Авторcтво: Матвеева Вера Федоровна, учитель истории и обществознания ГОУ гимназии № 107 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Предлагаемый вариант методической разработки рассчитан на совместную творческую деятельность учащихся 9-х классов и родителей во внеурочной деятельности и ставит своей основной целью воспитание у учащихся и их родителей (!) уважения к закону, патриотизма, гражданственности, чувства долга и ответственности перед будущим Родины.
Цели:
1. Применение и пропаганда знаний по избирательному праву среди учащихся 9-х классов.
2. Развитие умений применять знания в нестандартной ситуации, творческих способностей учащихся.
3. Воспитание уважения к закону, нравственных качеств учащихся.
Средства:
1. Психологические: комфортность обстановки; психологическая совместимость членов игровой команды; мотивация на цели игры и содержание; поощрения действия, рефлексия.
2. Организационные: регламент; подготовленность игрового поля; распределение и соблюдение ролей: завершенность дел; темп игры, адекватный возможностям игроков;
3. Дидактические: компетентность игроков; наглядность результатов коллективной мыслительной деятельности; конкретность; интеллектуальный фон играющих.
Содержание:
1 этап. Установка на проведение игры и ее цели (сообщается тема,
вид игры, правила, регламент. Тезисы игрового замысла. Распределение ролей).
Результаты этапа: завершение формирования организационной структуры команд.
В каждую команду включены учащиеся и родители ( в одну из команд- «Избиратели»- включены только родители, как имеющие опыт в этом роде деятельности).
П этап. Информационная и психологическая подготовка участников (для введения их в игровой режим работы).
Результат этапа: включение участников в «мозговую атаку».
Ш этап.Коллективный поиск. Моделировние структуры конституционного обеспечения избирательного права и алгоритма применения его на практике.
1. Игровое поле: словарь основных терминов; вопросы для работы в группах;
2. Вопросы для работы в группах: теоретические знания об основах избирательного права, практическое их применение.
Результаты этапа: создание модели избирательного процесса, подготовка к межкомандной дискуссии и обсуждения возникших вопросов.
1У этап. Межкомандная дискуссия .
Релаксационная ситуация (творческое задание) на выбор: 1. Подберите или сочините песню, текст которой отражает суть обсуждаемой проблемы. 2. Нарисуйте эмблему. 3. Составьте эпиграмму. 4. Подберите слова, эпиграф по сути «своей» проблемы (роли).
Результат:
Yэтап Подведение итогов. Рефлексия.
· Обобщение в группах;
· Метод законченного предложения;
· Экспертная группа- мнение.
Правила игры:
Первый этап. Определяются составы команд по их роли.
1. «Избиратели»- в команде только родители
2. «Члены избирательных комиссий»
3. «Кандидаты в ...»
4. «Наблюдатели на выборах»
5. «Знатоки истории избирательного права»
Группу экспертов составляют учителя истории и обществознания. Ведущий- учитель данного класса.
В ходе игры каждая группа определяет:
Лидера, который организует работу в группе, распределяет обязанности, координирует взаимодействие членов группы, обобщает, подводит итоги работы на каждом этапе.
Консерватора, который в ходе игры определяет положительные, отрицательные стороны высказываний (работы) своей и других групп.
Остальные игроки выполняют комплексную функцию: теоретика, практика, аналитика. Участники игры- за столами. Оговаривается регламент. Командам дается 1 минута на распределение ролей.
Второй этап. Информационная и психологическая подготовка участников для введения их в игровой режим.
Слово- группе «Знатоки истории избирательного права». Участники группы проводят блиц-викторину среди представителей других команд.
Примерный перечень вопросов викторины:
1. Выборы, при которых вопрос об избрании депутатов решают сами граждане называются.... (прямыми, косвенными, непосредственными, личными);
2. Внеочередные выборы- это выборы... (проводимые в установленные законом сроки, проводимые в не установленные законом сроки, назначенные в случае досрочного роспуска парламента, назначенные в случае ухода в отставку правительства);
3. Активное избирательное право предполагает право... (избирать, участвовать в выборах, выдвигать свою кандидатуру на выборы, все перечисленное).
4. Принципами российского избирательного права является... (всеобщее голосование, равное голосование, тайное голосование, все перечисленное);
5. К ограничениям активного избирательного права НЕ относится... (наличие гражданства, наличие дееспособности, возраст 18 лет, проживание на территории РФ в течение 1 года);
6. Региональные выборы- это выборы... (проводящиеся по всей стране, проводящиеся на территории субъекта РФ, органов местного самоуправления, нет верного ответа);
7. Равное избирательное право предполагает, что каждый гражданин... (имеет право голосовать, имеет один голос, голосует непосредственно, нет верного ответа);
8. Право самовыдвижения используется... (при выборах президента, при выборах депутатов, при всех перечисленных случаях, нет верного ответа.)
Ведущий: вы услышали и постарались ответить на вопросы, связанные с сегодняшей избирательной системой в Российской Федерации. Теоретически команды готовы к продолжению работы.
Но прежде, чем продолжить дальше, очень интересно, на мой взгляд, услышать итоги социологического опроса, который провели наши 9-классники со своими родителями накануне выборов в Государственную Думу. Итак, были заданы следующие вопросы:
1. Будете ли Вы участвовать в выборах?
2. Есть ли, на Ваш взгляд, возможность и необходимость критиковать власть? За что? Делали ли Вы это?
3. Если бы Вы были избраны в состав Государственной Думы, с внесения каких законов Вы бы начали преобразования ради улучшения жизни нашего населения?
( Итоги социологического опроса).
Ведущий: Итак, информация к размышлению получена. Считаем, что и информационно, и психологически участники готовы к следующему этапу.
Третий этап. Коллективный поиск. «Мозговая атака»- работа в группах.
Каждая команда анализирует, нарабатывает все, что связано с предложенными им вопросами и ситуациями. На работу в группах- 20 минут.
1. «Знатоки истории избирательного права»
Критерии демократических выборов:
· понятие демократических выборов;
· периодичность;
· конкурентность;
· окончательность (легитимность);
· представительность.
2. «Члены избирательных комиссий»
Порядок и ход проведения избирательной кампании:
· порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты;
· способы и законное регулирование финансирования выборов;
· условия участия партиий в выборах;
· порядок проведения выборов и подсчета голосов;
· ответственность за нарушение законодательства о выборах.
3. «Кандидаты в ...»
· привилегии и ответственность кандидатов в депутаты;
· составление предвыборной программы и агитация за нее.
4. «Наблюдатели на выборах»
Избирательные системы и их особенности:
· пропорциональная;
· мажоритарная;
· абсолютного и относительного большинства.
Соблюдение процедуры выборов.
5. «Избиратели»- в команде только родители
· равное избирательное право;
· прямое избирательное право;
· тайное голосование;
· альтернативность выборов;
· добровольность выборов;
В течение подготовки эксперты из числа учителей могут консультировать группы, отвечать на их вопросы.
Четвертый этап. Межкомандная дискуссия (мнения, структура, алгоритм; высказывания консерваторов, оппонентов; вопросы, советы, пожелания).
Команды выступают с сообщениями по предложенным вопросам.
При обсуждении в первую очередь к дискуссии приглашаются консерваторы- 1 минута для возражения, сомнения.
Вопросы (любой группе), советы, пожелания. 1-2 вопроса команда может задать другой команде.
Релаксационная ситуация.
Некоторая усталость диктует необходимость немного расслабиться, отдохнуть. Это, одновременно, и смена деятельности. Командам предлагаются творческие задания на выбор:
1. Подберите или сочините песню, текст которой отражает суть обсуждаемой проблемы.
2. Нарисуйте эмблему.
3. Составьте эпиграмму.
4. Подберите слова, эпиграф по сути «своей» проблемы (роли).
5. Нарисуйте агитационный плакат, приглашающий на выборы.
Подготовка задания- 5 минут. Затем каждая команда демонстрирует свои итоги (2 минуты).
Пятый этап. Подведение итогов игры. Рефлексия.
Подводятся итоги игры:
· Методом законченного предложения (лист обратной связи);
· Обобщением по работе группы ее лидером – 2-3 предложения, исходя из целей игры;
· Заключением экспертной группы.
Поделиться: