Поиск по сайту

Формирование математических представлений у детей 5- 6 года жизни. Деление целого на части


Авторcтво: Шипкова Вера Николаевна, воспитатель ГДОУ № 91 Выборгского района Санкт-Петербурга


Материал, содержащийся в данной статье, представляет собой опыт работы развития математических способностей воспитателя с детьми 5- 6 года жизни. Программа «Детство», по которой работает наше дошкольное учреждение определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей [1].

Программа «Детство» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста[1].

Программа «Детство» предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра[1].

И в математической деятельности программой «Детство» предусмотрено развитие логической мыслительной деятельности и математических представлений посредством создания познавательных игровых ситуаций, направленных на активизацию деятельности ребёнка. Одной из задач воспитания и развития детей в разделе «Делаем первые шаги в математику» стоит ознакомление с понятием « часть и целое». Для детей эта тема оказалась сложной, так как она абстрактна, а для меня методически интересна. Но всё по порядку.

С делением предмета на части дети постоянно сталкиваются в играх, быту. Решая эту проблему дети познают закономерности в вещах, явлениях; у них происходит формирование логического мышления, развитие умения находить причинно- следственные связи, в результате делая вывод об исходных данных; готовятся к решению арифметических задач и освоению дробных чисел.

В младшем возрасте дети сталкивались с делением целого на части, но при этом решали задачу определения количества элементов, но не рассматривали отношения между частями и целым. Это простые деревянные кубики с картинками, разделённые на 4- 6 частей, пазлы с мультипликационным содержанием, разрезные картинки…. С целью освоения свойств и отношений в игротеку предлагались развивающие игры типа «Составь картинку»: «Чудо-крестики», «Чудо- соты»; альбомы «Чудо- кубики», «Уникуб» и игры на знакомство с понятием «Часть и целое». Очень детям нравились игровые ситуации «Как друзья встречали Новый год», «Как Алёша рассматривал цветок»…

Опираясь на область «Познание» в программе «Детство», составила задачи работы на средний, старший дошкольный возраст для формирования представлений об отношении целого и части:

- Познакомить с различными способами деления целого на равные части на основе использования предметов.

- Развивать умение видеть принадлежность части целому предмету.

- Дать представление о сравнении целого и части, об их отношениях: целое всегда больше своей части; чем на большее количество разделён предмет, тем меньше часть; чем больше предмет, тем больше его часть.

- Подвести детей к пониманию дробных чисел и их сравнению на наглядной основе, способствовать развитию умения называть часть целого с помощью слов половина, четверть, одна третья, одна из трёх, целое, часть.

- Познакомить с понятием мерка для деления предметов, совершенствовать навыки измерительной деятельности.

- Вызвать желание использовать навыки деления целого на части в практических ситуациях.

Наблюдая за детьми во время самостоятельной деятельности, я отметила следующие особенности:

1 воспринимают часть как отдельность, не зависимую от целого предмета.

2 пересчитывая части, дети слова одна третья, одна четвёртая относят только к последней, не зная, как называются другие: «Сколько частей?-4. Покажи одну четвёртую (показывают только последнюю)».

3 При установлении равенства частей, часто устанавливают взаимно однозначное соответствие (путают вопросы поровну ли? Равны ли?).

На 1 этапе дети овладевали понятиями части, целое, делить, половина. Практическое деление детьми множеств и предметов в повседневной деятельности, происходило через использование ролевых игр, чтение литературных произведений, театрализацию («Два жадных медвежонка», «Мы делили апельсин», «Яблоко» В. Сутеева).

На 2 этапе дети знакомились с делением фигур на равные части путём складывания, соблюдая правила: совмещение углов и сторон. Сначала формировались представления о половине. Затем делили фигуры на 4, 8 равных частей разными способами складывания бумажных моделей. Детям очень нравились простые задания с «Игровым квадратом» В.В.Воскобовича.

Для закрепления материала задавались вопросы и предлагали выполнить задания:

  • Что сделали?
  • Сколько получилось частей? Покажи каждую.
  • Как они называются? (половины, одна из четырёх, одна четвёртая…)
  • Какой формы части?
  • Равны ли по величине? Как проверить?
  • Покажите целое. Что больше, половина или целое?
  • Сколько раз сложили, чтобы получилось 4 части?
  • Сколько четвёртых частей в целом?
  • Одинаковы ли по величине половина большого круга и половина маленького круга? Почему? Проверь.

Дети на практике наблюдали за формой частей, их величиной, количеством сгибов. Складывание фигур приёмом оригами способствовало их развитию умений и навыков. А также дети закрепляли полученные знания о части и целое в играх: В.В.Воскобовича «Чудо-цветик», «Геоконт», «Геовизор», «Логоформочки», двухцветный и четырёхцветный «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат».

На наглядной основе сравнивают дробные числа. Использовались игры «Дроби» («Оксва»), «Чудо- цветик» (В.В.Воскобович).

На 3 этапе дети по линиям сгиба разрезали геометрические фигуры, анализировали части и целое, затем путём наклеивания вновь целое составляли из частей. В дальнейшем после деления целого на части и их анализа, придумывали, составляли и наклеивали свои изображения- фигурки (животные, строения, насекомые, цветы).

Также задавались вопросы для выявления полученных знаний и усвоения материала.

  • Какую фигуру я разделила, если это одна из двух? (например, показать часть квадрата, сложенного пополам по диагонали)
  • Сколько раз нужно сложить квадрат, чтобы получилось 4 части? Какой формы они должны быть?
  • Если я попрошу дать одну четвёртую квадрата, на сколько частей вы его разделите?
  • Сколько четвёртых частей в прямоугольнике?

На основе выводов планировалась индивидуальная работа.

На 4 этапе отрабатывались умения делить на части любые предметы и величины. Предлагались упражнения:

  • Разделить сок между тремя детьми поровну (рассматривались разные способы)
  • Разделить «бревно» пополам.
  • Нарисовать геометрическую фигуру, линией разделить на 2(4, 6, 8) частей; заштриховать одну вторую, три восьмых
  • Разделить отрезок на 2(4) части разными способами.

С помощью игр и дидактических пособий детям интереснее было воспринимать новый материал. Для достижения успеха, не требовалось дорогостоящее оборудование. Всё, что было нужно - это предметы окружающей действительности, иллюстрации, модели, схемы как фабричного производства, так и собственного изготовления. Для вызова и поддержания интереса к процессу познания математики частыми гостями были герои мультфильмов и герои «Фиолетового Леса»(игровой дидактический материал к авторским играм В.В.Воскобовича).В конце каждой темы, для закрепления полученных знаний, проводились математические досуги. К детям приходили сказочные герои, с которыми приключались различные истории, и просили помочь им. Считаю высоким результатом то, что дети применяли свои знания не только в организованной воспитателем деятельности и предложенным им заданиям, но и в самостоятельной деятельности.

Маленькие советы, которые Вы все знаете:

- Организованные образовательные ситуации желательно проводить по подгруппам. Это способствует улучшению качества ознакомления и формированию творческой личности. Вы так же сможете осуществить индивидуальную работу при формировании групп детей разного уровня развития (дозируется нагрузка в виде дополнительного материала). Объединения детей в пары, тройки помогает активно включиться в коллективную игру, успешно выполнить творческие задания. Для закрепления математических знаний и умений, создавайте игровые математические ситуации в свободное от организованной деятельности время. Некоторые задачи области «Познания» лучше усвоятся во время организации сюжетно- ролевых, дидактических игр и на прогулке.

Надеюсь, что мой опыт поможет Вам сформировать у детей важные математические представления.

Используемая литература:

- Программа «Детство» СПб Детство- Пресс 2011

- «Развивающие игры в ДОУ» Г.М.Бондаренко Воронеж 2009

- «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста» З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина, Т. Г. Харько СПб Детство- Пресс 2011

- «Математика- это интересно» З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина СПб Детство- Пресс 2008


Поделиться: