Поиск по сайту

Формирование нравственных представлений ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения (методическая разработка)


Авторcтво: Маркушева Мария Евгеньевна, педагог-психолог ГДОУ № 12 Выборгского района Санкт-Петербурга


В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добрым, сопереживающим, совестливым, справедливым, честным.

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Освоение нравственных знаний важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Нравственная воспитанность личности ребенка дошкольного возраста рассматривается как система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах.

Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми правилами вежливости, этикета, а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности как добро, справедливость, гуманизм. Следовательно, требуются другие методы, позволяющие принять нравственные нормы эмоционально-личностно, внутренне-осознанно.

Работая над проблемами нравственной воспитанности дошкольников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре.

В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости.

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

В нашей практике на вопрос о том, с кем из детей было бы интереснее играть: с теми, кто умеет хорошо читать и писать, или с теми, кто делится игрушками, наши воспитанники выбирали первый вариант ответа. Однако вступать в реальные игровые взаимодействия предпочитали со второй категорией детей.

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением. Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение норм и личных желаний ребенка.

Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают от родителей, педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, формируя, таким образом, субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в детском саду и на улице).

6) Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

7) В процессе обучения необходимо учитывать условия общения, моделировать коммуникативные ситуации.

Организуя работу по развитию нравственных представлений дошкольников, мы исходили из следующих положений:

· Нравственные представления являются важнейшим средством регуляции поведения членов данной группы.

· Основанием эффективного поведения ребенка является не конформная реакция на групповое давление, а подлинное осознание и принятие групповых норм, без чего крайне затруднена его адаптация в социуме.

Работу необходимо начинать не с сообщения знаний, а с формирования практики поведения.

Мы опирались на следующую схему:

- Ребенок учился осознавать себя как личность с присущими ей индивидуальными особенностями и предпочтениями. (варианты игр «кто такой Я?», «Что мне нравится» и т.д.)

- Формирование эмоциональной базы (изучение эмоциональных состояний «радость», «грусть», «злость», «страх», «удивление», «стыд и вина», освоение невербальных средств общения)

- Формирование оценок, на основании которых дети разделяют поступки на «хорошие» и «плохие». Младшие дошкольники не умеют аргументировать свою хорошую или плохую оценку поступка другого человека. У старших дошкольников происходит переход от немотивированной оценки к мотивированной. Данная возможность связана с развитием у детей внутреннего мысленного сопереживания с действиями другого. Возникновение в дошкольном возрасте действий в воображаемых условиях позволяет ребенку активно переживать события и поступки, в которых он сам не участвовал, и через это дифференцировать свое эмоциональное отношение и моральную оценку. В данной работе мы используем набор картинок «Хорошо или плохо», разработчик Л.В.Жданова, издательство ООО «ВикРус», 2006.

- Интеграция ребенка в социум через осознанное принятие социальных норм и правил поведения. Для решения этой задачи используются проблемные ситуации с неопределенным концом (игровые методы с проблемно-игровыми заданиями). С детьми рассматриваются качества «добрый – жадный», «лживый – правдивый», «смелый – трусливый», «внимательный – равнодушный». Хотелось бы более подробно остановиться именно на этой части нашей работы.

Приведем пример работы педагога по формированию нравственных представлений «доброта».

Цель:

· Формирование нравственных представлений;

· Развитие речевых умений.

Задачи:

- Обучение умению устанавливать контакт с помощью речевых средств общения;

- Научить детей помогать друг другу, делиться игрушками;

- Обучение умению вести себя в соответствии с нормами поведения;

- Обучение способам решения конфликтных ситуаций; использование норм-регуляторов;

- Развитие чувства близости с другими детьми;

- Развитие умения слушать собеседника;

- Воспитание гуманных отношений между детьми;

- Развитие произвольности поведения;

- Обучение умению четко, ясно, выразительно высказывать в речи свое коммуникативное намерение;

- Развитие речевого дыхания.

Ход работы:

Дети здороваются, сидя в кругу.

Педагог: Ребята, давайте скажем что-нибудь хорошее соседу слева. Не забывайте говорить «спасибо». Оля, у тебя очень красивые волосы. (игра «комплименты»).

Ребята, а кого можно назвать настоящим другом? (дети предлагают варианты ответов, совместно формулируем качества, необходимые для межличностного общения)

- кто никогда не обманывает своего друга;

- кто никому не выдаст секреты своего друга;

- с кем всегда интересно и никогда не скучно;

- кто постарается защитить от обидчика;

- кто умеет пожалеть, когда тебе плохо;

- кто умеет делиться игрушками и т.д.

Педагог: Я сейчас я хочу рассказать вам историю.

Игра-инсценировка «Катание на санках» («Азбука общения» Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова, изд-во «Детство-Пресс», СПб, 2008). Педагог использует куклы Оксана, Юра, Андрей.

Оксана: Как хочется покататься, а санки мои сломались.

Идёт Юра с большими санками.

Оксана: Сейчас мы с Юрой покатаемся. Давай я тебе помогу.

Юра: А зачем ты на горку пришла? Санок у тебя нет, стоишь тут, только мешаешься.

Оксана: Я не мешаю, я тебе помогаю. А на горку я пришла потому, что очень хочется покататься, а санки мои сломались.

Юра: Если нет санок, надо сидеть дома.

Оксана: Какой жадный мальчик. А ведь санки у него такие большие, как раз для двоих… Вот если это были дети из нашего детского сада, они обязательно меня пригласили бы. У нас все дети знают, что надо играть дружно, помогать друг другу… А ты ходишь в детский сад?

Юра: Нет, не хожу.

Оксана: А у нас в детском саду много ребят, и все мы дружные: игрушками делимся, помогаем друг другу. Юра, а можно мне с тобой покататься?

Юра: Ну вот еще. Мне и одному места мало…

Оксана: Ой, что ты, у тебя такие большие санки.

Юра: Ничего не большие, как раз для меня…

(В это время на горку въезжает Андрейка с санками.)

Андрейка: Оксана, а где твои санки, почему ты без санок?

Оксана: Они у меня сломались.

Андрейка: Хочешь со мной вместе кататься?

Оксана: Да у тебя же саночки маленькие.

Андрейка: А мы по очереди: сначала ты, потом я.

Оксана: Ой, спасибо, Андрюша. Какой ты добрый! Только давай сначала ты, потом я.

Андрейка: Нет, мальчик должен уступать. Садись, я тебя подтолкну.

(Оксана и Андрейка по очереди съезжают с горки, смеются, им очень весело.

А Юра стоит в стороне, смотрит и о чём-то думает…)

Юра: Можно и я с вами буду кататься?

Педагог: Ребята, как вы думаете, Оксана и Андрейка взяли в игру Юру?

Дети отвечают. Как правило, часть детей считает, что Юру брать в игру не надо, ведь он не давал свои санки другим (из личных наблюдений: обычно это дети с низким социометрическим статусом, недостаточно развитыми коммуникативными умениями). Педагог предлагает сыграть данную историю в лицах. Выбираются основные действующие персонажи, вводятся дополнительные роли детей, играющих на горке. Мы проигрываем два варианта:

1. Дети не взяли Юру в игру. Чем это закончилось. Вдвоем играть не так интересно, как втроем, Андрейке и Оксане быстро надоело, и они ушли домой. Юра стоял расстроенный, он толкнул проходящего мимо малыша, родители малыша пожаловались маме Юры. Юра был наказан и т.д. Варианты продолжения придумывают дети, главная задача педагога – показать, что история закончилась не очень хорошо.

2. Ребята взяли Юру в игру. Они втроем съезжали с горки и весело смеялись. К ним присоединились другие дети, все вместе построили снежную крепость, бросались снежками и т.д. Главная задача педагога – показать детям, что добрым быть хорошо.

После спектакля педагог проводит беседу с детьми, обсуждает вопросы: «Почему Оксана скучала? Почему ей так весело стало в конце прогулки? А как бы вы поступили, если бы заметили, что кто-то грустит, или скучает?» Затем подводим итог: «Дети, запомните правило дружных ребят – не ссорится, делится игрушками, помогать друг другу, заботится друг о друге».

Ролевые игры:

- Ребята из вашей группы играют в интересную игру. А ты опоздал в детский сад, и игра уже началась. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя?

- Твой друг попросил у тебя поиграть твою любимую игрушку, а отдал её сломанной.

- Ты сломал игрушку друга.

Игра «Не поделили игрушку» (цель: научить детей выходить из конфликтных ситуаций.) Педагог: Сегодня к нам прилетел Добрый Волшебник и оставил новые игрушки. Педагог достаёт из сумки новые игрушки. Педагог предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает со стороны. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому достанется та или иная игрушка. Педагог успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации:

- Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много.

Педагог предлагает детям для обсуждения следующие варианты разрешения конфликтной ситуации:

· Отдать игрушку тому, кто взял её первым.

· Никому не давать игрушку, чтобы не было обидно.

· Играть всем вместе.

· Посчитаться.

· Играть в игрушку по очереди.

· Отдать игрушку самому слабому ребенку в группе или тому, кто часто бывает грустным.

Дети вместе с педагогом обсуждают варианты возможного решения сложившейся конфликтной ситуации. Педагог выслушивает все их предложения. У детей появляется возможность выбора.

- Предложений много, - говорит педагог, - на каком остановимся?

Дети могут сами выбрать нужное решение, а если они затрудняются, педагог в ненавязчивой форме подсказывает им правильный выбор.

Педагог:Молодцы, ребята, а теперь давайте поиграем в веселую игру.

Игра «Четыре стихии» (цель: формированиенавыков произвольного поведения, смена деятельности). Играющие стоят в кругу. Педагог договаривается с ними: если он скажет «земля» - все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперёд, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в локтевых суставах.

Педагог:Не удалось мне вас запутать. Ребята, сделайте, пожалуйста, мне подарок: я очень люблю воздушные шары, давайте надуем один шарик для меня.

Игра «Воздушный шар». Дети, взявшись за руки, образуют небольшой круг. Педагог, присоединяясь к детям, объясняет: «Давайте все вместе надуем один большой воздушный шар. Выберем, какого цвета будет наш шар. (Дети должны назвать цвет шара, но выбрать можно только один цвет. Возникает конфликтная ситуация. Вспоминает способы решения: кто назвал цвет первым, какой цвет выбрало большее количество детей, отдать право выбора самого младшему, посчитаться.) А теперь надуем шар. Для этого, не разъединяя рук, сделаем два шага назад, одновременно делая вдох носом. Таким образом мы надули наш шар. Теперь выпустим из него немного воздуха, одновременно произнося: «ссс…» и делая один шаг к центру. Шар уменьшился. Выпустим ещё немного воздуха, произнося одновременно «ссс…» и делая ещё один шаг к центру. Шар станет ещё меньше. В конце игры можно предложить детям нарисовать шар и раскрасить его.

Диагностика:

Для изучения осознания детьми нравственных норм применялась методика «Закончи историю» (проводится индивидуально). Педагог говорит ребенку: «Я буду тебе рассказывать историю, а ты ее закончи».

История 1.

Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем обедать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2.

Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3.

Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4.

Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов:

0 баллов - ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что самым слабым звеном в нравственном воспитании детей является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Практика работы показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.

Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки-передвижки. Планируется также апробировать новые формы работы с родителями, предполагающие деятельное участие в них самих родителей:

  • Проведение совместных учебных мероприятий (родительские собрания на диалоговой основе, индивидуальные консультации, просвещение родителей с помощью странички вопросов и ответов на официальном сайте нашего учреждения).

Общая перспектива нашей работы по нравственному воспитанию предусматривает воспитание личности ребенка при совместных усилиях образовательного учреждения и семьи.


Поделиться: