Поиск по сайту

Как хорошо уметь читать!


Авторcтво: Кулькеева Елена Викторовна, учитель-логопед ГБДОУ № 115 Выборгского района Санкт-Петербурга


Предисловие

До поступления в школу остается 1 – 2 года. Родители задумываются, как нужно подготовить ребенка, чтобы обучение в школе было успешным. Будущему первокласснику необходимо владеть базовыми основами письменной речи (чтения и письма) – фонематическим восприятием и звуковым анализом и синтезом. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе, слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя речи и является основой успешного овладения грамотой.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. В свою очередь, при недоразвитии звукового анализа и синтеза дети с трудом овладевают грамотным письмом и чтением. В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели, в процессе письма – наоборот, воспроизведение буквенной модели слова по его звуковому составу. В связи с этим одной из важнейших предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма является не только умение выделять и различать звуки речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам. Написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления о звуковой структуре слова. Таким образам, успешное обучение письму и чтению возможно лишь при достаточной сформированности фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза.

 Вашему вниманию предлагается практический материал – рабочая тетрадь «Как хорошо уметь читать: задания и упражнения», в основу которого положен многолетний опыт работы с детьми.  В данном пособии материал подобран в соответствии с задачами подготовки детей к школе. Игры и упражнения делают работу по этому направлению более доступной, интересной, насыщенной и дают возможность обучать детей в игровой занимательной форме. Занимаясь с ребенком по этой тетради (Приложение 1), постепенно переходя от простых к более сложным заданиям, вы достигаете решения следующих задач:

- развитие фонематического восприятия;

- развитие звукового анализа и синтеза;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- обогащение словарного запаса;

- развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

- обучение чтению и письму;

- подготовка руки к письму.

При обучении ребенка чтению и письму необходимо учитывать ряд особенностей:

- формирование навыков звукового анализа и синтеза необходимо проводить на правильно произносимых звуках;

- при изучении звука сразу знакомим ребенка с буквой;

- на начальном этапе проговариваем букву как звук;

- использование разнообразных игр и упражнений для закрепления навыков звукового анализа и синтеза и обучения грамоте (знакомство с буквой – графемой)

Своевременная и целенаправленная работа по формированию основ грамоты обеспечивает необходимую базу знаний, умений и навыков, предотвращает возникновение дислексии и дисграфии, способствует успешному усвоению школьной программы.

Как работать с пособием.

Рабочая тетрадь является практической часть пособия по начальному обучению грамоте дошкольников. Теоретическая часть изложена в методическом пособии «Первые шаги успешного обучения в школе: Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза, как основа успешного овладения чтением и письмом». В данном пособии описаны игры и упражнения по развитию фонематических функций, которые необходимо включать в работу для закрепления пройденного материала.

Специалисты, учителя-логопеды хорошо владеют теоретическими знаниями, а как их можно использовать для обучения ребенка в игровой форме, соблюдая все методические рекомендации показано в рабочей тетради «Как хорошо уметь читать: задания и упражнения» (Приложение 1.) В данной статье я размещаю только пример знакомство с одной /буквой (звуком). Ознакомление с другими звуками и буквами происходит в соответствии с данным образцом.

Знакомить ребенка с буквой можно только после того, как он уже познакомился со звуком. Работа со звуком является первым этапом обучения грамоте.

В тетрадях при работе с каждой буквой (звуком) под цифрой 1 ребенку предлагается следующее задание:

- игры по звукоподражанию.

При выполнении данного задания ребенку показывается картинка и зачитывается стихотворение об этом звуке. Ребёнок должен произнести этот звук, акцентируя внимание на работе артикуляционных органов во время произнесения звука.

- определить характеристику звука (гласный звук или согласный).

Гласным называется звук, произносимый без преград. Гласные звуки поются, поэтому ребёнок может провести пальчиком по линии и пропеть звук. Нотка (скрипичный ключ) показывает, что этот звук можно петь. Гласные звуки обозначаем красным цветом.

Гласные звуки: А, У, О, И, Ы, Э

Гласные буквы: А, У, О, И, Ы, Э, Е, Ё, Ю, Я

Е, Ё, Ю, Я – йотированные гласные буквы. Данные буквы обозначают два звука.

Согласным называется звук, при произнесении которого возникает преграда в артикуляционном аппарате. Согласные звуки мы не пропеваем, поэтому ребенок ведет пальчиком по короткой линии и четко отрывисто проговаривает звук. Так как согласные звуки не поются – нотка (скрипичный ключ) зачеркнута.

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие звуки.

Большинство согласных звуков могут быть твердыми и мягкими: Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, З, ЗЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, С, СЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, Х, ХЬ.

Согласные звуки, всегда твердые – Ш, Ж, Ц.

Согласные мягкие звуки – Й, Ч, Щ.

Согласные твердые звуки мы обозначаем синим цветом, а согласные мягкие звуки – зеленым цветом.

Кроме того, согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Это зависит от участия в их произнесении голосовых связок. При произнесении звонких согласных звуков возникает вибрация голосовых связок. Произнося звук, можно прикоснуться к горлу. Если «горлышко дрожит», есть вибрация – это звонкий звук, если дрожания нет – это глухой звук.

Парные согласные звуки: - звонкие: Б, В, Г, Д, Ж, З

-глухие: П, Ф, К, Т, Ш, С

Непарные звонкие звуки: Й, Л, М, Н, Р

Всегда глухие звуки: Х, Ц, Ш, Ч

Следует помнить два правила:

1. на конце слов звонкие согласные «оглушаются», то есть произносятся как парные им глухие.

2. в середине слова происходит уподобление звонкого звука последующему глухому звуку.

При написании буквы необходимо подобрать проверочное слово.

Н. Френкель «Гласные и согласные»

Прочитайте с ребенком стихотворение и проговорите, почему гласные можно петь, а согласные нельзя.

Гласные тянутся в песне звонкой.

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать

И в колыбельке Аленку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

ССС – змеиный слышен свист.

ШШШ – шуршит опавший лист.

РРР – моторы тарахтят.

ЖЖЖ – шмели в саду жужжат.

Под цифрой 2 ребенку предлагается выполнить следующие задания:

- раскрасить букву в соответствующий цвет (гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым, если согласный звук может быть и твердым и мягким – раскрашиваем половину синим, вторую половину зеленым.);

На выбор:

- назвать предметы, определить первый звук в слове;

обвести предметы и раскрасить.

- нарисовать предметы, названия которых начинается на заданный звук.

Под цифрой 3 ребенку предлагается

- определить на какие окружающие предметы похожа буква;

- выучить стихотворение о букве;

- определить форму и количество элементов буквы.

На этом этапе можно предложить также такие задания:

- изобразить букву с помощью тела, пальцев рук, палочек, проволоки, вылепить из пластилина, выложить из мозаики;

- «написать букву в воздухе», проговаривая свои движения;

- написать букву по точкам;

- прописать элементы буквы;

- прописать букву и т.д.

Под цифрой 4 ребенку предлагаются задания:

- проговорить пройденный звук, уточнить, какой это звук – согласный или гласный. Раскрасить в соответствующий цвет колпак гномика;

- уточнить, какой это звук – звонкий или глухой. Если звук звонкий, раскрасить звоночки на колпаках гномов.

- назвать предметы, которые принес гномик.

- определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце)

- закрасить соответствующую клетку в схеме под картинкой тем цветом, которым мы обозначаем этот звук (гласный – красная клетка, согласный твердый звук – синяя, согласный мягкий звук – зеленая).

В некоторых случаях можно предложить ребёнку написать букву в соответствующей клетке. Это рекомендуется делать, если согласный звонкий звук находится в конце слова. Не забудьте напомнить ребёнку правило, что в конце слова звук оглушается и превращается в глухой. В данных случаях нужно подобрать проверочное слово.

Под цифрой 5 задания можно чередовать в зависимости от уровня усвоения учебного материала.

В первом варианте ребенку предлагается выполнить следующие задания:

- заполнить квадрат “Расскажи о звуке и букве”.

Задание:

Ребенку предлагается заполнить квадрат 3+3, где в каждой клеточке нужно выполнить задание:

1. Нарисовать из каких элементов состоит буква.

2. Написать, сколько элементов (цифра).

3. На какой предмет похожа эта буква.

4. Звукоподражание.

5. Раскрасить букву (гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым, согласные, которые могут быть твердыми и мягкими – наполовину - синим и зеленым цветом).

6. Можно или нельзя петь данный звук (гласный или согласный).

7. Нарисовать предмет, в названии которого заданный звук стоит в начале слова.

8. Нарисовать предмет, в названии которого заданный звук находится в середине слова.

9. Нарисовать картинку, в названии которой заданный звук находится в конце слова (если звук глухой); нарисовать колокольчик, если данный звук звонкий. Уточнить правило.

Задание:

1 вариант:

Данный квадрат можно заполнять (нарисовать соответствующие заданию предметы) совместно с ребенком при знакомстве с новой буквой или предложить для самостоятельного заполнения при закреплении пройденного материала.





А





- выполнить звуковой анализ слов (слова даются из пройденных букв).

Во втором варианте ребенку предлагается выполнить следующие задания:

- заполнить по памяти квадрат «Запомни и найди место буквы в квадрате»

Задание:

Ребенку предъявляется квадрат, в который вписаны пройденные буквы. После рассмотрения (запоминания) в течение 1 минуты образец закрывается, и ребёнок по памяти вписывает буквы в соответствующие клеточки квадрата.


А


А

У


И



И


А

А


А


По мере знакомства с новой буквой составляется новая таблица.

Когда пройдено достаточное количество букв, можно усложнить данное задание. После того, как ребёнок впишет все буквы, попросить составить из этих букв слова.

Например: кот, мак, кит, мука, ум, папа и т.д.

К


О



М


А

У


И

Т

П

А


П

- графический диктант (см. первую часть)

В данном варианте ребенок выполняет задание под диктовку. Взрослый проговаривает направление линии, ребёнок прописывает, пока не получится какой – нибудь предмет. Например: 1 клеточка вверх, 2 клеточки вправо, 1 клеточка вниз и т.д.

В третьем варианте ребёнку предлагается выполнить следующие задания:

- заполнить по памяти геометрические фигуры. Игра «Каждой букве своё место». Ребёнок вписывает букву в заданную геометрическую фигуру.

- выполнить звуковой анализ слов (слова даются из пройденных букв).

В четвертом варианте ребенку предлагается выполнить следующие задания:

Задание: «Запомни ряд слов»

- запомнить и повторить в прямой и обратной последовательности ряд слов. Ребенок читает первые три слова и повторяет их в прямой и обратной последовательности. Затем прочитывает четвёртое слово – и также повторяет их в прямой и обратной последовательности. Продолжаем выполнять задание, пока ребенок не выучит все слова, проговорив их в прямой и обратной последовательности.

- графический диктант (написать по образцу)

В данном варианте ребенок срисовывает по образцу.

В пятом варианте ребенку предлагается выполнить следующие задания:

- заполнить «Чудесный квадрат»

Задание:

Ребенок должен вписать букву в соответствующую клетку квадрата, затем прочитать получившиеся слова.


А

Б

В

1




2




3




В данные таблицы можно вписывать слова от 2 до 7 букв. Для этого необходимо изготовить квадраты на соответствующее количество букв в слове.

Например: Б2 – о, А2 – с, В2 – м - сом

- выполнить звуковой анализ слов (слова даются из пройденных букв).

Под цифрой 6 даны задания по обучению чтению.

Первая тема - понятие предложение.

Знакомим ребенка с тем, что речь состоит из предложений. Знакомим со схемой предложения.

Вторая тема – понятие слово.

Знакомим ребенка с тем, что речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов.

Определяем количество слов в предложении

Третья тема – понятие слог

Пятая тема – ударение.

Учим ребенка определять ударную гласную в слове.

Объясняем значение ударения. В данном задание приведены примеры как изменяется значение слова при изменении ударной гласной.

В данном задании ребенок рассматривает картинки, определяет количество слогов, выделяя ударную гласную в слове , записывает схему.

Четвертая тема – понятие устная и письменная речь.

Необходимо объяснить ребенку, что такое устная и письменная речь, какие части тела участвуют в данной речи. Для наглядности даны значки, обозначающие устную (рот и ухо) и письменную (глаз и ручка) речь. Ребенок рассматривает картинки и объясняет, к какому виду речи относится изображение.

Пятая тема – звуки и буквы

Начиная с 6 темы мы знакомим ребёнка со звуком и буквой. Ребенку предлагается прочитать слоги, слова и предложения (задания усложняются по мере прохождения букв). При выполнении данного задания можно предложить ребенку выполнить следующие задания:

  • прочитать буквы (следите, чтобы ребенок на начальном этапе называл букву как звук);
  • прочитать слоги;
  • подчеркнуть (зачеркнуть, обвести в кружок) заданную букву или несколько букв;
  • подчеркнуть (зачеркнуть, обвести в кружок) заданный слог или несколько слогов;
  • выполнить звуковой анализ слов;
  • выполнить слоговой анализ слов (назвать первый, второй звук в слоге;
  • выполнить анализ предложений.

Игры с клеточками (графические диктанты)

Данные игры и упражнения помогут ребенку подготовить руку к письму. Упражнения, проводимые в тетрадях в клеточку, форми­руют у детей

• пространственно-образное мышление;

• зрительное и слуховое восприятие;

• творческое воображение;

• внимание, память.

Игры с клеточками развивают у детей аккуратность, гра­фические умения, глазомер.

Перед, началом занятий взрослый следит за правильной осанкой ребенка, напоминает о том, что необходимо правиль­но держать карандаш. Взрослый учит ребенка проговаривать свои действия, про­верять, контролировать правильное выполнение задания, оце­нивать свою работу.

Приложение 1

15_33.jpg

4

15_34.jpg


5 «Запомни и найди место буквы в квадрате»











































































































































































































































































































































































































































































6. Читаем вместе

А У О И Ы Э М Н П Т К Г Х Б

ба бу бо би бы бэ ба бу бо би бы бэ

Ба Ху Го Ты Пэ На Мэ Бы Хи Го Ку Та

Па Ну Мо Ки БУ ХО ГИ ТА ПЫ НЭ МА БУ

ХО ГИ КЫ ТЭ ПА Ну Мо Ба Ху Го Ты Пэ

На Мэ Бы Хи Го Ку Та Па Ну Мо Ки БУ

ХО ГИ ТА ПЫ НЭ МА БУ ХО ГИ КЫ ТЭ ПА

Прочти. Выполни звуковой и слоговой анализ слов.

бак банка банан батон база

бок боты бомба буханка

бык батон губы

бант – бинт кабан кабина

бук бутон бумага

Данную рабочую тетрадь могут использовать в своей работе учителя-логопеды, воспитатели и родители. Все вместе мы добиваемся одной цели, чтобы наши дети любили учиться и были успешны в жизни. Ведь ничто не дарит столько радости для педагога, как увлеченный взгляд ребёнка. Надеюсь, что данная работа разнообразит занятия и будет интересна вашим воспитанникам.


Литература

1. Р.Е. Левина .“Нарушения письма в процессе овладения детьми чтением и письмом. Москва, 1961.

2. Т.А. Ткаченко. “Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа”. Санкт- Петербург, 1998.

3. Т.А. Ткаченко “Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте”. Москва “ЭГСИ” 1999.

4. Л.Г. Милостивенко. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей”. Санкт – Петербург, 1996

5. В.И. Селиверстов. “Игры в логопедической работе с детьми”. Москва, 1981.

6. Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова.

“Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии)”. Санкт – Петербург, 2001.

7. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. “Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи”. Москва, 1999.

8. Г.А. Тумакова. “Ознакомление дошкольников со звучащим словом”. Москва, 1991.

9 Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н.Невская.

“Обучение дошкольников грамоте”. Москва 2000

10. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ»

Москва. 2003.

11. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей до­школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием: Программа и методические рекомендации для дошкольного об­разовательного учреждения компенсирующего вида (старшая груп­па). М., 2002.



Поделиться: