Авторcтво: Григоренко Андрей Юрьевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения РГПУ им. А.И.Герцена |
Будущее любого народа зависит, прежде всего, от того, насколько подрастающее поколение усвоит и сбережет духовно-нравственные ценности и традиции народа. Для современной России, находящейся на сложном этапе своего развития, это вдвойне актуально. Сегодня российское общество и особенно молодое поколение продолжают переживать глубокий духовно-нравственный кризис. Снижается возраст, когда начинают употреблять наркотики, с 18 лет до 14. Одно из первых мест в мире по уровню самоубийств среди подростков, по числу абортов среди девушек, не достигших 19 лет, по уровню потребления наркотиков и алкогольных напитков занимает наша страна. Как явствует из социологических опросов, около 55% молодых людей высказывают готовность нарушить моральные нормы для того, чтобы достигнуть личного успеха. Словом, налицо нравственный кризис, который и есть главная причина указанных явлений. Сложившуюся ситуацию в нашем обществе многие расценивают сегодня как угрозу национальной безопасности и заявляют о необходимости принятия неотложных мер по духовно-нравственному воспитанию молодежи. Всё больше и больше педагогов, общественных и политических деятелей начинают понимать, что «приобщение детей и молодёжи к культурным традициям на основе мировых и отечественных духовных ценностей — одна из важнейших задач российского общества и государства» (из доклада министра образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко).
На совещании 21 июля 2009 г. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев во время встречи с лидерами традиционных российских конфессий подчеркнул актуальность «духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения» и заявил о своём решении поддержать «идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики». При этом он коснулся деталей практической реализации этой идеи в российских школах. В первую очередь он отметил вариативность чтения таких дисциплин: «Во-первых, это могут быть основы православной культуры, основы культуры мусульманской, основы иудаизма, буддизма. То есть по этим вопросам и ученики, и их родители смогут принять решение. Если найдутся те, кто захочет изучать всё многообразие российской религиозной жизни, для таких учеников может быть разработан общий курс по истории традиционных крупнейших конфессий нашей страны. И тогда все эти вопросы будут погружены в одну программу, соответственно, это будут одни и те же пособия по изучению. Наконец, третий вариант: тем, кто не имеет определенных религиозных убеждений, у кого они не сформировались, должно быть предоставлено право изучать основы светской этики. Таким образом, мы охватим всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо для обучения, сообразуясь с представлениями, конечно же, их родителей».
Тем самым Президент сформулировал право учеников и родителей на мировоззренческий выбор, заявил о недопустимости насильственного навязывания ученикам того или иного предмета. К принципу добровольности мировоззренческого выбора учеников и их родителей Президент возвращался в своих выступлениях неоднократно: «Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным... Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродукгивным».
Президента на совещании поддержал и патриарх Русской Православной Церкви (далее — РПЦ) Кирилл, который по этому поводу сказал: «Тогда (до 1917 г. —Авт.) все учили Закон Божий, а потом шли спиливать кресты. В результате выбора (учеников и родителей. — Авт.) будут покрыты все озабоченности».
На совещании 21 июля 2009 г. Президент выступил против тех, кто ратует за клерикализацию российского образования, потребовал при введении в учебные плане современной школы дисциплин, связанных с духовно-нравственным просвещением подрастающего поколения, сохранить светский характер школы, что соответствует Основному закону нашей страны. Президент при этом недвусмысленно и однозначно сказал: «Преподавать эти предметы будут светские педагоги». С Президентом были единодушны и главы всех традиционных конфессий нашей страны, присутствовавшие на совещании. Их мнение выразил патриарх РПЦ Кирилл: «Правильно, что все эти дисциплинь1 будут преподавать светские педагоги, так как ни один закон не подвергается деформации...»
Во исполнение поручений Президента (от 2 августа 2009 г. № Пр. — 2009) Правительство Российской Федерации приняло решение (от 11 августа 2009 г. №ВП-П44-4632) о проведении в 19 субъектах Российской Федерации эксперимента по апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». Поручение Президента и решение Правительства Российской Федерации оказались очень своевременными для нашей страны, в которой, как, впрочем, и в других странах, наблюдаются симптомы духовно-нравственного кризиса общества, возрастает напряжённость в этнических, конфессиональных, этнокультурных отношениях. В этом смысле мы идём «в ногу» с мировым сообществом, встали, если так можно выразиться, на «европейский путь»: глобализация, миграция, увеличение доли мусульманского населения, рост нетерпимости — все это подтолкнуло Западную Европу на осуществление неожиданных и небывалых ранее шагов.
В 2007 г. в Сан-Марино была принята декларация Совета Европы по религиозному измерению межкультурного диалога, а в апреле 2008 г. в Страсбурге прошла знаменательная встреча: светские деятели совместно с представителями различных религиозных организаций обсуждали вопрос о месте религии в средней школе. Участниками встречи были и представители России, в том числе Православной Церкви. В 2006 г. была начата разработка Толедских руководящих принципов по обучению вопросам религии и убеждений в государственных школах. Испанский город Толедо выбрали как исторический символ пересечения культур и религий в Европе: иудаизма, христианства и ислама. Один из разработчиков рабочих документов встречи,, профессор Миланского университета Сильвио Феррари, так сказал о причинах встречи: в результате значительных миграций получился «неожиданно резкий рост плюрализма в области культуры и религии», «люди других религий и культур стали восприниматься как "другие", "чужие", что часто приводит к межрелигиозному напряжению». Так что, объясняет профессор, сегодня обучение религии стало делом не только религиозных общин, но и государства. В числе толедских принципов указаны: научные принципы преподавания, уважение к правам человека, обязательная приверженность преподавателей идее религиозной свободы.
Комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль Роблес во время своего визита в Россию специально пояснил: речь идет об изучении религий, а не обучении религиям. В европейских странах, в России в том числе, сегодня широко презентуется так называемая Белая книга по межкультурному диалогу — «Живем вместе как равные», которая недавно была принята Советом Европы. В книге говорится, что в государственных школах религия должна преподаваться как светское знание.
Таким образом, становится понятно, что введение в школы в нашей стране изучения основ религиозной культуры и светской этики не есть нечто, нарушающее право на свободу совести, форма клерикализации образования, а напротив — есть проявление и дальнейшее развитие этнической, религиозной и межкультурной толерантности, форма углубления межэтнического, межконфессионального и межкультурного диалога, форма духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Подготовка к эксперименту и его дальнейшее развитие — мероприятие не из простых. В своем выступлении весной 2009 г. Президент Российской Федерации поставил перед Министерством образования и науки РФ задачу до наступления эксперимента по чтению указанного выше курса в 19 субъектах Федерации подготовить весной 2010 г. 40 000 учителей, а также разработать соответствующие учебные программы и учебно-методические материалы.
Большую роль в решении поставленных на совещании задач могут и должны сыграть педагогические вузы, которые всегда готовили педагогов, владеющих не только знанием предмета, но и обладающих компетенциями и навыками воспитательной работы среди учащихся разных возрастных категорий. Именно таких педагогов, которые и в годы коммунистического режима не переставали воспитывать своих учеников в духе гуманистических ценностей, формировать из них духовно-нравственных, самостоятельных и инициативных личностей, имел в виду протоиерей Александр Пелин, кандидат богословия, ректор Саранского духовного училища, когда говорил, что «и при советской власти школа хранила основы гуманитарного знания, заложенного в царской России, сохраняла и передавала народу духовное наследие. Каждый урок литературы был возвращением к основам нормальной нравственности — и в человеческой жизни, и в государственной политике. Даже Жданов, идеолог партии, не посмел разрушить эту преемственность... Введение "духовно-нравственного воспитания" — позитивное усиление этой преемственности, возвращение современному человеку знания о себе самом».
К числу таких педагогических вузов относится и РГПУ им. А. И. Герцена, который ведет свою историю с 1797 г. и который всегда был и остается по сей день кузницей педагогов-воспитателей. Вьшускники Герценовского университета не испытывают растерянности сегодня, когда перед многими учителями встает задача проведения уроков по основам религиозных культур, основам православной культуры и т. д. Герценовская кафедра религиоведения, в составе которой три доктора философских наук и пять кандидатов исторических и философских наук, каждый из которых занимается изучением и преподаванием основ той или иной религиозной культуры (православной, буддистской, мусульманской, иудаизма), обеспечивает преподавание истории религий мира на разных факультетах нашего университета: физики, математики, философии человека, психолого-педагогическом, филологическом и т. д. При этом следует отметить, что лекционный курс, в соответствии с разработанной на кафедре религиоведения программой, не превратился в историю церквей (в каком году произошло разделение христианства, когда и где был принят христианский «Символ веры», когда родился Мухаммад, когда состоялся Первый Вселенский собор и т. д.). Он знакомит студентов, прежде всего, с культурой различных религиозных традиций, с их гуманистическим потенциалом. Студенты должны понять, во-первых, что в основе всех религий лежат общие духовно-нравственные ценности (их общность обусловлена единством рода человеческого); во-вторых, что каждая религия, каждая религиозная традиция, культура имеют свою специфику и обладают уникальностью, ибо связаны с разными историческими судьбами, с разным менталитетом народов. Именно эти цели и являются главными, приоритетными для преподавателей кафедры религиоведения. Чтение лекций по истории религий, религиозных культур в Герценовском университете способствует не только духовно-нравственному просвещению и воспитанию наших студентов, но и их профессиональному становлению. Ведь будущие учителя литературы, истории, мировой художественной культуры, русского языка не могут не обращаться к темам религии и этики в развитии мировой и отечественной литературы, живописи, архитектуры. Будущие преподаватели истории Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени не смогут осветить многие темы, обойдя вниманием роль религиозного фактора в историческом процессе. Учитель географии нуждается в знаниях о
современной географии религий, учитель естествознания должен знать не только теорию Дарвина, но и религиозное учение креационизма, уметь сопоставлять религиозные и научные знания о мире. Будущие преподаватели физики, математики, химии и других естественных и точных наук также нуждаются в соответствующей информации, ибо преподаваемые ими науки, помимо всего прочего, несут в себе глубокий мировоззренческий смысл. Все это вместе взятое обусловливает необходимость и важность преподавания основ религиозных культур, истории мировых религий в педагогическом вузе на разных факультетах.
Кафедра религиоведения является не только общеуниверситетской, но и выпускающей: ведет подготовку бакалавров и специалистов по направлению «Религиоведение». В настоящее время она проходит процедуру лицензирования двух магистерских программ: по направлению «Религиоведение» — программы «История религии», а по направлению «Социально-экономическое образование» — программы «Мировые религиозные культуры».
Помимо учебной работы, кафедра религиоведения ведет значительную учебно-методическую работу, связанную с методикой преподавания истории религии и религиозных культур, с разработкой учебно-методической литературы по указанной проблематике для учителей средних общеобразовательных учреждений и студентов педагогических вузов — будущих педагогов и воспитателей. Так, в 2008 г. было издано учебное пособие для студентов педагогических вузов «Религиоведение» (30 п. л.), в котором даны общие знания о религии как духовном институте, подробно и глубоко рассказано об истории различных религий мира и их культурах, об их вкладе в общечеловеческую культуру. В 2009 г. было опубликовано справочное издание для студентов и школьников «Религии мира: словарь-справочник» (25 п. л.), в котором дана подробная информация о религиозных культурах, их традициях.
В настоящее время коллектив кафедры работает над программами, учебными пособиями и рекомендациями по истории мировых религий и основам религиозных культур. Некоторые из них завершены и в ближайшем будущем на их основе будут прочитаны соответствующие курсы в Институте переподготовки и повышения квалификации учителей средней школы и преподавателей высших учебных заведений Северо-Запада России. Кафедра имеет большой опыт работы по повышению квалификации работников образования Санкт-Петербурга в области истории религии, религиозной культуры и толерантности.
В течение последних пяти лет кафедра ежегодно проводит международную научно-практическую конференцию «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии», в которой участвуют как отечественные, так и зарубежные ученые, преподаватели, государственные, общественные и религиозные деятели. Благодаря этому удается осуществлять постоянный мониторинг религиозной ситуации в регионе, в том числе состояния и уровня религиозности молодежи. Материалы конференций регулярно публикуются: на сегодняшний день выпущено пять сборников по материалам этих конференций. Последние два изданы в рамках программы «Толерантность» Правительства Санкт-Петербурга.
Под общей редакцией заведующего кафедрой А. Ю. Григоренко был подготовлен и издан в 2007 г. учебно-методический комплекс «Технологии межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия», а под редакцией доцента кафедры Д. А. Головушкина — учебно-методический комплекс «Технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности».
Кафедра при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в конце апреля 2011 г. провела Всероссийскую конференцию «Актуальные проблемы духовно-нравственного образования и воспитания», на которой выступили как ученые и учителя Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так и других регионов нашей страны. На конференции работала и секция, посвященная специфике преподавания знаний о религии и религиозной культуре в светской школе «Проблемы преподавания религиозной культуры в светских образовательных учреждениях. Выступавшие отметили целый ряд трудностей, с которыми связано преподавание религиозной культуры в современной школе. Многие указывали на то, что не все учителя в достаточной степени владеют информацией, которая бы позволила им преподавать одновременно и православную, и иудейскую, и мусульманскую, и буддийскую культуры в том случае, если им придется разделить классы по конфессиональному признаку. Часть учителей отметила, что нельзя сводить духовно-нравственное образование и воспитание исключительно к преподаванию одной только религиозной культуры или светской этики. Они также указали, что нельзя игнорировать предыдущий опыт духовно-нравственного образования и воспитания. В частности, было указано на то, что духовно-нравственным образованием и воспитанием должны заниматься не только учителя, преподающие курс «Основы религиозной культуры и светской этики», но и другие предметники – учителя русского языка и литературы, истории и даже физики с математикой. Впрочем, этот аспект учли и организаторы конференции, которые не свели всю программу конференции к методике преподавания религиозной культуры, а подошли к духовно-нравственному воспитанию и образованию комплексно, включая в систему духовно-нравственного образования и воспитания и воспитание толерантности, и экологической культуры, и патриотизма, и здорового образа жизни и т.д. Конференцию планируется сделать если не ежегодной, то по крайне мере регулярной.
Поделиться: