Поиск по сайту

«Живая вода» педагогического творчества


Авторcтво: Миронова Татьяна Аркадьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 468 Выборгского района Санкт-Петербурга


Современный педагог — не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление. Педагог-мастер путем размышлений, поиска, анализа жизненного и духовного опыта стремится понять смысл своей профессии, цель своей «встречи» с детьми. Цель — это осознанное предвосхищение результата деятельности, то, «ради чего». И здесь важно, чтобы происходило согласование целей общечеловеческих, национальных, педагогических и индивидуальных, определяющих смысл жизни каждого конкретного человека. Нельзя задать цель извне, человек способен сам принимать решения, быть ответственным и духовно свободным в выборе направления своего становления, ведь « без души и помыслов высоких живых путей от сердца к сердцу нет».

«В конце нашего грохочущего века, в момент, когда тревога за будущее спорит с надеждой, необходимо, чтобы все, кто обладает чувством ответственности, уделили внимание целям и средствам образования»

Это слова из опубликованного в 1997 году Доклада Международной комиссии по образованию для 21 века, представленного ЮНЕСКО и носящего название «Образование: скрытое сокровище». Доклад, который готовился в течение трех лет ведущими экспертами всех регионов мира и всех областей образования под руководством Жака Делора (бывший министр экономики и финансов Франции, а в 1985-1995 годах—Председатель Европейской комиссии), содержит глубокий анализ тенденций развития образования и обоснованные рекомендации на длительную перспективу. Доклад исходит из того, что 21-й век поставит перед образованием двойное требование: образование должно быть во все большем объеме и все более эффективно передавать огромное количество постоянно эволюционирующих знаний и умений; одновременно образование должно наметить такие ориентиры, которые не позволяют утонуть в потоке информации, и сохранить направленность, подразумевающую

развитие как отдельной личности, так и групп людей. Таким образом, образование призвано в некотором роде подготовить карты и сконструировать компас для плавания в сложном и постоянно меняющемся мире.

Недостаточно, чтобы каждый индивидуум накопил в начале своей жизни определен­ный запас знаний, откуда он мог бы бесконечно их черпать. Необходимо, чтобы он мог ис­пользовать на протяжении всей своей жизни любые возможности для того, чтобы обновить, углубить и обогатить эти первоначальные знания, адаптировать их к меняющемуся миру. Для выполнения этих задач образование должно состоять из четырех основополагающих моментов:

научиться познавать, т.е. приобрести необходимый инструментарий для понимания вещей;

научиться делать, с тем чтобы быть в состоянии воздействовать на окружающую среду;

научиться совместной жизни, чтобы принимать участие во всех видах человеческой деятельности и сотрудничать с другими людьми;

научиться житьумение, которое вытекает из трех предыдущих.

Конечно, эти четыре пути составляют единое целое, поскольку между ними существуют многочисленные связи, переходы и обмены.

21-й век нуждается в разнообразии талантов и личностей, причем речь идет не только о выдающихся людях, существование которых является совершенно необходимым в любой цивилизации. В связи с этим необходимо предоставить детям и подросткам все возможности для экспериментирования и открытия нового в эстетической, художественной, спортивной, научной, культурной и социальной областях.


Дочь Киевского Великого князя Ярослава Мудрого Анна стала женой французского короля Генриха 1. Это событие, относящееся к 11 веку, обычно приводят в пример, когда говорят о давности связей России и Франции. Издавна между двумя государствами и народами пролегала животворная нить культурных, интеллектуальных связей. В наше время традиция российско-французского сотрудничества в области образования продолжается. Российские учителя в 21 веке сотрудничают с «Французской группой нового образования» (ЖФЕН). ЖФЕН ставит целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и воспитания ребенка. Данная цель опирается на глубоко обоснованную, фундаментальную и оригинальную теоретическую концепцию.

У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и другие. Последние годы объединение возглавлял Анри Бассис—известный французский педагог, поэт, драматург, общественный деятель. Многие годы рядом с Бассисом работала и творила его жена, друг и соратник Одет Бассис. Сейчас она в роли президента ЖФЕН и профессора университета Парижа активно развивает и пропагандирует идеи «Нового образования» Существо системы ЖФЕН выражается в следующих основных положениях.

1. Вызов традиционной педагогике.

Традиционный характер образования не раскрывает до конца творческий потенциал человека, закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими, а в конеч­ном итоге служит источником социального неравенства и подчинения авторитетам. Отсюда следует, что образование должно стать иным, новым.

2. Личность с новым менталитетом.

Гражданин понимается ЖФЕН как личность самостоятельная, творческая, социально ответственная и конструктивно вооруженная, способная оказывать позитивное воз­действие на свою жизнь и окружающий мир.

3. Все способны.

Каждый человек ( ребенок) обладает способностями практически по всем видам чело­веческой деятельности. Свою великую гуманную задачу «Новое образование» видит в том, чтобы дать шанс «самым неуспевающим»

4. Интенсивные методы обучения и развития личности.

Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и самостоятельного решения творческих задач, плюрализм мнений, уважительное отношение к мнению, варианту другого.

5. Новый тип педагога.

Это не авторитарный наставник, подавляющий природу ребенка, а тот, кто следует ей на правах талантливого скульптора. Свои методы ЖФЕН внедряет, делая акцент на работу с учителями, обучая педагогов. С этой целью издаются монографии и сборники, выпускается журнал «Диалог», регулярно, с 1982 года, проводятся Летние университеты.


В последние годы педагогика ЖФЕН начала использоваться в Португалии, Швеции, ФРГ, Италии, Бельгии, Чили, Болгарии, Румынии, России, Украине. Деловые контакты педагогов России и ЖФЕН начались в 1989 году, с тех пор представители движения « Педагоги за мир и взаимопонимание» принимают участие в ежегодных летних университетах , проводимых во Франции. Французские коллеги также регулярно приезжают в нашу страну. Их концепции и практика сейчас активно используются в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Владикавказе, Петрозаводске, Кемерове, Екатеринбурге, Ярославле, Челябинске и других городах России, а также в Белоруссии и Украине. Поток педагогики, основанной на обращении к разуму, творчеству, самостоятельности ученика, берет начало в школе Древней Руси, развит Ломоносовым, сейчас представлен Занковым, Давыдовым и многими другими.

Сегодня педагогами Санкт-Петербурга созданы более 200 авторских мастерских. Центром движения является АППО. Имеются публикации Н.И. Беловой, В. А. Степиховой, Л. Д. Фураевой, М. Б. Багге и других. И хотя отчасти мастерская напоминает проблемный урок в форме разнообразных игр, дискуссию-спектакль или конкурс рисунков, тем не менее мастерская живет и строится на четко продуманной системе заданий. Но этот алгоритм призван раскрепостить творчество всех участников учебного процесса, начиная с учителя. Творческий процесс в мастерской является главным техническим средством достижения цели обучения: открытия закона, создания текста, осознания ценностных ориентации. Это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного и коллективного открытия. Урок-мастер­ская — это всегда праздник, всегда открытие, всегда новый полученный опыт. Вспоминаю их: «Каннитферштан», «Юшка», « Как слово наше отзовется», «Некрасивая девочка», «Плачущий сад» и многие, многие другие. Фейерверк мыслей, неожиданное открытие талантов, потрясающие впечатления... Забыть такие уроки невозможно! Учащимся нравятся мастерские, потому что в них создается особая атмосфера творчества, открытого общения, поддержки.

На традиционном уроке усвоение жестко направляется учителем. Оно, конечно, короче стихийного и короче того, которое протекает в мастерской. Где нет передачи опыта путем показа образцов. Путем сообщения хорошо отобранной информации, в строгой словесной упаковке. А есть самостоятельная деятельность ребят , пронизанная свободой, хорошо направленной мастером. В мастерской усвоение идет в процессе поиска, оно сопряжено с эмоционально-личностным отношением к процессу обучения. Вот отзывы учащихся на происходящее в мастерской по лирике А. С. Пушкина:

· У меня осталось светлое чувство, чувство легкости и радости.

· Такое ощущение, что с Пушкиным я встретилась впервые.

· Я хочу бродить по Пушкинскому Петербургу.

· Думать по-настоящему оказалось трудно.

· У Пушкина есть ответы на все вопросы, важно уметь точно поставить вопрос.

· Я увидела, что так много людей любят его стихи.

· Была создана атмосфера работы с чувствами.

· Разве мы говорим обычно о Пушкине так заинтересованно и так любя/

· Мастерская реализует новые цели — соотнесение своего внутреннего мира с другими мирами.

· Произошел акт реанимации поэта после школьного анатомирования.

Итак, «живое знание» мастерской по достоинству оценено учащимися. Живое знание — это единство мышления и переживания, событие, жизнь, истина и путь.


Литература

1. Доклад международной комиссии по образованию для 21 века, представленного ЮНЕСКО (состав комиссии: Жак Делор председатель, Иннам Аль-Муфти, Изао Амаги, Роберту Корнейру, Фэй Чунг, Бронислав Геремек, Уильям Горем, Александра Корнхаузер, Майкл Минли, Марисела Пардон Керо, Мари-Анжелик Саване, Каран Сингх, Родольфо Ставенаген, Мьонг Вон Сур, Чжоу Наньчжао) Париж 1997.

2. «Педагогические мастерские. Теория и практика» под редакцией Н.И. Беловой, И.А. Мухиной, СПб, 1998

3. «Педагогические мастерские по литературе» под редакцией И.А. Мухиной, А.Н. Сиваковой, СПб, «Корифей», 2000

4. Е.О. Галицких «От сердца к сердцу» СПб, «Паритет», 2003


Поделиться: