу общественной жизни, свободно адаптироваться, осознанно и ответственно действовать. Поле свободного выбора заполняется дисциплинами, углубляющими знания по выбранному направлению, таким образом, старшеклассник получает возможность испытать себя в той или иной сфере культуры в будущей профессии.
В качестве основного инструмента реализации культурологического подхода на старшей ступени образования выбрана идея изучения культурных универсалий, знакомство с которыми, даёт возможность воссоздания субъективных характеристик (категорий) (пространство, время, число, движение, количество, борьба противоположностей).
Расшифровывая термин «культурные универсалии», можно сказать, что это нормы, ценности, правила, традиции, аспекты культуры, которые носят всеобщий характер, присутствуя на всех этапах развития человеческого рода, и независимые от географического места и исторического устройства общества. Данное понятие ввёл Джордж Мердок, американский антрополог, исследователь проблем культуры и общества. (Murdock G.P. Culture and Society. Pittsburgh, 1965, p. 80 – 86 )
В системе культурных универсалий фиксируются свойственные данной культуре наиболее общие представления о месте человека в мире, его деятельности и.т.д. Культурные универсалии обусловлены всеобщей логикой культурных норм и принципов человека, ибо прошли долгий путь признания и закрепления. Это позволяет понимать культуру, искусство и жизнь древних предков, современников, образцы иных национальных стилей, систем и традиций. Вместе с тем, культурные универсалии как широкое явление несводимы к раз и навсегда заданному обозначению специфических аспектов культуры, её норм и ценностей.
Джордж Мердок, выделил более 70 культурных универсалий – общих всем культурам Старого и Нового Света элементов, среди них такие как:
- декоративное искусство
- спорт
- музыка
- мифология
- этикет и др.
С 2008г ГБОУ лицей № 101 является членом Ассоциации культуротворческих школ России под патронажем д.ф.н.; профессора Валицкой А.П.; а в 2009 году завершился эксперимент по проблеме культурологический подход в образовательном процессе лицея и таким образом был совершён переход в работе по проблеме из экспериментального режима в режим функционирования.
На настоящий момент педагогами лицея разработаны несколько учебных занятий, основу которых составляет изучение культурных универсалий. Охарактеризуем технологию проведения некоторых из этих занятий.
10 класс.
Учебное занятие: «Время как универсальная характеристика мироустройства (на примере социального развития рубежа XIX – XX веков)».
Данное занятие состоит из трёх номинаций.
1 номинация: « Домашнее задание».
Решение проблемы: « Какое влияние оказали изменения в жизни людей рубежа XIX – XX веков через сто лет, на повседневную жизнь наших современников?»
Данное задание нужно представить в «лицах» (общественных деятелей, учёных, деловых людей, художников рубежа XIX – XX веков) и провести дискуссию на тему домашнего задания. При этом можно использовать нарисованные на ватмане знаки времени и слоганы времени рубежа XIX – XX вв.
В результате дискуссии необходимо подтвердить или опровергнуть понимание социального прогресса как:
- «линейное» развитие с безграничным совершенствованием (БрАЗа жизни, открытий в науке и технике и т.п.);
- циклический прогресс с повторяемостью и возвращаемостью, обратимостью событий и проблем.
II номинация: «Понимание времени на рубеже XIX – XX вв.».
Команды делятся на пары (5 подгрупп). Каждая подгруппа получает свой раздел текста и раскрывает его основные идеи.
Примерное содержание текстов:
1. Уже в глубокой древности люди сверяли смену событий в своей жизни и деятельности с движением небесных тел: Солнца, Луны, звёзд. Так, возникло измерение года, суток, были изобретены разнообразные устройства (от солнечных и водяных до сложных механических и электронных), позволяющие измерять время в часах, минутах, секундах.
Кроме того, человеку, так же как растениям и животным, свойственно интуитивное чувство времени не всегда осознанное: так называемые «биологические часы», т.е. ритмы функционирования, смены активности физиологических процессов в организме.
2. Древнегреческие философы, проанализировав известные в древних цивилизациях представления о времени, пришли к выводу, что время можно понимать как независимое явление, существующее само по себе или в сознании человека, но обязательно линейно направленное от прошлого к настоящему и будущему. Другие предложили взглянуть на время как на циклическое повторение определённых состояний Космоса, никогда не прекращающуюся повторяемость событий, возвращающихся «на круги своя».
Эти два основных взгляда на время были основательно развиты в XVII веке. Концепцию линейности времени развил Ньютон, а теорию цикличности – Лейбниц. Обе теории имели своих сторонников и противников среди учёных различных направлений.
3. К началу XX в. проблемы понимания времени оказались очень важными для общества, в котором происходили радикальные изменения. На рубеже XIX – XX веков определяются основные типы понимания времени, не изменившиеся и в нашу эпоху:
- абстрактное (представляемое) и физическое измеряемое математически);
- геологическое (время смены геологических эпох земной коры) и биологическое (время жизни живых организмов);
- историческое (изменения в жизни и деятельности человеческого общества);
- индивидуальное (психологическое);
- художественное ( данное в художественных образах искусства
Затем необходимо привести аргументы из собственного жизненного опыта, подтверждающие или опровергающие эти идеи.
После этого следует отчёт о проделанной работе.
III номинация : «Образ времени в искусстве рубежа XIX – XX вв.»
Команды одновременно работают с цитатами и репродукциями художественных произведений и отвечают на следующие вопросы:
1. Каково ощущение времени в этих художественных образах?
2. Насколько эти ощущения значимы для ваших сверстников?
В конце турнира учащиеся подводят итоги всей проделанной работы, делятся своими впечатлениями.
Учебное занятие: Лицейский турнир «Пространство как универсальная характеристика мироустройства (на примере социального развития России XX – XXI вв.)».
11 класс.
Для учащихся 11-х классов предлагается учебное занятие «Борьба и единство противоположностей», где главным выступает умение вести дискуссию, выстраивать философские проблемы, взгляды, теории с последующей аргументацией.
Главная идея данного универсалия заключается в том, чтобы подвести старшеклассников к пониманию того, что закон единства и борьбы противоположностей даёт представление о внутренних и внешних источниках развития материального мира. А сам процесс развития предстаёт как взаимодействие и переплетение противоположных начал мира, их взаимовлияние. При этом роль противоречия, отрицания представляется двигательной силой любого развития и единства. В процессе проведения занятия учащиеся должны прийти к мысли, что история науки, искусства, техники, всей общественной практики даёт нам понять, что ткань всей жизни, мира сплетена из нитей двух родов: положительного и отрицательного, нового и старого, прогрессивного и реакционного.
Более подробно с данными универсалиями можно ознакомиться в сборнике: Культуротворческая школа. Инновационная модель общего образования и её кадровое обеспечение: Материалы семинара Ассоциации культуротворческих школ России – СПб.:УОО СПб ЛО: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008г
Педагогический коллектив продолжает работу над поиском новых вариантов реализации культуротворческой концепции в рамках лицея. На сегодняшний день нам удалось разработать варианты реализации идей культуротворческой концепции и в рамках урочной, и в рамках внеурочной деятельности. В этом учебном году для учащихся старшей школы открыты двери нашего политического клуба « Мир в XXIв» В рамках данной формы работы учащиеся изучают современный глобальный мир, разбираются в тонкостях международных отношений, анализируют основные современные геополитические проблемы и вызовы времени. Педагогический коллектив лицея считает, что необходимо не только повысить компетентность учащихся в сфере современных международных отношений , но и помочь им ориентироваться в полиокультурном пространстве Земли. Особенно это звучит актуально на фоне официальных заявлений стран Западной Европы о крахе политики мультукультурализма
Таким образом, при условии организации школы как пространства культуры, в котором совершается становление и развитие личности, её самосознания и гуманистических ценностных ориентаций, формируется целостная картина мира и человека в нём, достигается важнейшая цель современной общеобразовательной школы: подготовить культурную личность, способную достойно действовать в социокультурной среде, адекватно ориентироваться в ней, свободно и ответственно избирать сферу реализации своих способностей.
Поделиться: