Авторcтво: Лиознова Елена Викторовна, методист ГБОУ школы №457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга |
В прошлом учебном году на базе 457 школы проходил семинар, посвященный новым образовательным стандартам. В данной работе описывается одна из проблем, рассмотренных на этом семинаре – оценивание личностных результатов образования на начальной ступени школы (при обсуждении были использованы правительственные документы, методические разработки и Интернет ресурсы).
Новые образовательные стандарты начальной ступени школы продемонстрировали современные тенденции развития педагогического процесса и поставили перед коллективами ОУ ряд вопросов. Так, например, встал вопрос об оценивании личностных результатов образования.
Стремление к получению результатов в этой области, конечно, не ново для образования, представляющего собой взаимопроникновение обучения и воспитания. А поскольку воспитание можно рассматривать как направленное развитие личности, оценивание личностных результатов являлось постоянным лейтмотивом педагогического воздействия.
Безусловно, осуществлялись многократные попытки измерять отдельные результаты личностного развития (например, воспитанность, сформированность волевых качеств, патриотизм), но такая масштабная задача на государственном уровне, как отслеживание подобных результатов для всех школьников, поставлена впервые.
Поэтому особую проблему составляют инструменты такого оценивания и на начальном этапе внедрения новых образовательных стандартов полезно ознакомиться с различными вариантами подобного инструментария.
О чем следует вспомнить?
Оценивание личностных результатов обучения относится к разделу: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».
Оно является одним из компонентов комплексного подхода к оцениванию (наряду с оценкой предметных и метапредметных результатов).
Поскольку личность – это устойчивая система социально значимых черт, речь идет о человеке как субъекте общения.
Под оценкойпонимают мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь или чего-нибудь... Раз речь идет о мнении, будем помнить, что оно, по определению, субъективно (так как вся психика – субъективное отражение объективного мира). Поэтому желательно использовать разные мнения или создавать стандартизованные инструменты (тесты), которые минимизируют субъективность трактовки результатов и специально проверяются на валидность (мера соответствия того, насколько методика и результаты соответствуют задачам исследования).
Говоря об оценке личностных результатов в начальной школе, полезно помнить характеристики младшего школьного возраста.
В младшем школьном возрасте ведущая деятельность - учебная. Основные новообразования: произвольность, рефлексия, внутренний план действий.
(Новообразования– те психологические характеристики, которые вновь образуются на определенном этапе развития личности в результате ведущей деятельности).
Произвольность – способность к волевой организации собственной деятельности (включает осознанность и целенаправленность).
Рефлексия – (рефлекс – лат. отражение) означает способность человека представлять как его воспринимают другие люди, и на этой основе осуществлять осознание себя.
Внутренний план действий – способность человека в уме ставить адекватные цели и разбивать их на этапы достижения.
Именно учет этих характеристик возраста позволяет нам ставить адекватные задачи воспитания.
Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.
Формирование и достижение личностных результатов – задача и ответственность системы образования в целом и образовательного учреждения в частности.
В начальной школе в соответствии с законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация учеников не предусматривается. Поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается.
Влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через аттестацию кадров, аккредитацию образовательного учреждения, мониторинговые исследования, в которых основным элементом выступают результаты итоговой оценки выпускников.
Почему можно НЕ оценивать личностное развитие?
По Закону «Об образовании» (ст. 32., п. 16) осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения, и для осуществления этой деятельности в ОУ может быть самостоятельно разработана система контроля и оценки.
Государственный контроль качества образования осуществляется при аттестации достижений учащихся при переходе на новую ступень образования, сопровождающемся выдачей документа государственного образца, а также при проведении лицензирования, аттестации и аккредитации образовательного учреждения. То есть на ступени начального образования не осуществляется.
При написания образовательной программы ОУ раздел оценивания результатов может быть оставлен без конкретизации, так как требует длительной проработки.
При написании раздела необходимо определить лишь цели и задачи оценивания, опираясь на которые, будет подобран и разработан адекватный инструментарий оценивания.
Оценка личностных результатов осуществляется в ходе внешних не персонифицированных мониторинговых исследований.
Получаемые результаты исследований являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации программ развития и поддержки ОУ.
И как указано в методических рекомендациях АППО, к их осуществлению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития ребенка. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития учащегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.
В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников начальной школы не подлежат итоговой оценке.
Таким образом, с формальной точки зрения, на данном этапе реализации новых образовательных программ нет необходимости разрабатывать систему оценивания личностных результатов.
Что должно быть вписано в программу ОУ по этому вопросу?
В программе ОУ должно быть отражено:
1) Направления и цели оценочной деятельности.
Цель - установить эффективность воспитательно-образовательной деятельности ОУ в направлении реализации целей личностного развития младшего школьника.
2) Объекты и содержание оценки.
Объект оценки – личностные особенности младшего школьника.
Содержание представлено «портретом выпускника начальной школы».
Он включает:
- патриотизм;
- уважение традиционных ценностей;
- любознательность;
- владение основами умения учится, самоорганизовываться;
- самостоятельность и ответственность;
- доброжелательность, умение слышать партнера, обоснованно высказывать свое мнение;
- следование правилам здорового и безопасного образа жизни.
3) Формы фиксации результатов оценки:
- листы достижений,
- справки по результатам внутришкольного контроля,
- результаты тестов,
- протоколы экспертных оценок,
- дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД),
- характеристики обучающихся,
- портфолио.
4) Условия эффективности системы оценивания:
- целенаправленность (конкретизация общих положений стандарта применительно к целевой группе и особенностям ОУ),
- учет возрастных особенностей,
- систематичность (стартовая диагностика, промежуточная, итоговая),
- личностно - ориентированность,
- позитивность (акцент на достижениях и ресурсах),
- профессионализм (использование валидных и надежных методов),
- безопасность (гарантия сохранения конфиденциальной информации, этичность использования полученных данных).
5) Источники информации:
- работы учеников,
- статистические данные,
- деятельность учащихся,
- результаты тестирования,
- данные от родителей,
- экспертные мнения,
- наградные листы…
6) Критерии оценки:
- близость к эталону,
- совпадение с ключом теста,
- правильность ответа,
- обоснованность высказывания,
- разнообразие ответов,
- оригинальность решения…
Конкретные процедуры, инструментарий оценивания, условия и границы применения системы оценки личностных результатов могут прописываться позднее.
Зачем может быть нужно оценивать личностное развитие?
1) Проведение внешней оценки личностных результатов будет использоваться для оценки эффективности деятельности:
- конкретного педагога,
- образовательного учреждения,
- системы образования.
2) Оценивание личностных результатов ориентировано на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Поэтому измерение в этой области позволит ОУ поднять их эффективность.
3) В современных условиях информатизации уменьшается значение для жизни человека приобретения знаний «впрок». Более успешными оказываются люди, имеющие не больше знаний, а бОльшую личностную зрелость: способность ставить адекватные цели, находить ресурсы, выбирать оптимальные способы поведения, успешно взаимодействовать с другими, мотивировать себя и партнера и т.д. Поэтому отслеживание личностных результатов развития становится все более актуальным именно в наше время.
4) В начальной школе ведущим фактором формирования личности является социальное влияние (в отличие от саморазвития для подростка и юноши), поэтому этому вопросу необходимо уделить компетентное внимание.
5) Выбор образовательной программы относится к компетенции родителя, а запрос родителя смещается с необходимости максимально расширить круг знаний, умений и навыков, получаемых детьми в школе, на стремление сформировать из ребенка личность, адекватную современным условиям.
В связи с этим, на наш взгляд, для ОУ важно не только разработать собственную систему оценки личностных результатов образования, но и выявить реальные ценности группы родителей, выбирающих данное ОУ.
Что требует стандарт?
Требования стандарта к личностным результатам обучающихся:
- готовность и способность к саморазвитию,
- сформированность мотивации к обучению и познанию,
- ценностно-смысловые установки,
- социальные компетенции,
- сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности (гордость за страну, народ, его историю),
- осознание этнической и национальной принадлежности;
- формирование ценностей многонационального общества, гуманизма и демократии;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир (в его единстве и разнообразии природы, народов, культур);
- уважение к иному мнению, культуре;
- овладение началами адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение роли ученика, развитие мотивов учебы, ее личностного смысла;
- развитие самостоятельности, личной ответственности за поступки,
на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей и ценностей;
- развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания другим;
- развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и выходить из спорных ситуаций;
- установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Что оценивать?
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
В рамках системы внутренней оценки (внутри ОУ) возможна оценка сформированости отдельных личностных результатов, отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности.
Оценка проводится специалистом психологом в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:
- характеристику достижений и положительных качеств учащегося;
- определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом, как достижений, так и психологических проблем ребенка;
- систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.
Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития учащихся, которым необходима специальная поддержка (группа риска).
Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития в форме возрастно-психологического консультирования, группового тренинга. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (педагогов, администрации и при согласии родителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.
Сложность реализации этих требований стандарта состоит в том, что большинство взрослого населения нашей страны испытывает периодические или систематические трудности социальной адаптации, нуждается в консультации психолога по тем или иным вопросам профессиональной или частной жизни. Учитывая это, к указанной группе риска может быть отнесено подавляющее большинство детей этих «проблемных» взрослых. Кроме того, большинству родителей трудно в младшем школьном возрасте принять информированное решение относительно того, нуждается ли ребенок (а точнее семья) в помощи квалифицированного психолога.
Выход из подобной ситуации видится в специальной работе психолога, направленной на завоевание доверия и уважения со стороны родителей учащихся, и оказания им широкого класса консультационных услуг.
Как оценить личностные результаты?
Оценка личностного развития может быть представлена:
- итоговой оценкой за данный период,
- текущими оценками, демонстрирующими динамику достижений.
Личностные результаты могут оцениваться в разных формах:
- персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного ребенка),
- не персонифицированная (характеризующая достижения в классе, параллели, образовательной ступени, у конкретного учителя, в ОУ),
- качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет),
- количественная (измеренная, например, в ранговой школе: больше/меньше),
- интегральная (комплексные тесты, портфолио, выставки, презентации),
- дифференцированная (оценки отдельных аспектов развития).
В систему оценки могут входить различные методы, дополняющие друг друга:
- наблюдение,
- экспертная оценка,
- стандартизованные опросники,
- проективные методы,
- самооценка,
- анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.
Какие материалы можно использовать при формировании методического блока?
Наблюдение – метод сбора первичной психолого-педагогической информации путем непосредственной регистрации наличия/отсутствия заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Использование метода наблюдения предполагает четкую постановку целей, выделение критериев проявления исследуемого феномена, ведение протокола наблюдения, осуществление анализа и интерпретации данных, формулировку выводов.
Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений, протоколы), которые могут быть именными или аспектными (для оценки сформированности данного аспекта деятельности у всего класса, параллели). Можно пользоваться и иными инструментами: линейками достижений, лестницей успеха, цветовыми сигналами и др.
Критерии оценки (показатели развития) личностных (социальных) свойств:
- умение оценивать (выдвигать суждения о действиях, поступках, поведении на основе выбранных критериев, стандартов, условий),
- способность принимать ответственность,
- способность уважать других,
- умение сотрудничать,
- умение участвовать в выработке совместного решения,
- способность разрешать конфликты,
- способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
Портфолио (портфель достижений) - одна из удобных форм представления интегральной (накопительной) оценки личностных результатов. Это сборник работ и иначе представленных результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Выделяют несколько типов портфолио:
- документов (отражает результаты активности),
- работ (фиксирует процесс активности),
- отзывов (демонстрирует отношение/самоотношение к деятельности),
-комплексный (остальные типы входят в качестве разделов).
Цель портфолио: оптимальным образом представить материалы для качественного оценивания развития человека в конкретной области, создать оптимальную среду для формирования ребенка (в частности, его адекватной самооценки).
Задачи портфолио ученика:
- представить основные результаты его развития на данном возрастном этапе,
- продемонстрировать процесс формирования достижений,
- выявить проблемные зоны развития в данной области,
- сформировать установки на творческую деятельность,
- обеспечить материалы для становления рефлексии,
- создать ситуацию успеха, уверенности в собственных возможностях.
В составпортфолио ребенка могут входить:
- подборки детских работ (мини-сочинений, рисунков, стихов и т.п.), демонстрирующие некоторые компоненты мировоззрения (например, отношение к Родине – патриотизм);
- выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам;
- выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;
- дневники читателя (с иллюстрациями и комментариями ребенка);
- характеристики и портреты друзей ребенка;
- систематизированные материалы текущей оценки (например, поведения);
- дневниковые записи учителя (с описанием поведения ученика в проблемных ситуациях);
- выписки из отдельных протоколов наблюдений с выводами;
- оценочные листы и материалы видео- и аудиозаписей процессов выполнения отдельных видов работ;
- результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты промежуточного тестирования;
- данные социометрического анализа;
- результаты проективных тестов;
- материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ;
- документы, характеризующие ребенка с точки зрения его вне учебной и досуговой деятельности;
- материалы, предоставленные родителями и т.п.
Экспертные оценки – мнения знающих ученика людей (преподавателей разных предметов, завуча, учителей дополнительного образования, педагога группы продленного дня и т.д.) по поводу сформированости у ребенка тех или иных качеств личности.
Наборы ситуаций (задач), демонстрирующих отношение или предполагаемое поведение ребенка в тех или иных условиях.
Анкетные опросы – совокупность специально подобранных вопросов, отражающих развитие интересующих исследователя личностных качеств (должны быть проверены на надежность и валидность).
Проективные тесты – психологические инструменты оценки личностных особенностей, требующие высокого профессионализма и специальной подготовки исследователя.
Какой опыт работы реализуется в 457 школе?
Оценкой личностных особенностей мы стали заниматься еще до введения стандартов в связи с методической темой «Психологические особенности учащихся в условиях информационной среды».
В настоящее время в школе проводится стартовое оценивание первоклассников по блоку методов:
- включенное наблюдение,
- «Графический диктант»,
- «Нарисуй предметы»,
- «Самооценка»,
- «Оцени фразу»,
- «Рисунок семьи» и др.
Подготовлены методические разработки (тест) для выявления реальных ценностей родителей, выбирающих наше ОУ, (в связи с ценностями стандарта) и отношения к ценностям стандарта учителей.
Также подготовлены методические рекомендации по экспертной оценке личностных и метапредметных результатов образовательного процесса в начальной школе.
В целях создания оптимальных условий для личностного развития учащихся проводится годичный родительский семинар: «Нас не учили быть родителями», а также обучающий семинар для учителей начального звена школы.
В настоящее время поставлена задача отработки тестовой методики оценки личностных результатов образования для учащихся 1-ых и 3-их классов.
Литература:
- "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования" М. 2009г.
- Л.М. Беловицкая, М.В. Бойкина, Н.В. Григорян, Н.А. Житина, Т.А. Овечкина, С.А. Ускова, Н.Н. Яковлева "Разработка основной образовательной программы начального общего образования для образовательных учреждений Санкт-Петербурга./ Методические рекомендации." СПб АППО, 2010г.
Поделиться: