Авторcтво: Григорьев Валерий Евгеньевич, директор 571 школы Невского района Санкт-Петербурга, заслуженный учитель РФ |
В современных социокультурных условиях, связанных, прежде всего, со смещением ценностных ориентаций россиян, кризисом семьи, деструктивным влиянием СМИ и сети Интернет, усиливающейся неоднородности общества, перед системой образования поставлена стратегическая цель формирования идентичности личности, способной и готовой своей позицией способствовать инновационному развитию государства.
В данном контексте сформулированы и первоочередные задачи системы школьного образования:
- развитие гражданской идентичности личности подрастающего человека;
- формирование социальных норм толерантности и доверия как условия диалога в современном социально-культурном пространстве;
- повышение мобильности, качества и доступности образования как ресурса роста социального статуса личности в современном обществе;
- достижение профессионального и личностного успеха, порождающего веру в себя и будущее своей страны, своего родного края;
- развитие «компетентности к обновлению компетенций» как ценностной целевой установке при проектировании образовательных программ разного уровня, позволяющей в условиях стремительного роста информационных потоков и темпа социальных изменений представителям подрастающих поколений справляться с различными профессиональными и жизненными проблемами.
Все эти задачи в условиях модернизации образовательных систем и введения новых федеральных государственных стандартов начального общего образования конкретизируются в рамах деятельности образовательного учреждения.
В условиях школы с углубленным изучением английского языка особый акцент делается на создании гуманитарной образовательной среды, особый характер которой достигается за счет:
- разработки образовательной программы, ориентированной на формирование современного мышления учащихся, характеристиками которого являются целостность мировосприятия, установка на гуманистические ценности, открытость по отношению к новому, гибкость и критичность ума;
- создания учебного плана, предусматривающего подбор учебных программ, соответствующих, с одной стороны, требованиям современных образовательных стандартов, с другой – направленных на решение задач программы развития школы;
- интеграцией основного и дополнительного образования.
Важное значение в школе придается воспитательной системе, цель которой: создание оптимальных условий для формирования социально зрелой личности, ориентированной на гуманистические ценности при выборе решений, готовой к самореализации в различных сферах жизнедеятельности в условиях постоянно меняющегося мира.
Задачи воспитательной системы:
1. Достижение ценностно-смыслового единства участников воспитательно-образовательного процесса как условия формирования целостной личности.
2. Создание условий для максимального раскрытия индивидуальных возможностей каждого ученика школы.
3. Реализация воспитательного потенциала учебных программ через определение ценностно-смысловых ориентиров в содержании обучения.
4. Развитие у учащихся коммуникативной культуры, проявляющейся прежде всего в способности к конструктивному диалоговому взаимодействию, основанному на бесконфликтности и ненасилии.
5. Создание условий для успешной самореализации и самоактуализации учащихся в различных сферах жизнедеятельности (образование, досуг, подготовка к профессии, к семейной жизни)
Воспитательная система школы отражает интеграцию основного и дополнительного образования, классной и внеклассной работы.
В условиях единого концептуального поля воспитательная система имеет несколько направлений – общее и концептуальное. Общее – это то, что характерно для любого образовательного учреждения (общие праздники, решение повседневных проблем, связанных с воспитанием учащихся). Концептуальное – то, что является специфическим для школы с углубленным изучением английского языка. Например, праздники международного уровня:
- День Земли;
- День ООН;
- Неделя прав человека;
- Всемирный день музыки;
- День театра.
Страноведческие праздники:
- Хелоуин;
- День Благодарения;
- День Святого Валентина.
В течение ряда лет учащиеся и преподаватели школы участвовали в разнообразных международных программах, связанных с обучением (семинары, конференции, школьные обмены) и развитием кросс-культурной грамотности как условия толерантности педагогов и учащихся. Международное сотрудничество со школами, общественными организациями и специалистами других стран является интегральной частью учебного и воспитательного процесса школы.
Формы международного сотрудничества разнообразны:
- организация и участие в семинарах, формуах, конференциях, выставках;
- проведение международных школьных обменов, работа по переписке, связь с использованием телефакса и электронной почты;
- стажировка студентов других стран на базе школы;
- стажировка учителей школы в других странах;
- учебно-методическая работа со специалистами других стран.
Становление и развитие школы как системы происходило благодаря реализации принципа открытой системы, т.е. системы активно взаимодействующей с другими образовательными учреждениями и организациями. Подобное взаимодействие способствовало обогащению системы школы и образовательного пространства Санкт-Петербурга и России.
В процессе развития воспитательного потенциала школы не менее значимой является задача формирования у учащихся активной позиции в вопросах, связанных с проблемой «Здоровье». Эта проблема касается не только экологических проектов, в которых принимают участие школьников, но и конкретных мероприятий по профилактике и укреплению своего здоровья как особой ценности. Причем, здоровье рассматривается как сложная категория, включающая в себя такие аспекты, как
- физическое;
- психическое;
- социальное;
- нравственное, духовное.
В условиях современного сложного мира учащиеся должны быть подготовлены к решению возможных проблем, касающихся собственного здоровья и здоровья окружающих людей, природы, мира в целом.
Этап начального обучения является особенно значимым в контексте целей и задач школы. С первых дней обучения в начальных классах идет серьезная и глубокая работа по расширению представлений детей о мире, по переносу акцентов с понятия «мир» как отсутствие войны на ощущение мира внутри себя, в своем доме, в своем городе, в своей стране, на планете, в отношении к людям других национальностей. Важно помочь ребенку понять, что мир – это образ мышления, чувства, переживания, конкретные поступки и увлекательная работа. На уроках в начальной школе у учащихся развивается интерес к острым проблемам современного общества, стремление в будущем посильно участвовать в их разрешении.
Использование в практике работы с детьми методов дискуссии, «кооперативного обучения», «мозговых атак», ролевых игр, организацию работы в проблемных и малых группах позволяет решить задачи познавательного, воспитательного и методического характера.
Сегодня, в условиях введения стандартов нового поколения тема использования воспитательного потенциала школы в части формирования универсальных учебных действий, различного рода компетентностей также становится актуальной.
Изучение английского языка в школе направлено на решение задачи формирования кросс-культурной грамотности у учащихся. Феномен кросс-культурной грамотности предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формирование непредвзятого взгляда на мир, ломку сложившихся стереотипов, искажающих восприятие иной культуры, обучение культуре общения. В связи с этим встает вопрос о ценности, духовном и нравственном наполнении содержания знаний, о приоритетности тех или иных учебных программ по английскому языку, о развивающем и воспитывающем потенциале иностранного языка как учебного предмета.
Английский язык как язык международного общения предполагает включение разнообразной тематики для диалога с миром: культура, искусство, литература, образование, наука, политика, глобальные проблемы человечества, среди которых значительной место занимают проблемы состояния и охраны окружающей среды, соблюдения прав человека, преодоления локальных и региональных конфликтов и войн, защиты человека от болезней века и нищеты (т.е. все современные вопросы, касающиеся выживания человека и планеты).
Воспитательный потенциал учебных предметов реализуется в системе педагогического целеполагания на уровне школы, методических объединений, учебных программ и конкретных уроков.
Поделиться: