Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Игры-путешествия в курсе естествознания (5 класс)
Формирование метапредметных умений учащихся в свете стандартов второго поколения начинается в начальной школе и продолжается в основной. Главная роль в этом процессе принадлежит интегрированным курсам, к которым относится предмет естествознание в пятом классе, позволяющий привлекать знания гуманитарных предметов (легенды, мифы, исторические сведения), использовать весь арсенал естественных наук, развивать творческие способности детей и их коммуникативную культуру, используя работу в группах. Мощным активизирующим средством является в этом возрасте игровая деятельность на уроке, позволяющая создать мотивацию обучения, что очень важно для вовлечения ребенка в процесс активного познания окружающего мира (1, 2). В современном образовании роль самостоятельной работы учащихся приобретает ведущую роль и очень важно создать условия, стимулирующие развитие ребенка. Наиболее полно все эти задачи решаются при использовании игровых методик обучения. (3,4) Игры всегда являлись составной частью педагогического процесса, (1) но, в последнее время роль игры на уроке возросла, так как информационная насыщенность пространства снижает интерес учащихся к обучению школьным предметам. Развитие деловых игр для взрослых, появление игровых передач на телевидении, наряду с традиционными играми детей позволяет расширить и арсенал игровых приемов с использованием известных телевизионных сюжетов, игр-путешествий, игр-конкурсов и соревнований, игр с раздаточным материалом, на основе которых можно создать множество вариантов уроков в курсе естествознания. В преподавании курса естествознания в 5 классе игры являются неотъемлемым компонентом, выполняя сразу несколько функций, решая познавательные задачи (дать представление о...), воспитательные, способствуя формированию коммуникативных навыков, развивают умения слушать, создают условия для развития творческих способностей; при этом активная деятельность ребенка направлена на достижение не только личного, но и общего результата. Содержание курса естествознания и возраст детей (5 класс) позволяют использовать разнообразные игровые технологии: игры-сказки, игры с раздаточным материалом, игры-путешествия, игры-соревнования и т.д. В первую тему "Космос. Вселенная" хорошо вписывается большая игра-путешествие на планеты Солнечной системы. С первых уроков она позволяет объединить детей, стимулирует их познавательный интерес, создает условия для раскрытия творческого потенциала практически каждого пятиклассника. Уже на первом уроке, знакомясь с Солнечной системой, учащимся предлагается совершить путешествие на одну из планет, собрать о ней информацию и представить их классу. Для решения такой сложной для пятиклассников задачи весь класс делится на группы по 4-5 человек – это экипажи космических кораблей, которые стартуют в межпланетное путешествие. В каждом экипаже распределяются роли (капитан, штурман, научный сотрудник, журналист, художник) с учетом склонностей и пожеланий учащихся. Ставится задача: после "возвращения из полета" экспедиции представляют свой корабль ( рисунок, схема, модель, изготовленная из обычного конструктора или "лего"), эмблему корабля, значки членов экипажа, девиз, карту космического полета, научный журнал, бортовой журнал или дневник, в котором описывают свое путешествие. В путешествии могли происходить самые невероятные вещи: встречи с инопланетянами, другими исследователями, происшествия и приключения. Свой рассказ иллюстрируют рисунками, некоторые привозят даже "образцы грунта" планет и их модели. Примерно через две недели (через 4 - 5 уроков) наши космические корабли «возвращаются» на Землю и каждый экипаж представляет сведения о планете. За урок рассматриваются обычно до 4 путешествий, вначале планеты земной группы, а затем планеты-гиганты. Научные сведения дети вносят в таблицу, которая включает следующие графы: название планеты, ее символ, расстояние до Солнца, масса планеты, ее плотность, время оборота вокруг Солнца и продолжительность суток, средняя температура, наличие атмосферы, число спутников. Капитан каждого экипажа представляет свой корабль (рисунок, схема, модель или макет), сообщает девиз, называет членов экипажа, говорит о поставленной экипажу задаче. Штурман рассказывает о выбранном маршруте полета, показывая его на схеме Солнечной системы (маршрут выбирают ученики сами и он может быть любым, и, даже включать посещение других планет). Космонавт-исследователь сообщает научные сведения о планете, занося их в таблицу на доске, а учащиеся записывают их в такую же таблицу в своих тетрадях. Журналист рассказывает о том, как проходил полет, что видел экипаж, с кем встречался, иллюстрируя свой рассказ рисунками. Здесь часто звучат и стихи. Например, Лена Николаева написала такое стихотворение: Как у нашего у Солнца В пышных прядях облаков, Девять маленьких ребят, Как подарок от богов. И глядит оно в оконце, Но любимей всех Земля- Как там дети, не шалят? Милая голубоглазка. Ближе всех малыш Меркурий - И ресницами леса, Возле солнышка танцует. И загадочна, как сказка, Мать его так опекает, И полна весельем звонким, Что на нем металлы тают. И цветов дыханьем тонким. Дальше девочка Венера. Хорошеет век от века, Красоты у ней без меры- Дав приют для человека.
В заключение капитан подводит итог работы, отмечая вклад каждого члена экипажа. Для успешного завершения такого путешествия ребятам необходима помощь. На первом уроке, сообщая детям задание и источники информации, предлагаю обращаться за помощью к родителям. А на родительском собрании, проходящем в начале года, прошу родителей принимать участие в работе детей, помогать им в подборе информации, оформлении работы, что обеспечивает участие семьи в учебном процессе, а для учащихся пятых классов это очень важно, так как обеспечивает чувство поддержки. Как правило, такая помощь родителей вносит неоценимый вклад в обучение ребенка. Лучшие работы показывают, как можно представить информацию и способствуют обогащению умений всех учащихся. В курсе естествознания целесообразно такие масштабные игры проводить примерно один раз в четверть. Выбор тем для путешествий определяется от программы курса и учителя и может быть, например, таким: -«Природные зоны», когда группы исследователей отправляются в тундру и лесотундру, тайгу и лесную зону, степи, саванны, пустыни и полупустыни, тропический лес; - «Древние цивилизации», отправляющие экспедиции в прошлое. При формировании групп и постановке задачи экспедициям, учитель рассказывает об одной из древних цивилизаций, выстраивая образец, которого могут придерживаться дети. Однако, это не должно препятствовать выявлению, как особенности каждой цивилизации, так и проявлению индивидуальных способностей каждого ребенка. Отчет включает сведения о том, кто, где, когда основал цивилизацию. Ее устройство, хозяйство, религию, города, науку, медицину и причины гибели. - «Путешествия по континентам». Чаще всего организуются в виде научных экспедиций или туристических маршрутов. - «Путешествия по сферам Земли» можно провести в конце изучения курса. Несмотря на достаточно трудные темы, дети справляются с этой работой. Они представляют карты, рисунки, фото, придумывают ребусы, пишут интересные рассказы, создают презентации, работают с информацией из разных источников, как правило, полностью раскрывая тему. Наряду с играми - путешествиями в курсе естествознания 5 класса можно использовать и другие типы игр - сказки, игры с раздаточным материалом, игры - соревнования, которые заканчивают каждую тему, а в конце года путешествия по станциям. Такие уроки заочного путешествия по разным областям окружающего мира, способствуют развитию кругозора, проявлению способностей ребенка, формируют умения работать с информацией. Развивают коммуникативную культуру, воспитывают ответственность за работу коллектива в целом и создают положительные эмоции. Разнообразие игровых методик позволяет поддерживать для пятиклассников активность учащихся и интерес к предмету в течении всего учебного года, формирует диалогический стиль общения, создает условия для развития устной речи, выявляет структурные связи между элементами естественнонаучного и гуманитарного знания, способствует накоплению не только знаний, но и умений.
Литература 1.Пидкасистый П.Н., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии.- М.:МПУ, 1996. - 269с. 2 Ланина И. Я. 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995.- 224с. 3. Пустынных Е.А. Урок природоведения в 5-м классе. Обобщающий урок-игра по теме "Земля" http://festival.1september.ru/articles/532061/ 4. Голядкина Т.А Игры в преподавании биологии. http://livenka2.gvarono.ru/metod/uchit/goljadkina-ta/ustami.pdf Поделиться: |