Авторcтво: Левагина Марина Геннадьевна, воспитатель ГДОУ № 13 Василеостровского района Санкт-Петербурга |
Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают чувствовать свою принадлежность к определенному полу и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами. И эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребёнка.
Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Дошкольный возраст – это тот период, в процессе которого педагоги, родители должны понять ребёнка и помочь ему раскрывать те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ растерявших преимущества своего пола.
Наша группа сформирована так, что в ней 11 мальчиков и 4 девочки. В группе есть неполные семьи (4 семьи) и это семьи мальчиков. В двух семьях мальчиков воспитывают отчимы. Наблюдая за поведением детей, анализируя результаты диагностики, проведя анкетирование родителей, пригласив психолога на занятие по теме « Моя семья», ( где в предварительной работе мы попросили родителей вместе с детьми дома сделать коллаж по данной теме), педагогами группы были сделаны выводы: в семьях наших воспитанников размыто представление об эталонах мужского и женского поведения. Переориентация деятельности женщины с семьи на профессиональный рост, усекает роль матери. Женщина активно берёт на себя мужскую социальную властность, диктат в решении конфликтов, считая, что именно таким примером воспитываются настоящие мужчины. В этой ситуации глава семьи – папа - нередко лишается внутри свободы, уверенности в себе, а проявляется пассивность, уход от трудностей. Наличие в семьях третьего, « виртуального родителя» Все это отражается и на поведении детей.
Проведя с родителями воспитанников круглый стол «Мальчики и девочки. Почему они такие разные», мы раскрыли родителям проблемы гентерного воспитания дошкольников. Вместе с родителями мы наметили план работы в этом направлении.
Главная цель нашей работы: способствовать подготовки к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребёнка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские.
Основные задачи: расширение возможностей личности( мальчика, девочки), накопление положительного опыта, овладение идеалами( женственности, мужественности) принятыми в обществе, осознание многогранности мужских и женских проявлений, развитие интереса к познанию ценностей полоролевой, семейно- бытовой и нравственно- эстетической культуры, умение самостоятельно решать возникающие проблемы, связанные со взаимоотношениями полов. Расширение знаний родителей об особенностях воспитания детей разного пола. Повышение уровня психолого- педагогической компетентности воспитателей.
В этом году мы провели такие мероприятия, как:
1. Круглый стол для родителей по теме: «Мальчики и девочки. Почему они такие разные».
2. Вернисаж коллажей по теме «Моя семья»
3.Выпустили поздравительную газету «Наши мамы»
4. Провели в группе беседу «Легко ли быть мамой?»
5. Досуг по теме: «Тайна имени моего», (в предварительной работе , дети дома с родителями заполняли анкету и готовили рассказы о тайнах своего имени по предложенному плану).
6. Провели вечер досуга вместе с родителями: «Курс молодого бойца»
7. Подготовили праздничный концерт к Дню защитника отечества.
8. Вечер досуга: «А-ну-ка девочки или легко ли быть мамой».
9. Досуг совместно с родителями по теме: «Ура я родился», в предварительной работе сочинения родителей по теме: « Наш малыш».
Вся проделанная работа , принесла положительные результаты. Повторная диагностика воспитанников показала, что расширился кругозор детей, увеличился оббьем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки доброжелательными по отношению к мальчикам. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей.
Но на этом наша работа не заканчивается, наработанный опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.
Приложение.
Поделиться: