Поиск по сайту

Воспитание городом: музейная практика в начальной школе


Авторcтво: Лосева Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов ГБОУ школы № 463 Выборгского района Санкт-Петербурга


Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. Мы живем в Петербурге, городе с необыкновенной историей, культурой, с неповторимым внешним обликом. Человек, живущий в Петербурге и не знающий своего города, духовно беден. Он обделен чувством прекрасного, которое не может не развиваться в городе на Неве. К сожалению, сейчас не только дети не знают свой город, но иногда и взрослые не уделяют должного внимания данному вопросу. И задача учителя, моя задача, с самых ранних лет заложить не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Санкт-Петербурга.

Как все начиналось? Сначала я проводила классные часы и беседы в группе продленного дня, заочные экскурсии по городу. Когда родители учащихся увидели знания своих детей, они и сами стали активными участниками этого процесса, появилась традиция «Посещение музея в выходной день».

После изучения пожеланий родителей и учащихся в школе была разработана программа «История и культура Санкт-Петербурга». Она внедряется на практике уже не первый год, является авторской (я являюсь соавтором этой программы) иразработана для обучающихся (6-10) летнего возраста. Программа содержит начальные сведения о строительстве и архитектуре города Санкт-Петербурга.

В настоящее время учитель располагает многообразными педагогическими методами и средствами, которые призваны помогать в воспитании подрастающего поколения. Я считаю, что одним из эффективных форм работы, как на уроках, так и во внеклассной деятельности, в формировании национального самосознания детей является использование методов музейной педагогики. Посещение музеев города влияет на духовно-нравственное развитие личности младшего школьника.

  • Экскурсии, лекции, беседы музея становятся открытиями в познании ребенка особенностей его характера, внутренней и внешней линий поведения.
  • Обращение к духовным истокам нашего народа, способствуют формированию нравственных качеств личности, обогащению интеллекта.
  • Ученик учится применять полученные знания на практике.
  • Формирование у учащихся навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.
  • Способствуют развитию патриотических чувств ребенка-гражданина, чувства сопричастности к судьбе страны, родного города, своего народа;
  • Способствуют формированию интерес к произведениям искусства через их анализ и личное восприятие;

Учитель на основе взаимосвязи с музеями может решить следующие задачи

  • Воспитывается культура слушания и общения.
  • Развивается умение удерживать внимание и выделять главное.
  • Расширятся область познания.
  • Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей.

Также взаимодействие с музеями влияет на учебную деятельность младшего школьника.

  • Открывает культурные горизонты ученика.
  • Вырабатывается гражданская позиция и развивается умение хранить и уважать наши духовные ценности.
  • Обогащается внутренний мир ребенка.
  • Способствует росту мотивации обучающихся к учебному труду, повышает познавательную активность школьников.
  • Учится высказывать свое мнение, вступать в диалог. Проводить исследовательскую работу.

К таким выводам я пришла, наблюдая за моими учениками, за тем какие в них происходят изменения.

Санкт-Петербург по праву можно назвать городом-музеем. Музеев здесь огромное множество и все они органично вплетены в культуру и архитектуру города.

Одной из форм музейно-познавательной деятельности с воспитанниками являются музейные экскурсии. Наши дети совершают экскурсии по историческим местам родного города. Знакомятся с памятниками, достопримечательностями, архитектурой зданий. Сравнивают архитектуру строений. Побывали возле памятных мест боевой славы. Ребята знакомятся с историей страны, достижениями народа в разных областях науки и техники. Учатся сравнивать образ жизни свой и людей, живших в другое время; находить причину и следствия событий, происходивших в процессе исторического времени; учатся находить общее и разное в культуре и поведении людей.

Используя разные формы работы, я стараюсь добиться главного – воспитать эстетический вкус у детей к окружающему миру. Формирую представление о «Мире музея». Главным в этой работе я считаю воспитание интереса к посещению музея, правилам поведения, выражение впечатлений.

Посещение экскурсий всегда вызывает много эмоций. Жизнь ребенка становится интересной, насыщенной событиями. музей.jpgФормируется его нравственная и этическая культура, развивается интеллект, также влияет на формирование взглядов, вкусов, привычек, во многом определяют его отношение к жизни. А совместное посещение еще и сближает ребят, способствует формированию коллектива, так как закрепляются полученные впечатления и знания в совместной деятельности.

музей2.jpg

Экскурсии проводятся 1-2 раза в месяц. Я заранее знаю тему занятия, что позволяет мне нацелить ребят, возбудить их интерес. Это может быть постановка проблемного вопроса или создание проблемной ситуации.

Например, перед экскурсией на тему «Как учились в старину», я предложила ребятам объяснить смысл пословицы “С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь”. (Грамотному все дороги открыты, а неграмотному очень тяжело жить) и поразмышлять над тем, что проходят годы, десятилетия, столетия, а меняется ли обучение школьников? Задумывались ли они над тем, как учили школьников раньше? О чем бы они хотели узнать?

(Ответы учащихся:

- Когда появилась первая школа?

– Как учились наши сверстники?

- Какие были у них учебники?

– Какие предметы преподавались?

– Как долго продолжались уроки?

– Кто был учителем?)

Во время экскурсии ребята не просто смотрят и слушают, но и делают пометки в своих блокнотах. На классных часах мы потом обсуждаем, обмениваемся мнениями, а их записи помогают им в интеллектуальных играх.

Выход в музеи и сопутствующее изучение темы часто заканчивается внеклассным мероприятием или имеет выход на другой внеклассный вид деятельности.

Дети стараются выражать в своем творчестве и поведении все полученные

знания:

Выпуск фотогазет: «Прогулка по Петербургу», «Городской пейзаж»,

«По рекам и каналам…», «Храмы Петербурга», «Мосты повисли над

водами…», «Мы – Петербуржцы», «Чудесный город» , «Эрмитаж», «Царское

село», «Петербургские фонари».

Выпуск литературного журнала «Я – Петербуржец!» в котором собраны отзывы детей: «Почему я люблю свой город?» «Самые любимые места моего

города», «Из истории Выборгского района», тематические доклады, рисунки

и отзывы детей об экскурсиях по городу и пригородам Санкт-Петербурга.

Очень любят дети различные игры и викторины: «Петровский Петербург», «Мифы и легенды Санкт-Петербурга», «Памятники животным в городе», «С поднятой лапой, как живые стоят два льва сторожевые…», «Знатоки города», «Прогулка по Петербургу», ( причем вопросы могу составлять как я, так и сами ученики), кроссворды по темам экскурсии и задания соревновательного характера по командам. Мы проводим КВН, игры по станциям. Бой эрудитов. Вот некоторые варианты заданий:

задание 1.jpgзадание 2.jpg


Поделиться: