Авторcтво: Иванова Елена Геннадиевна, воспитатель ГБДОУ № 108 комбинированного вида Выборгского района Санкт Петербурга, музыкальное сопровождение Кулешова Татьяна Георгиевна |
Формирование у детей предпосылок экологического сознания является важнейшей задачей в настоящее время. С дошкольного возраста надо воспитывать экологическую культуру и ответственность, так как приобретенные в детстве знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. В процессе становления осознанно-правильного отношения к природе у детей совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия своих поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.
Жизненный путь человека немыслим вне мира живого. Воспитание любви к животным должно основываться на бережном отношении к ним. Дети способны отдавать свою любовь и доброту всему живому.
Работая по программе воспитания и обучения в детском саду под ред.Н. Е. Веракса «От рождения до школы», формируем у детей представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Неоднократно обращаемся к Этнокалендарю, где одним из весенних праздников является Международный день птиц. Отмечается он ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Сегодня главная цель праздника –сохранение видового разнообразия и численности диких птиц.
Птицы – это удивительная группа представителей живой природы. Они имеют все, чтобы ими любоваться, – прекрасное пение, необычные окраски, удивительные траектории полета…
В своей работе я использую разнообразные формы организации детей, методически правильно сочетая их между собой. В процессе экологического образования большое место отводится совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.
Вначале это были рассказы воспитателя о птицах наших лесов, их внешнем виде, особенностях поведения. Далее – беседы, чтение художественных произведений, которые сопровождались показом картин, иллюстраций, демонстрацией моделей. Это помогало детям сформировать яркие конкретные представления о птицах, систематизировать знания, вызвать эмоционально положительное отношение к ним.
Также в работе с детьми я использовала метод игровой проблемной ситуации. Во время совместной деятельности в группе появлялся игровой персонаж или письмо с проблемной ситуацией. Это стимулировало мышление детей к нахождению правильного решения.
Для того чтобы знания детей были осознанными я формировала познавательно-исследовательские навыки. С помощью несложного опыта «Почему птицы могут летать?» дети выявили особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.
Чтобы показать птиц в естественных условиях организовывались длительные наблюдения. Они помогали детям сравнивать птиц по внешнему виду, особенностям поведения, узнавать птиц по издаваемым звукам, выявить предпочтение корма. Результаты наблюдений фиксировались в дневниках наблюдений. Для решения этих задач была проведена просветительская работа с родителями. Совместное родителей и детей изготовление кормушек, способствовало сближению их, помогало достичь понимание, наладить общение, ребенок получал эмоциональную поддержку.
Для уточнения, закрепления, расширения уже имеющихся представлений о птицах, детям предлагались всевозможные дидактические и подвижные игры.
Дидактические игры:
«Покормите зимующих птиц» - цель: закреплять знания о зимующих птицах.
«Что сначала, что потом» - цель: закреплять знания о стадиях развития и роста птиц.
«Что за птица?» - цель: учить описывать птиц по характерным признакам и узнавать их по описанию.
«Так бывает или нет?» - цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах.
«Что было бы, если бы не было птиц…?» - цель: формировать взаимосвязи птиц и их пищевой зависимости.
«Мозаика» - цель: закреплять название частей тела птицы.
Подвижные игры:
«Аист» - цель: обогащать выразительность детской речи, развивать умение сочетать речь с движением.
«Эстафета» - цель: закреплять знания о признаках и повадках птиц.
«Ветер и птицы» - цель: развивать слуховое внимание, общую координацию движений.
«Сова» - цель: развивать координацию движений, закреплять знания об образе жизни совы.
Все полученные знания и впечатления дети отражали в продуктивной деятельности: лепили и рисовали птиц, создавали аппликации, композиции, мастерили птиц методом оригами.
Сценарий вечера досуга
для детей подготовительной к школе группы
«В гостях у пернатых друзей»
Цель: Формировать осознанно-правильное отношение к окружающей природе.
Программное содержание:
· Обобщать и систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.
· Продолжать формировать умения устанавливать связи между прилетом птиц и весенними изменениями в природе.
· Раскрыть огромное значение птиц в природе и жизни человека.
· Знакомить с русскими обычаями и культурой.
· Развивать выразительность детской речи.
· Формировать заботливое отношение к птицам.
· Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине.
Технологии:
Личностно-ориентированная технология в развивающей среде;
Технология театрализованной игры;
Игровые технологии;
Здоровье-сберегающие технологии
Предварительная работа:
Чтение книг о птицах: В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Синичкин календарь»; Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец»; М. Горький«Воробьишко»;
Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички»;
разучивание стихов про птиц, русских народных закличек,
беседы о птицах, подкормка птиц зимой, наблюдения за повадками птиц;
прослушивание музыки П. Чайковского «Песня жаворонка»;
продуктивная деятельность: рисование птиц, лепка, создание аппликаций, изготовление птиц из бумаги…
Материал и оборудование:
Два фланелеграфа, детали для скворечника (2 экземпляра); маски птиц: скворец, дятел, грач, синица; буквы; фасоль, кормушка, 3 обруча; веревка, карточки с вопросами.
Организация:
Дети входят в зал под музыку и слова Т. Морозовой «Весна-красна»
Ведущий:
Сегодня мы собрались на праздник Международный день птиц, который проходит ежегодно 1 апреля. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются в родные края. В России к птицам всегда относились с особой любовью, считая их живым символом свободы и красоты. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и лугов. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, сказки и легенды. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц.
Стихи:
1 ребенок: Рано утром на заре,
Только встав с постели,
Трель услышал на дворе –
Птицы прилетели.
2 ребенок: Вот и кончилась зима,
Встрепенулись ели,
Тает снег, шумит вода…
И скворцы запели.
3ребенок: Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!»
Звенят пичужек голоса.
4 ребенок: Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут –
Все пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
5 ребенок: И заливаются на ветках
Синицы, зяблики, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки –
Их желторотые птенцы.
Песня «Всем нужны друзья» музыка З.Компанейца, слова П.Синявского.
Ведущий: Мы безмерно богаты,
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даешься.
Бывают птицы разные:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.
Какие это птицы? (ответы детей)
Другие – те народ иной
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
А это, какие птицы? (ответы детей)
Ведущий:
Дорогие гости, сегодня нам в детский сад принесли телеграмму.
«Всех кто любит и заботится о птицах, приглашаем к нам на праздник. А кто мы, вы узнаете, разгадав наши загадки»
1 Чей на дереве домишко?
Строил я и мой братишка.
Дверь – кружочек, нет окна
В доме пусто, тишина. (скворец)
2 Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач)
3 Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (дятел)
4 На кормушку к нам зимой
Прилетала птица
С желтой грудкой пуховой –
Шустрая… (синица)
Ведущий:
Ребята, нас птицы пригласили на праздник, а в гости с пустыми руками не ходят. Что мы можем подарить птицам?
(ответы детей)
Ведущий: В подарок для скворцов построим дом.
Чтобы птицы жили в нем.
Ребята, давайте же поскорей
Построим домики для пернатых друзей.
Аттракцион «Чей скворечник уютней»
Дети делятся на две команды по 5 человек. Надо выложить на фланелеграфе из деталей скворечник.
Ведущий:
Молодцы ребята, у вас получились уютные скворечники. Теперь мы с подарками можем идти на праздник.
В старину весну встречали, закличками птиц зазывали. Кто знает заклички выходите, весну-красну и птиц позовите!
1 ребенок: Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
2ребенок: Жаворонки, прилетите,
Красну - весну принесите.
Принесите весну на своем хвосту.
3 ребенок: Уж ты пташечка, ты залётная!
Ты слетай на сине море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!
4 ребенок: Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была, ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну- красну!
Сценка
(Выходят дети в шапочках синички и дятла)
Дятел: Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна!
Синичка: Милый грач и скворец,
Прилетайте ж, наконец.
Сыпать снег зима устала,
Кап, кап, кап, весна настала!
(выходят дети в шапочках грача и скворца, изображая полет птиц)
Скворец: Здравствуй, птичка – невеличка,
Здравствуй, добрая синичка!
Грач: Здравствуй, дятел, наш приятель,
Здравствуй, Родина моя!
Дятел: Расскажите птицы, где вы побывали?
Синичка: Расскажите птицы, что вы повидали?
Скворец: В жарких странах – жаркое лето.
Ни зимы, ни снега там нету.
Грач: Бродят там слоны – великаны,
Целый день кричат обезьяны,
По деревьям там вьются лианы,
Там кокосы растут, да бананы.
Дятел: Хорошо ли жили
Вдалеке от дома?
Синичка: С кем вы там дружили,
В странах незнакомых.
Скворец: Мы скучали по России,
По звенящему ручью,
По родным своим деревьям,
По соседу воробью.
Дятел: Мы, друзья, вас очень ждали,
В гости мы детей позвали.
Синичка: Дети в гости к нам пришли,
Да скворечник принесли.
Грач : Вот спасибо вам, ребята,
За заботу о пернатых.
Дятел: Чтоб праздник был интересней,
Мы станцуем с вами вместе.
Танец «Полька»автор музыки Ю. Чичков
Ведущий:
А что-то гости заскучали. Вот и для них задание. Я буду читать пословицы, а вы продолжите их.
Лучше синица в руках – чем… (журавль в небе)
Ранняя птичка нос прочищает, а… (поздняя глаза продирает)
Красна птица опереньем, а… (человек уменьем)
Где воробью ни летать, а все…(дома ночевать)
Мал соловей, да… (голос велик)
Увидел скворца –… (весна у крыльца)
Гусь да гагара –… (два сапога пара)
К воронам попал –… (по-вороньи каркай)
Ласточка день начинает, а… (соловей кончает)
Всяк кулик… (свое болото хвалит)
Пуганая ворона… (куста боится)
Ведущий: Нас солнца луч смешит и дразнит
Нам нынче весело с утра
Нам птицы дарят звонкий праздник
И главный гость на нем – игра!
Игра «Прочитай название птицы»
Дети делятся на две команды. Каждой команде выдаются буквы. Из этих букв надо составить название птицы (сова, утка).
Ведущий:
Вот пришла пора и начинается другая игра. Слушайте внимательно стихи и если в них вы услышите ошибку, то хлопните в ладоши.
Игра «Прилетели птицы»
1. Прилетели птицы:
Вороны и синицы,
Голуби и спицы.
2. Прилетели птицы:
Вороны и синицы,
Галки и стрижи,
Кукушки и ножи.
3. Прилетели птицы:
Вороны и синицы,
Голуби, чижи,
Сойки и стрижи,
Чайки, пеликаны,
Чайники, тюльпаны.
4. Прилетели птицы:
Вороны и синицы,
Голуби, чижи,
Сойки и стрижи,
Чайки, пеликаны,
Чибисы, ножи,
Галки и ужи.
5. Прилетели птицы:
Вороны и синицы,
Цапли, соловьи,
Гуси, воробьи,
Утки и кукушки,
Аисты и сушки.
Ведущий:
Зимой мы помогали птицам, их подкармливали. Вот и сейчас я покормлю птиц.
Игра «Накорми птенцов»
Выбираются 3 «птицы», каждая выбирает себе пару. Пока играет музыка, птицы из кормушки берут по одному зерну и несут в свое гнездо. Побеждают те, кто больше собрал.
Ведущий:
Наши птицы приготовили для вас «птичьи вопросы».
Игра «Птичьи вопросы»
Двое детей держат натянутую веревку, на которой висят карточки с вопросами. Участник должен сорвать карточку с вопросом.
Вопросы:
1. Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
2. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец)
3. Какую птицу называют лесной газетой? (сорока)
4. Самая маленькая птица на земле? (колибри)
5. Назовите птицу, которая считается лучшим бегуном в мире. (страус)
6. Какая птица не умеет летать, зато плавает не хуже рыб? (пингвин)
7. У какой птицы самый длинный язык? (дятел – 15 см)
8. Чем отличаются гнезда кукушки и соловья? (кукушка не вьет гнезда)
9. Сколько насекомых съедает за сутки синица? (столько, сколько весит сама)
10. Какие птицы едят грибы? (глухарь)
11. Кто кукует у кукушки? (самец)
Ведущий:
На вопросы вы отвечали правильно. Теперь проверим ваш слух.
Игра «Отгадай, чей голосок»
Дети встают полукругом, выбирается водящий. Водящий встает спиной к детям. Один ребенок говорит: «Чик-чирик», а водящий должен отгадать, кто сказал.
Ведущий:
А сейчас я предлагаю всем поиграть и детям и взрослым.
Игра «Займи гнездо»
Взрослые разбиваются по парам, они берутся за руки и образуют «гнезда». Дети будут птицами. Под музыку птицы летают, как только музыка поменяется – закапает дождь, птицы занимают гнезда. Дети, которым не хватило гнезд, выбывают из игры.
Ведущий:
А какой же праздник обходится без веселой и задорной частушки.
Дети поют частушки:
1. Мы частушки сочиняем,
Можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем,
Попросите только нас.
2. Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла весна.
3. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы скворечник.
4. Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут – гнездо.
5. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Ведущий:
Помните, ребята, что птицы наши друзья. Берегите птиц: не ловите их,
не разоряйте и не допускайте разорения гнезд. Развешивайте на деревьях весной скворечники, а зимой организуйте «птичьи столовые». Птицы – это красота и тайна.
Стихи:
1 ребенок: О птицах много знаем мы
И в то же время мало.
И нужно всем: и вам и нам,
Чтоб их побольше стало.
2 ребенок: Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых.
3 ребенок: Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых.
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
4 ребенок: Гнездо на ветке – птичий дом.
Вчера птенец родился в нем.
Ты птицы дом не разоряй
И никому не позволяй.
5 ребенок: Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране –
Встречать любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне!
6 ребенок: Закончим праздник дружной песней,
Ее с душою мы споем.
Нет на земле краев чудесней,
Чем наш родимый отчий дом.
Песня «Родная песенка» музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.
Ведущий:
Всем спасибо за внимание. До новых встреч и до свидания!
Подводя итоги...
В результате проведения таких мероприятий у детей повышается уровень экологической воспитанности, который выражается в качественно новом отношении к природе.
Вечера досуга в интересной форме с опорой на игровую деятельность позволяют расширять коммуникативный опыт ребенка. Формируются навыки общения. Развиваются речевые способности. Дети учатся публично говорить и действовать. Укрепляются дружеские отношения между детьми. Развивается творческий потенциал.
Ознакомление с произведениями художественной литературы способствуют развитию познавательных потребностей у детей, обогащению внутреннего мира, воспитывают нравственные качества, эмоциональную отзывчивость, желание узнавать больше о пернатых друзьях.
Приложения:
Список рекомендуемой литературы
1. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160 с.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию!: Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 336с. (Библиотека программы «Детство»).
3. Зенина Т. Н. Экологические праздники для старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество Россия, 2006. – 128 с.
4. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5 – 6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. (Вместе с детьми).
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина (отв. ред.). – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 192 с. (Серия «Вместе с детьми».)
6. Грехова Л. И., Баранник М. М., Борисова Т. С., Поварова С. И., Заика Г. Н.
В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры-занятия и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 1999. – 320 с.
7. Федосеева П. Г. Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. – Волгоград: ИТД «Корифей». 96 с.
8. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 96 с. – (Путешествие в мир природы. Развитие речи)
9. Громова О.Е., Соломатина Г. Н., Переверзева И. В. Стихи и рассказы о животном мире: Дидактические материалы по развитию речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 176 с. – (Логопед в ДОУ).
10. Этнокалендарь Санкт – Петербурга, 2012 / под ред. Е. С. Протанской. ЗАО «Фрегат» (Календарь памятных дат, событий и праздников в культурных традициях жителей Санкт – Петербурга.
Поделиться: