Авторcтво: Фролова Ольга Владимировна, учитель биологии гимназии № 85 Петроградского района Санкт-Петербурга |
Наш прекрасный город, его исторический центр в котором мы имеем честь, нет, не работать, а скорее СЛУЖИТЬ, уже сами по себе способны определить цель всей жизни, как личной, так и профессиональной, тем более, что для нашей профессии эти понятия трудноразделимы:
Есть дар иной, божественный, бесценный,
Он в жизни для меня всего святей,
И ни одно сокровище вселенной
Не заменит его душе моей…
К.Р.
Под этим псевдонимом публиковал свои произведения Светлейший князь Константин Константинович Романов. По его рескрипту более 100 лет назад было открыто учебное заведение, которое я имею честь представлять.
На эмблеме Гимназии написан девиз «Через трудности к высокому», он определяет педагогическую идею нашей школы. Мое кредо созвучно девизу гимназии «Копировать – это тлеть, творить – это гореть!»
В каком направлении эволюционирует человечество? В сторону превращения человека в подобие машины, или совершенствования собственных возможностей – душевных и духовных? На мой взгляд, об этом надо задумываться уже сейчас и именно нам, педагогам («ребенка ведущим»).
Какие бы реформы не сотрясали школу, как бы не модернизировались программы, интерес к учебному предмету создается личностью учителя и к личности ребенка направлен. Универсальные учебные действия, являющиеся основой современной педагогической стратегии, диктуют принципы современного урока:
● целесообразность и обоснованность (на каждом уроке, я учу детей ставить перед собой цель, планирование действий для реализации намеченного, и достигать результата);
● простота и доступность (любой, даже очень сложный учебный материал я объясняю на простых житейских примерах);
● активная позиция ученика (его включенность в образовательный процесс. Мне близки слова Сухомлинского: «Все наши замыслы и поиски, превращаются в прах, в безжизненную мумию, если нет детского желания учиться»);
● безопасность. Эмоциональное благополучие ученика и учителя (иначе о каком сотрудничестве может идти речь, равно и как о знаниях?).
Перечисленные принципы, на мой взгляд, очень хорошо укладываются в карту достижения педагогического успеха, и моя задача – дойти до конечного пункта – пика Успешности.
И если я, пересекая материк Знаний, сумею открыть мыс Находок, искупаться в море Помощи, преодолеть Болото сомнений и неудач, не захлебнуться в потоках реки Информации, можно смело сказать – я состоялась как педагог!
Собираясь в путь, необходимо подумать о правильной экипировке, помогающей чувствовать себя уверенно в любой ситуации.
Для меня это – методы активного обучения:
● технология развития критического мышления;
● метод мозгового штурма;
● игровые технологии;
● использование образовательного
пространства города (выездные уроки на базе музеев и выставок).
Использование этих методов дает возможность уйти от «классно-затылочной» системы и делает общение с детьми более живым.
Когда цель ясна и путь определен, необходимо составить план действий.
Сегодня мое планирование выглядит вот так. К каждому уроку подобрана целая серия необходимых материалов (карты урока, конспекты, видео, интерактивные лекции и тренажеры, презентации). Не обязательно использовать все материалы сразу на одном уроке, достаточно выбрать из имеющихся наиболее подходящие.
Сегодня у меня один 6 класс, а через 2 года будет три, и все разные. И я вынуждена буду подстраиваться под каждый класс и каждый урок – это и есть вариативность обучения. В этом мне поможет уже созданное планирование.
Планирование выложено в сети гимназии, и любой учитель всегда может им воспользоваться.
Моя разработка не является ноу-хау. Ее основу составляют презентации, которые я делаю уже много лет, дополненные материалами педагогов выкладывающих свои разработки в открытый доступ интеренет-сообществ. В трудные минуты мои виртуальные коллеги открывают для меня море Помощи.
В наше время трудно представить себе современную школу без медиатеки с большим количеством мультимедийных учебных пособий.
Подобными пособиями по биологии я пользуюсь уже много лет и могу с уверенностью констатировать, что они помогают в работе учителя.
Каждый учитель хочет иметь «обратную связь» со своими учениками. Только при ее наличии можно говорить о непрерывности образовательного процесса. В этом учителю может помочь интернет. Расширение пространства общения со своими учениками, как и многие, я начинала со страницы Вконтакте.
Потом, гимназия вступила в Дневник.ru.
Теперь у меня есть личный аккаунт в информационном пространстве гимназии. Свой блог – это пространство открытое для общения: учитель не только продолжает общение с участниками образовательного процесса, но и предстает перед ними как личность, со своим внутренним миром и интересами. Во всяком случае, мне блог нужен именно для этого, т.к. учебное взаимодействие у меня налажено по другой схеме.
«Копировать – это тлеть, творить – это гореть!»
В течение 3 лет на первых уроках сентября дети (а на родительских собраниях и их родителям) получают адрес электронной почты и пароль для входа. На эту почту я выкладываю необходимые им материалы, к которым теоретически они могут вернуться в любой момент. На эту же почту, если ученикам это удобно, они могут высылать мне свои работы (кроссворды, сообщения и презентации, заданные к уроку). Ребенок имеет выбор: сдать работу в рукописном или электроном виде. Таким образом я закладываю основы дистанционного обучения. Сегодня лишь 1-2 человека из двух классов в силу личных обстоятельств не пользуются возможностями этого почтового сервера. Надо сказать, что этот опыт с моей легкой руки, подхватили не только учителя нашей гимназии, но и методисты района и специалисты Аничкого дворца.
Вопрос подготовки к урокам снимается у меня сам собой, на почте всегда можно найти домашние задания как обязательные, так и дополнительные. И сделать домашнее задание можно при любых обстоятельствах. Особенно это важно для детей с ослабленным здоровьем и часто болеющих.
Но в любом путешествии встречаются препятствия, сомнения, провалы. Неожиданно для себя можно увязнуть в болоте Сомнений и неудач. А биология – предмет, где часто приходится решать проблемы выбора пути и принятия решений.
«Наркотики – это смерть!», «Курить – здоровью вредить!» – это темы, которые искренне волнуют и родителей, и учителей. Кстати, мы стремимся, чтобы наша школа была зоной свободной от курения! И часто именно учитель биологии становится не столько учителем, сколько другом и наставником, ведь многие из подобных вопросов не принято обсуждать в семье. На помощь приходят:
● дискуссии, поощряющие нравственные размышления ученика;
● рассказы из личного опыта (учителя и детей);
● научно-популярные фильмы и лекции.
Здесь вам и безопасная среда, и возможность поделиться с друзьями полученными знаниями, и самореализация, и воспитание коллективизма и нравственности через взаимопомощь.
Но самым действенным приемом, на мой взгляд, является живое общение с "человеком из профессии" - врачом, психологом, ученым. Гостями наших учеников являются ведущие ученые города, например, Владимир Хацкелевич Хавинсон - академик РАМН, член-корреспондент.
Я уверена, что успешность учителя сегодня, залог успешности его учеников!
Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников. Мы снова будем искать ответы на вопросы. Искать и находить, делая очередной шаг на пути к успеху!
Поделиться: