Авторcтво: Умнякова Нина Львовна, методист ГОУ НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга, соискатель кафедры теории и методики физической культуры РГПУ им. А.И.Герцена |
Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период закладываются фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Актуальность проблемы укрепления и сохранения здоровья дошкольников обусловлена еще и тем, что этот период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению в школе. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.
Однако теоретический анализ научно-методической литературы позволяет определить ряд проблем здоровья детей дошкольного возраста.
Социально-экономические изменения в стране, сопровождающиеся сокращением производства и снижением заработной платы, что приводит к снижению материального и морального благополучия большинства российских семей, отсутствие собственной жилой площади; рост социальных болезней: туберкулез, алкоголизм, наркомания ведет к инвалидизации взрослого населения и появлению нездорового потомства, в особенно тяжелом положении оказываются слабо защищенные семьи (молодые, многодетные и неполные). Явления этих факторов проявляются в разрушении воспитательных функций семьи, в отчуждении родителей от детей, в неподготовленности молодых людей к семейной жизни, неспособности наладить взаимоотношения с родственниками, совмещение домашних обязанностей с профессиональной деятельностью. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), психолого-педагогических и медицинских проблем, способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья, делая эту проблему особенно актуальной.
Так рассматривая проблемы сохранения здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях Б.Б. Егоров [1]отмечает, что до поступления в детский сад выявляется 27,5% детей, имеющих проблемы со здоровьем, в 6 лет – 43,2%, в 7 лет – 58,3% - то есть больше чем в 2 раза. Нарушение осанки наблюдается до поступления в детский сад – 24,5 %, в 6 лет – 66,6%, в 7 лет – 86,4% - то есть в 3,5 раза. Непосредственно перед поступлением в первый класс регистрируются высокие показатели нарушений осанки (92,6%), показатели сколиоза (12,2%). Кроме того, вдвое увеличивается доля болезней органов пищеварения, она отмечается у 50-60% дошкольников и системы кровообращения (у 42-56% детей). Исследования В.Г. Каменской [2], указывают на резкое увеличение числа детей с серьезными отклонениями в психической сфере. Г.Г. Лукина [3] отмечает еще одну особенность современной патологии детей - это переход острых форм заболеваний в хронические и рецидивирующие. Кроме того, успехи реанимации новорожденных и репродуктивные технологии дают рост числа перинатальных заболеваний. Особенно проблема возникает у недоношенных детей. К современным тенденциям в области состояния здоровья детей дошкольного возраста относится следующее: - феномен децелерации, то есть снижение темпов физического развития; - феномен профологического синдрома, при котором отмечается дисгармоничность и диспропорциональность; - феминизация, при которой стираются гендерные различия; - психосоматическая астенизация.
Таким образом, указанное выше позволяет определить первую проблему - это объективное ухудшение состояние здоровья детей.
В современных условиях модернизации образования на дошкольное образовательное учреждение возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии.
Следует отметить, что в последние годы происходит бурное обновление содержание оздоровления детей. В детских садах развернулась работа по освоению различных, вариативных программ. Однако новые процессы неизбежно рождают и разные проблемы. Вот мы подошли ко второй проблеме – содержание образования. Б.Б. Егоров [1] отмечает, что содержания образование дошкольников построено по лоскутному принципу.
Так анализ содержания таких востребованных комплексных программ как: Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (2005); Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста под редакцией Л.А. Парамоновой;Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада, авторы Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др; «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др., действующих в настоящее время в сфере дошкольного образования показал:
· неоднородность в количественном и качественном отношении основных направлений развития ребенка: познавательно-речевого; физического; социально-личностного; художественно-эстетического;
· неравномерность объема образовательной нагрузки по основным направлениям;
• отсутствие единой точки зрения на то, каким должно быть содержание дошкольного образования, чтобы обеспечить достижение выпускником детского сада уровня физической и психологической готовности к школе для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.
В месте с тем появление большого количества разнообразных оздоровительных технологий, так же отражается на деятельности дошкольных учреждений. По мнению С.О. Филипповой [5], такая интесификация оздоровительной деятельности дошкольных учреждений, обусловлена тревогой за состоянием здоровья детей. В то же время автор отмечает, что не все инновационные процессы несут положительный эффект и указывает на основные проблемы в осуществлении оздоровления дошкольников, это:
· использование оздоровительных технологий, изначально разработанных для взрослых;
· использование оздоровительных технологий, требующих значительного времени для осуществления, что нарушает режим дня детей;
· использование технологий, требующих, для их осуществления, дорогостоящей аппаратуры и специально обученного персонала;
· использование технологий, которые по цели своего воздействия противоречат друг другу;
· несоответствие уровня подготовки педагогов, организующих проведение оздоровительных мероприятий с детьми, современным требованиям к осуществлению этой деятельности;
· неразработанность методического сопровождения инновационных и оздоровительных технологий;
· отсутствие объективных критериев оценки оздоровительной работы, а так же отсутствие единообразия в требованиях к осуществлению оздоровительной работы в ДОУ.
Нарастающая тенденция вариативности и разнообразия настоятельно требует повышение качества образования в интересах развития ребенка.
Автор в своих исследованиях отмечает низкий уровень профессиональной компетентности по вопросам оздоровления у руководства и педагогического коллектива дошкольного учреждения в осуществлении руководства двигательной деятельностью дошкольников. Вот мы подошли к третьей проблеме.
Следует отметить, что на должности руководителя физического воспитания работают педагоги, имеющие различное профессиональное образование. Так по данным С.О. Филипповой, Т.А. Овечкиной в 2002, более чем в 800 из 1145 дошкольных учреждений Санкт-Петербурга руководство физическим воспитанием дошкольников осуществляли воспитатели групп. Понятно, что уровень знаний и умений педагогов, а так же личный и спортивный опыт различаются, хочется отметить, что и показ многих физических упражнений, используемых в настоящее время дошкольных учреждениях, для некоторых педагогов проблематичен в связи с их возрастом. У таких специалистов занятия с детьми носят формальный характер. Согласно «Положению о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» каждый педагог один раз в пять лет может проходить аттестацию, основной задачей которой является стимулирование повышения уровня профессиональной компетенции педагогических работников. Е.А. Сочеванова (2007), в своём диссертационном исследовании отмечает, что число воспитателей, организующих занятия физическими упражнениями и посещающие методические объединения, одной из задач, которых является распространение передового педагогического опыта, определение возможности использования инновационных приемов, а так же повышение квалификации не превышает и 10%.
Введение в штат дошкольного учреждения должность руководителя физического воспитания позволяет привлекать профессиональных специалистов со специальным физкультурным образованием.
Ещё одним неблагоприятным фактором является недооценка и недопонимание педагогами необходимости двигательной активности детей в режиме дня. Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, - важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Положительное влияние оптимального объема двигательной активности в режиме дня проявляется у них в работе всех органов и физиологических систем (С.Б. Тихвинский, И.М. Воронцов, 1991; В.П. Соломин, Т.С. Грядкина, А.А. Семенов, 1995).
Так, М.А. Рунова [4], отмечает, что двигательная активность детей старшего дошкольного возраста составляет менее 40-50% за время пребывания в детском саду, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении. При этом не учитывается, что их самостоятельная двигательная деятельность все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье, так как увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз, а также возрастающими познавательными интересами: компьютерные игры, просмотр телепередач. Автор указывает на важную роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в старших группах детского сада. При этом, как отмечает С.О Филиппова (2002), обязательные занятия по физической культуре, предусмотренные государственной программой в современном дошкольном учреждении, не могут восполнить дефицит двигательной активности ребенка.
Анализ организации двигательного режима в дошкольных учреждениях указывает на основные причины его несовершенства:
· недостаточное внесение в разные организованные формы физкультурно-оздоровительной работы циклических упражнений;
· нерациональный подбор упражнений во время прогулок без учета сезонных проявлений года, а так же недостаточное использование физкультурных пособий и всего окружающего пространства;
· бессистемный подход к коррекционной работе с детьми по развитию моторики;
· отсутствие учета принципа соответствия физкультурного оборудования возрастным этапам развития моторики;
· не учитывается индивидуальные проявления двигательной активности во время организованной и самостоятельной деятельности.
Таким образом, проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста ждет своего разрешения. Совершенно очевидно, что деятельность методической службы района должна быть направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов организующих двигательную деятельность детей. Содействовать повышению качества дошкольного физического образования в условиях модернизации образования. А широкая просветительская деятельность педагогов в области физической культуры будет способствовать решению проблем укрепления и сохранения здоровья дошкольников, акцентированию внимания педагогов на учет индивидуальных психических и физических особенностей детей в образовательном процессе.
Литература
1. Егоров Б.Б. Актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста// дети России образованы и здоровы: материалы 7 всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 16-17 апреля 2009г. – М.:2009. С.233-235.
2. Каменская В.Г. Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Под ред. Н.А Ноткиной. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 224с.
3. Лукина Г.Г. К вопросу о стратегии оздоровления дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями// сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Физическая активность подрастающего поколения и взрослого населения России: вовлечение в физкультурно-спортивную деятельность». – СПб: ФГУ СПбНИИФК, 2010. С.51-54.
4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М.: Мозаика-Синтез, 2000. 256с.
5. Сочеванова Е.А. Вариативность содержания региональной программы по физической культуре дошкольников: Автореф.дис…канд.пед.наук. – СПб, 2007. – 22с.
6. Филиппова С.О. Некоторые проблемы организации оздоровления детей в дошкольном учреждении// Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сборник научно-методических трудов. – СПб.: Белл, 2009. С. 86-90.
7. Филиппова С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников: Монография. СПб., 2002. С 11.
Поделиться: