Авторcтво: Кулькеева Елена Викторовна, учитель-логопед ГБДОУ № 115 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Предисловие
До поступления в школу остается 1 – 2 года. Родители задумываются, как нужно подготовить ребенка, чтобы обучение в школе было успешным. Будущему первокласснику необходимо владеть базовыми основами письменной речи (чтения и письма) – фонематическим восприятием и звуковым анализом и синтезом. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе, слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя речи и является основой успешного овладения грамотой.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. В свою очередь, при недоразвитии звукового анализа и синтеза дети с трудом овладевают грамотным письмом и чтением. В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели, в процессе письма – наоборот, воспроизведение буквенной модели слова по его звуковому составу. В связи с этим одной из важнейших предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма является не только умение выделять и различать звуки речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам. Написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления о звуковой структуре слова. Таким образам, успешное обучение письму и чтению возможно лишь при достаточной сформированности фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза.
Вашему вниманию предлагается практический материал – рабочая тетрадь «Как хорошо уметь читать: задания и упражнения», в основу которого положен многолетний опыт работы с детьми. В данном пособии материал подобран в соответствии с задачами подготовки детей к школе. Игры и упражнения делают работу по этому направлению более доступной, интересной, насыщенной и дают возможность обучать детей в игровой занимательной форме. Занимаясь с ребенком по этой тетради (Приложение 1), постепенно переходя от простых к более сложным заданиям, вы достигаете решения следующих задач:
- развитие фонематического восприятия;
- развитие звукового анализа и синтеза;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- обогащение словарного запаса;
- развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
- обучение чтению и письму;
- подготовка руки к письму.
При обучении ребенка чтению и письму необходимо учитывать ряд особенностей:
- формирование навыков звукового анализа и синтеза необходимо проводить на правильно произносимых звуках;
- при изучении звука сразу знакомим ребенка с буквой;
- на начальном этапе проговариваем букву как звук;
- использование разнообразных игр и упражнений для закрепления навыков звукового анализа и синтеза и обучения грамоте (знакомство с буквой – графемой)
Своевременная и целенаправленная работа по формированию основ грамоты обеспечивает необходимую базу знаний, умений и навыков, предотвращает возникновение дислексии и дисграфии, способствует успешному усвоению школьной программы.
Как работать с пособием.
Рабочая тетрадь является практической часть пособия по начальному обучению грамоте дошкольников. Теоретическая часть изложена в методическом пособии «Первые шаги успешного обучения в школе: Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза, как основа успешного овладения чтением и письмом». В данном пособии описаны игры и упражнения по развитию фонематических функций, которые необходимо включать в работу для закрепления пройденного материала.
Специалисты, учителя-логопеды хорошо владеют теоретическими знаниями, а как их можно использовать для обучения ребенка в игровой форме, соблюдая все методические рекомендации показано в рабочей тетради «Как хорошо уметь читать: задания и упражнения» (Приложение 1.) В данной статье я размещаю только пример знакомство с одной /буквой (звуком). Ознакомление с другими звуками и буквами происходит в соответствии с данным образцом.
Знакомить ребенка с буквой можно только после того, как он уже познакомился со звуком. Работа со звуком является первым этапом обучения грамоте.
В тетрадях при работе с каждой буквой (звуком) под цифрой 1 ребенку предлагается следующее задание:
- игры по звукоподражанию.
При выполнении данного задания ребенку показывается картинка и зачитывается стихотворение об этом звуке. Ребёнок должен произнести этот звук, акцентируя внимание на работе артикуляционных органов во время произнесения звука.
- определить характеристику звука (гласный звук или согласный).
Гласным называется звук, произносимый без преград. Гласные звуки поются, поэтому ребёнок может провести пальчиком по линии и пропеть звук. Нотка (скрипичный ключ) показывает, что этот звук можно петь. Гласные звуки обозначаем красным цветом.
Гласные звуки: А, У, О, И, Ы, Э
Гласные буквы: А, У, О, И, Ы, Э, Е, Ё, Ю, Я
Е, Ё, Ю, Я – йотированные гласные буквы. Данные буквы обозначают два звука.
Согласным называется звук, при произнесении которого возникает преграда в артикуляционном аппарате. Согласные звуки мы не пропеваем, поэтому ребенок ведет пальчиком по короткой линии и четко отрывисто проговаривает звук. Так как согласные звуки не поются – нотка (скрипичный ключ) зачеркнута.
Согласные звуки делятся на твердые и мягкие звуки.
Большинство согласных звуков могут быть твердыми и мягкими: Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, З, ЗЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, С, СЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, Х, ХЬ.
Согласные звуки, всегда твердые – Ш, Ж, Ц.
Согласные мягкие звуки – Й, Ч, Щ.
Согласные твердые звуки мы обозначаем синим цветом, а согласные мягкие звуки – зеленым цветом.
Кроме того, согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Это зависит от участия в их произнесении голосовых связок. При произнесении звонких согласных звуков возникает вибрация голосовых связок. Произнося звук, можно прикоснуться к горлу. Если «горлышко дрожит», есть вибрация – это звонкий звук, если дрожания нет – это глухой звук.
Парные согласные звуки: - звонкие: Б, В, Г, Д, Ж, З
-глухие: П, Ф, К, Т, Ш, С
Непарные звонкие звуки: Й, Л, М, Н, Р
Всегда глухие звуки: Х, Ц, Ш, Ч
Следует помнить два правила:
1. на конце слов звонкие согласные «оглушаются», то есть произносятся как парные им глухие.
2. в середине слова происходит уподобление звонкого звука последующему глухому звуку.
При написании буквы необходимо подобрать проверочное слово.
Н. Френкель «Гласные и согласные»
Прочитайте с ребенком стихотворение и проговорите, почему гласные можно петь, а согласные нельзя.
Гласные тянутся в песне звонкой.
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке Аленку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
ССС – змеиный слышен свист.
ШШШ – шуршит опавший лист.
РРР – моторы тарахтят.
ЖЖЖ – шмели в саду жужжат.
Под цифрой 2 ребенку предлагается выполнить следующие задания:
- раскрасить букву в соответствующий цвет (гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым, если согласный звук может быть и твердым и мягким – раскрашиваем половину синим, вторую половину зеленым.);
На выбор:
- назвать предметы, определить первый звук в слове;
обвести предметы и раскрасить.
- нарисовать предметы, названия которых начинается на заданный звук.
Под цифрой 3 ребенку предлагается
- определить на какие окружающие предметы похожа буква;
- выучить стихотворение о букве;
- определить форму и количество элементов буквы.
На этом этапе можно предложить также такие задания:
- изобразить букву с помощью тела, пальцев рук, палочек, проволоки, вылепить из пластилина, выложить из мозаики;
- «написать букву в воздухе», проговаривая свои движения;
- написать букву по точкам;
- прописать элементы буквы;
- прописать букву и т.д.
Под цифрой 4 ребенку предлагаются задания:
- проговорить пройденный звук, уточнить, какой это звук – согласный или гласный. Раскрасить в соответствующий цвет колпак гномика;
- уточнить, какой это звук – звонкий или глухой. Если звук звонкий, раскрасить звоночки на колпаках гномов.
- назвать предметы, которые принес гномик.
- определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
- закрасить соответствующую клетку в схеме под картинкой тем цветом, которым мы обозначаем этот звук (гласный – красная клетка, согласный твердый звук – синяя, согласный мягкий звук – зеленая).
В некоторых случаях можно предложить ребёнку написать букву в соответствующей клетке. Это рекомендуется делать, если согласный звонкий звук находится в конце слова. Не забудьте напомнить ребёнку правило, что в конце слова звук оглушается и превращается в глухой. В данных случаях нужно подобрать проверочное слово.
Под цифрой 5 задания можно чередовать в зависимости от уровня усвоения учебного материала.
В первом варианте ребенку предлагается выполнить следующие задания:
- заполнить квадрат “Расскажи о звуке и букве”.
Задание:
Ребенку предлагается заполнить квадрат 3+3, где в каждой клеточке нужно выполнить задание:
1. Нарисовать из каких элементов состоит буква.
2. Написать, сколько элементов (цифра).
3. На какой предмет похожа эта буква.
4. Звукоподражание.
5. Раскрасить букву (гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым, согласные, которые могут быть твердыми и мягкими – наполовину - синим и зеленым цветом).
6. Можно или нельзя петь данный звук (гласный или согласный).
7. Нарисовать предмет, в названии которого заданный звук стоит в начале слова.
8. Нарисовать предмет, в названии которого заданный звук находится в середине слова.
9. Нарисовать картинку, в названии которой заданный звук находится в конце слова (если звук глухой); нарисовать колокольчик, если данный звук звонкий. Уточнить правило.
Задание:
1 вариант:
Данный квадрат можно заполнять (нарисовать соответствующие заданию предметы) совместно с ребенком при знакомстве с новой буквой или предложить для самостоятельного заполнения при закреплении пройденного материала.
- выполнить звуковой анализ слов (слова даются из пройденных букв).
Во втором варианте ребенку предлагается выполнить следующие задания:
- заполнить по памяти квадрат «Запомни и найди место буквы в квадрате»
Задание:
Ребенку предъявляется квадрат, в который вписаны пройденные буквы. После рассмотрения (запоминания) в течение 1 минуты образец закрывается, и ребёнок по памяти вписывает буквы в соответствующие клеточки квадрата.
По мере знакомства с новой буквой составляется новая таблица.
Когда пройдено достаточное количество букв, можно усложнить данное задание. После того, как ребёнок впишет все буквы, попросить составить из этих букв слова.
Например: кот, мак, кит, мука, ум, папа и т.д.
- графический диктант (см. первую часть)
В данном варианте ребенок выполняет задание под диктовку. Взрослый проговаривает направление линии, ребёнок прописывает, пока не получится какой – нибудь предмет. Например: 1 клеточка вверх, 2 клеточки вправо, 1 клеточка вниз и т.д.
В третьем варианте ребёнку предлагается выполнить следующие задания:
- заполнить по памяти геометрические фигуры. Игра «Каждой букве своё место». Ребёнок вписывает букву в заданную геометрическую фигуру.
- выполнить звуковой анализ слов (слова даются из пройденных букв).
В четвертом варианте ребенку предлагается выполнить следующие задания:
Задание: «Запомни ряд слов»
- запомнить и повторить в прямой и обратной последовательности ряд слов. Ребенок читает первые три слова и повторяет их в прямой и обратной последовательности. Затем прочитывает четвёртое слово – и также повторяет их в прямой и обратной последовательности. Продолжаем выполнять задание, пока ребенок не выучит все слова, проговорив их в прямой и обратной последовательности.
- графический диктант (написать по образцу)
В данном варианте ребенок срисовывает по образцу.
В пятом варианте ребенку предлагается выполнить следующие задания:
- заполнить «Чудесный квадрат»
Задание:
Ребенок должен вписать букву в соответствующую клетку квадрата, затем прочитать получившиеся слова.
В данные таблицы можно вписывать слова от 2 до 7 букв. Для этого необходимо изготовить квадраты на соответствующее количество букв в слове.
Например: Б2 – о, А2 – с, В2 – м - сом
- выполнить звуковой анализ слов (слова даются из пройденных букв).
Под цифрой 6 даны задания по обучению чтению.
Первая тема - понятие предложение.
Знакомим ребенка с тем, что речь состоит из предложений. Знакомим со схемой предложения.
Вторая тема – понятие слово.
Знакомим ребенка с тем, что речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов.
Определяем количество слов в предложении
Третья тема – понятие слог
Пятая тема – ударение.
Учим ребенка определять ударную гласную в слове.
Объясняем значение ударения. В данном задание приведены примеры как изменяется значение слова при изменении ударной гласной.
В данном задании ребенок рассматривает картинки, определяет количество слогов, выделяя ударную гласную в слове , записывает схему.
Четвертая тема – понятие устная и письменная речь.
Необходимо объяснить ребенку, что такое устная и письменная речь, какие части тела участвуют в данной речи. Для наглядности даны значки, обозначающие устную (рот и ухо) и письменную (глаз и ручка) речь. Ребенок рассматривает картинки и объясняет, к какому виду речи относится изображение.
Пятая тема – звуки и буквы
Начиная с 6 темы мы знакомим ребёнка со звуком и буквой. Ребенку предлагается прочитать слоги, слова и предложения (задания усложняются по мере прохождения букв). При выполнении данного задания можно предложить ребенку выполнить следующие задания:
- прочитать буквы (следите, чтобы ребенок на начальном этапе называл букву как звук);
- прочитать слоги;
- подчеркнуть (зачеркнуть, обвести в кружок) заданную букву или несколько букв;
- подчеркнуть (зачеркнуть, обвести в кружок) заданный слог или несколько слогов;
- выполнить звуковой анализ слов;
- выполнить слоговой анализ слов (назвать первый, второй звук в слоге;
- выполнить анализ предложений.
Игры с клеточками (графические диктанты)
Данные игры и упражнения помогут ребенку подготовить руку к письму. Упражнения, проводимые в тетрадях в клеточку, формируют у детей
• пространственно-образное мышление;
• зрительное и слуховое восприятие;
• творческое воображение;
• внимание, память.
Игры с клеточками развивают у детей аккуратность, графические умения, глазомер.
Перед, началом занятий взрослый следит за правильной осанкой ребенка, напоминает о том, что необходимо правильно держать карандаш. Взрослый учит ребенка проговаривать свои действия, проверять, контролировать правильное выполнение задания, оценивать свою работу.
Приложение 1
4
5 «Запомни и найди место буквы в квадрате»
6. Читаем вместе
А У О И Ы Э М Н П Т К Г Х Б
ба бу бо би бы бэ ба бу бо би бы бэ
Ба Ху Го Ты Пэ На Мэ Бы Хи Го Ку Та
Па Ну Мо Ки БУ ХО ГИ ТА ПЫ НЭ МА БУ
ХО ГИ КЫ ТЭ ПА Ну Мо Ба Ху Го Ты Пэ
На Мэ Бы Хи Го Ку Та Па Ну Мо Ки БУ
ХО ГИ ТА ПЫ НЭ МА БУ ХО ГИ КЫ ТЭ ПА
Прочти. Выполни звуковой и слоговой анализ слов.
бак банка банан батон база
бок боты бомба буханка
бык батон губы
бант – бинт кабан кабина
бук бутон бумага
Данную рабочую тетрадь могут использовать в своей работе учителя-логопеды, воспитатели и родители. Все вместе мы добиваемся одной цели, чтобы наши дети любили учиться и были успешны в жизни. Ведь ничто не дарит столько радости для педагога, как увлеченный взгляд ребёнка. Надеюсь, что данная работа разнообразит занятия и будет интересна вашим воспитанникам.
Литература
1. Р.Е. Левина .“Нарушения письма в процессе овладения детьми чтением и письмом. Москва, 1961.
2. Т.А. Ткаченко. “Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа”. Санкт- Петербург, 1998.
3. Т.А. Ткаченко “Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте”. Москва “ЭГСИ” 1999.
4. Л.Г. Милостивенко. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей”. Санкт – Петербург, 1996
5. В.И. Селиверстов. “Игры в логопедической работе с детьми”. Москва, 1981.
6. Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова.
“Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии)”. Санкт – Петербург, 2001.
7. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. “Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи”. Москва, 1999.
8. Г.А. Тумакова. “Ознакомление дошкольников со звучащим словом”. Москва, 1991.
9 Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н.Невская.
“Обучение дошкольников грамоте”. Москва 2000
10. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ»
Москва. 2003.
11. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). М., 2002.
Поделиться: