Авторcтво: Парфенова Татьяна Александровна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель биологии, ГОУ школы №97 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Современный человек должен глубоко осмыслить диалектику отношений между обществом и окружающей природной средой. В наше время возникла такая ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без достаточных знаний о возможных последствиях этой деятельности. Следовательно, решение экологических проблем требует, прежде всего, перестройки экологического сознания людей.
Включение основ экологических знаний в обучение школьника, его экологическое образование – это необходимость нашего времени, обусловленная современным уровнем развития экологии как комплексной науки и социальными задачами – подготовкой нравственных и образованных людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные проблемы, возникающие в результате взаимодействия человечества с окружающей природной средой.
Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности (Алексеев С.В.). Без соответствующего уровня культуры люди могут и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием.
Технологии экологического образования имеют свою специфику (по Н.В. Груздевой).
К существенным особенностям относится ряд положений:
1. Широчайший объект изучения. Область изучения экологии распространяется на весь окружающий мир, изучаются разнообразные связи в живом мире природы.
2. Интегративный характер содержания. В область экологических наук входят и биологические знания, и основы всех естественных наук (химии, физики, географии и др.), и технические, и экономические знания, и культурологические представления.
3. Рассмотрения содержания экологического образования на основе методологических подходов. Кроме системного, системно-синергетического, гуманитарно-аксиологического, коммуникационно-диалогического, деятельностного, интегративного, компетентностного, культурологического, акмеологического новым методологическим подходом является полицентрический подход.
Полицентрический подход означает:
Цель образования – раскрытие разнообразных граней индивидуальности; личностную ценность имеет все сущее; в содержании образования должны быть представлены различные формы постижения мира: философия, наука, техника, искусство, верования, мифология, народная культура; возможность различных точек зрения, толерантность; уважение индивидуальности каждого участника образовательного процесса; разный масштаб предъявления усваиваемого материала: на уровне фактов, понятий, теорий, законов в зависимости от требований программы и в зоне ближайшего развития каждого отдельного ученика.
1. Учет системы принципов экологического образования: философско-методологических, дидактико-методических, организационно-педагогических.
2. Цель и обобщенный результат экологического образования – это становление экологической культуры. А это – процесс и результат многомерного полицентрического постижения человеком и обществом своего места в окружающем мире, которые направлены на оптимизацию взаимоотношений человека и природы и развитие человека во всех его проявлениях.
В ходе проведения мероприятий экологической направленности используются электронные демонстрационные материалы с целью решения следующих педагогических задач:
1. Создание условий для мотивации учащихся к изучению этих экологических проблем и поддержания интереса в ходе мероприятия,
формирование способности работы с информацией с использованием компьютерных ресурсов.
2. Демонстрация возможности использования программы MS PowerPoint.
Для включения в интегративный конкурс элементов игры, используются электронные викторины, выполненные в программе MS PowerPoint.
Интегративный конкурс рассматривается как педагогическая технология развивающего обучения, направленная на развитие творческих качеств личности.
Цель конкурса:
Способствовать самореализации учащихся в разносторонней, интегративной по своей сущности, образовательной деятельности экологической направленности.
Основные задачи:
- - создание развивающей образовательной среды, способствующей самораскрытию и самореализации каждого участника;
- - отбор содержания образования, отражающего разные способы постижения мира и требующего развития различных сфер личности учащихся;
- - включение разнообразных приемов и видов деятельности, сочетающих познавательные и игровые, индивидуальные, групповые и коллективные формы деятельности;
- - побуждение детей к самостоятельной познавательной, художественной, организационной, коммуникативной и проектной деятельности;
- - помощь учащимся в самоопределении, выявлении способностей и склонностей.
I этап – подготовка конкурса.
Для подготовки конкурса за две недели до проведения необходимо создать организационный комитет, в который войдут педагоги различных дисциплин, старшеклассники, разработать проект Положения о конкурсе, задания для работы на станциях.
Информация о конкурсе размещается на стендах в школе.
Создаются электронные демонстрационные материалы, электронные викторины для разных классов с учетом возрастных особенностей.
Подготавливаются Грамоты и Дипломы, протоколы для подведения итогов на станциях, на каждую команду готовятся маршрутные листы, в которых указаны этапы прохождения командами станций.
Подведение итогов и награждение должно быть радостным событием завершения конкурса. Возможно выступление учащихся, показ роликов на экологические темы.
Станции интегративного конкурса:
1. Приветствие (название, эмблема, девиз).
2. Электронная презентация на экологическую тему.
3. Электронная викторина на тему.
4. Экологическая (выполнение тестов, составление правил, советов поведения в природе, по охране природы, отгадывание кроссвордов).
5. Краеведческая (угадывание объектов по описанию, составление пар фотография – название объекта, выполнение тестов, кроссворд).
6. Географическая (нанесение на контурную карту географических объектов, выполнение тестов, кроссворд).
7. Художественная (подготовка плаката о природе из заготовок и защита плаката, защита готового плаката, изготовление закладок, буклетов на тему).
8. Музыкальная (исполнение песни о природе, отгадывание песен).
9. Поэтическая (стихотворение о природе, отгадывание авторов стихов о природе, составление стихотворений по строчкам).
10. Сиквейн (составление сиквейна о природе).
11. Информационная (создание на школьном сайте новости, открытие темы на форуме, написание заметки в блоге).
12. Информационная (создание плаката на тему в программе MS PowerPoint, создание презентации на тему).
Итоги конкурса: информация размещается на школьном стенде.
Проведение Недели окружающей среды в Санкт-Петербурге.
Неделя окружающей среды в Санкт-Петербурге традиционно проходит в третью неделю сентября. За две недели учащиеся знакомятся с положением интегративного конкурса (игры по станциям) и начинают подготовку к нему.
Станции конкурса:
5 класс
- Приветствие (название, эмблема, девиз).
- Электронная викторина.
- Конкурс творческих работ «Поделки из природного материала».
- Художественная (подготовка плаката о природе из заготовок и защита плаката).
- Музыкальная (исполнение песни о природе, отгадывание песен).
6 класс
1. Приветствие (название, эмблема, девиз).
2. Электронная викторина «Мир живого».
3. Конкурс творческих работ «Поделки из природного материала».
4. Краеведческая (угадывание объектов по описанию, составление пар фотография – название объекта).
5. Поэтическая (стихотворение о природе, отгадывание авторов стихов о природе, составление стихотворений по строчкам).
7 класс
- Приветствие (название, эмблема, девиз).
- Электронная викторина «Мир живого».
- Конкурс творческих работ «Поделки из природного материала».
- Художественная (подготовка плаката о природе из заготовок и защита плаката).
- Экологическая (составление правил, советов поведения в природе, кроссворд).
Проведение интегративного конкурса ко дню Воды.
По международному экологическому календарю международный День Воды проводится
22 марта. В школе игра по станциям проводится перед весенними каникулами.
Станции конкурса:
5 класс
1. Приветствие (название, эмблема, девиз).
2. Электронная викторина «Вода».
3. Художественная (подготовка плаката о природе из заготовок и защита плаката).
4. Музыкальная (исполнение песни о воде, отгадывание песен).
5. Экологическая (составление правил, советов поведения в природе, отгадывание кроссворда).
6 класс
1. Приветствие (название, эмблема, девиз).
2. Электронная викторина «Вода».
3. Художественная (подготовка плаката о охране воды из заготовок и защита плаката).
4. Географическая (нанесение на контурную карту географических объектов, кроссворд).
5. Экологическая (составление правил, советов поведения в природе, отгадывание кроссворда).
7 класс
1. Приветствие
2. Электронная презентация ко Дню Воды.
3. Электронная викторина
4. Художественная (изготовление листовки по экономии воды).
5. Экологическая (составление правил, советов для экономии воды).
Проведение интегративного конкурса ко дню Земли.
По международному экологическому календарю День Земли проводится 22 апреля. В школе игра по станциям проводится в последнюю неделю апреля.
Станции конкурса:
5 класс
1. Приветствие.
2. Электронная презентация «История появления экологического праздника День Земли».
3. Электронная викторина
4. Художественная (подготовка плаката о природе из заготовок и защита плаката).
5. «Напиши письмо» (учащимся предлагается написать письмо – обращение с любого континента, из любой географической точки земного шара от лица какого-либо объекта природы: растения, животного, реки, почвы, моря и т. об экологических проблемах, которые волнуют выбранный объект).
6 класс
1. Приветствие.
2. Электронная презентация «Особо охраняемые территории Ленинградской области».
3. Электронная викторина «Экология».
4. Ателье «Экологическая мода» (учащимся предлагается создать модели одежды из использованных вещей, материалов).
5. Экологическая (составление правил, советов по поведению в парке Сосновка).
7 класс
1. Приветствие (название, эмблема, девиз).
2. Электронная презентация «Экологический календарь».
3. Электронная викторина «Экология Санкт-Петербурга».
4. Художественная (подготовка плаката о природе из заготовок и защита плаката).
5. Экологическая (составление правил, советов по поведению в природе, выполнение тестов, решение кроссвордов).
Проведение интегративных конкурсов по экологии с использованием информационных технологий способствует решению следующих задач:
- формирование у школьников системы представлений об основных положениях стратегии устойчивого развития, о проблемах охраны окружающей среды и т.д.;
- формирование гуманного отношения к природе, обеспечивающего психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм;
- освоение экологически безопасных способов природопользования;
- обучение школьников осознанному использованию уникального потенциала, который заключен в духовном общении с миром природы, для собственного личностного развития;
- повышение мотивации к обучению;
- формирование информационно-коммуникативной компетентности.
Учебно-методическая литература:
Алексеев С.В., Гущина Э.В. Город и окружающая среда: Пособие для учителя/Под ред. С.В. Алексеевна. – СПб /Крисмас+, 1997.
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: «Федоров», 2005.
Водоканал Санкт-Петербурга: путешествие вместе с водой. Информационный буклет. СПб ГУП «Водоканал Санкт Петербурга» 2003.
Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. Ростов-на-Дону. Феникс, 1997.
Внеклассные мероприятия по биологии (Серия «Внимание: опыт». – Чебоксары: «Клио», 1998.
Груздева Н.В. Окружающий мир глазами детей.: Развивающие задания для работы со школьниками. – СПб.: КАРО, 2004.
Игры по естествознанию. Как познавать природу, играя и путешествуя. (Под общей редакцией И.Ю. Алексашиной). СПб: СМИО Пресс, 2001.
Жевлакова М.А. Водоканал Санкт-Петербурга: путешествие вместе с водой. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». – СПб., 2003.
Корякина Н.И. Уроки Балтийского моря. Методические рекомендации для проведения тематических занятий. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». –СПб., 2009.
Приложения:
I. Авторские электронные презентации:
1. Экологический календарь;
2. Презентация ко Дню Земли;
3. Презентация ко Дню Воды;
4. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Ленинградской области:
- Заповедник «Нижнее-Свирский»;
- Заказник «Мшинское болото»;
- Природный парк «Вепсский лес»;
- Памятник природы «Саблино»;
5. Природоохранные экологические организации.
II. Авторские электронные викторины:
1. Космос;
2. День воды 5 класс;
3. День воды 7 класс;
4. Планета Земля;
5. Мир живого;
6. Окружающий мир 5 класс;
7. Окружающий мир 7 класс;
8. Экология;
9. Экология Санкт-Петербурга.
III. Буклеты «Экологический календарь».
IV. Листовки к экологическому календарю.
V. Кроссворды.
VI. Тесты.
Приложения:
- "Моя любимая Сосновка"
- Кроссворды
- Тесты
Поделиться: