Авторcтво: Дьякова Евгения Борисовна, учитель истории МОУ «Гатчинская СОШ №2» г. Гатчины, лауреат Ленинградского областного конкурса "Учитель года - 2010", аспирантка кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И Герцена. |
На рубеже XX – XXI веков развитие техники и ее использование для расширения сферы человеческого общения привело к появлению нового типа культуры – экранной или мультимедийной культуры, основанной на синтезе компьютера с аудио-видео-техникой, средствами связи и каналами передачи информации. Культурологи рассматривают ее как новый уровень развития культуры наряду с двумя традиционными типами культуры – культурой непосредственного общения и книжной культурой. На этом этапе происходит переход от книги как основного материального носителя информации к интерактивному экрану. Экранная культура основана не на письменной речи, а на временном потоке экранных изображений, который свободно вмещает в себя поведение и устную речь персонажей, анимационное моделирование, письменные тексты и многое другое. При этом основным признаком экранной культуры является динамический, диалоговый характер взаимоотношений экранного текста с партнером.
Мультимедийная культура открывает перед человеком безграничное мозаичное информационное пространство, адаптация и ориентация в котором становятся необходимыми для социализации личности в современном мире. В данном контексте особо актуальным становится вопрос развития экранно-визуальной культуры восприятия, визуального мышления, как составляющей информационно-технологической и коммуникативной компетентности личности.
В создании условий для адаптации человека в новом социокультурном пространстве велика роль школы, как одного из институтов обеспечивающих трансляцию и воспроизведение культуры. Объективно решению этой задачи способствует переход к деятельностной модели обучения.
Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира только не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение. Приоритетными становятся задачи развивающего обучения истории, освоения школьниками способов познавательной деятельности.
Обязательным условием для реализации поставленной задачи является создание и использование мультимедийных материалов в учебной работе. Одним из наиболее доступных для учителя электронных средств обучения являются компьютерные мультимедийные презентации - многофункциональное средство, способное аккумулировать необходимые учебные материалы, предоставлять их в удобной форме и в то же время позволяющее легко редактировать учебный материал и изменять структуру его представления учащимся. Рассмотрим, каковы возможности презентаций для развития экранно-визуальной культуры восприятия учащихся.
Недостаток традиционных средств наглядности приводит к вербальности процесса обучения, т.е. замены предметов обозначающими их словами, которые учащиеся запоминают, не понимая их значения. Впоследствии слова, лишенные смысловой опоры, стираются из памяти. Либо при наличии огромного количества информации, в том числе некорректной, мифологизированной, псевдоисторической (виртуальные игровые миры), и отсутствия базовых знаний для критического восприятия этой информации, попытки подростков опереться в своих представлениях о прошлом на любые источники, даже не выдерживающие критики, приводят к искажению и модернизации знаний.
Компьютерные презентации предоставляют широкие возможности не только для предъявления на уроке комплексной наглядности, но и для ее отбора, адаптации и структурирования.
Мультимедийные ресурсы интернет, используемые при разработке презентаций, решают вопрос количественного насыщения урока наглядностью. Теперь более актуальным становится вопрос о качественном отборе наглядных средств обучения. Например, при изучении определенного художественного направления из множества картин выбрать те, в которых наиболее ярко проявились черты данного стиля живописи, с которыми можно наиболее эффективно организовать работу учащихся.
Также расширяются возможности для видового отбора наглядных средств. Например, при изучении средневековой архитектуры в зависимости от учебной задачи можно выбрать фотографию готического собора, его схематическое изображение, макет, чертеж, художественную картину, обзорный видеофрагмент и т.п.
Использование презентаций на уроках истории позволяет реализовать принцип наглядности в обучении на качественно новом уровне и достичь максимальной визуализации учебного содержания. Но сам факт насыщенности урока мультимедийной экранной наглядностью не приводит к ожидаемому результату, если в основе применения презентации на уроке не лежат педагогические технологии. Учителя активно применяют презентации в школьной практике. Однако большинство презентаций, разрабатываемых учителями, преимущественно используют информационные возможности электронной техники и ориентированы на формирование и расширение знаний учеников. Главный элемент таких презентаций - письменный учебный текст, отражающий основное содержание урока в готовом виде. Видеоряд служит для иллюстрации письменного текста. Слайд презентации становится электронным аналогом книжной страницы (см. рис. 1).
Рис. 1. Слайд традиционной знаниевой презентации представляет собой электронный аналог книжной страницы.
Таким образом, мультимедийное средство обучения используется для традиционной организации обучения на знаниевой основе. При этом не создается условий для развития экранно-визуальной культуры восприятия учащихся, так как мультимедийные объекты презентации играют второстепенную роль и не являются самостоятельными носителями информации. В результате дидактический потенциал презентаций реализуется не полностью.
Более перспективным с точки зрения реализации деятельностного подхода к обучению и развития визуального мышления учащихся является предъявление содержания в презентации в виде адаптированных для учащихся источников исторических знаний и системы заданий к ним, выстроенных на основе программированного пошагового освоения темы (см. рис 2).
Рис. 2. Слайд интерактивной презентации – изображение становится источником учебной информации.
Такая презентация не только поставляет учебную информацию, но и дифференцированно управляет процессом ее освоения. Надо так отбирать источники изучения учебной темы и способы их предъявления средствами презентации, чтобы по возможности ученики весь урок сами изучали новый материал. При этом презентация становится интерактивной, взаимодействующей с учеником посредством заданий, активизирующих и направляющих его познавательную деятельность.
При построении презентации для развития визуального мышления, экранно-визуальной культуры восприятия можно использовать проблемно-познавательные задания на поиск информации в источнике. Таким источником может быть статичная или анимированная карта, учебная или художественная картина, видеофрагмент и т.п. При изучении нового материала использование приема считывания информации с карты требует очень лаконичного видеоряда. Необходимо передать в зрительных образах именно то, что дети должны воспроизвести словесно. Следовательно, все лишнее, не имеющее значения в данной учебной ситуации, с карты надо убрать. То есть адаптировать источник для наилучшего восприятия визуальной информации (см. рис. 3).
Рис. 3. Пример адаптации карты в презентации - с карты на слайде удалены названия славянских племенных союзов и городов, выделены условные изображения врагов Руси.
Изобразительные источники также можно адаптировать: при анализе учебной или художественной картины можно демонстрировать изображение целиком или по частям, увеличивать отдельные фрагменты, выделять последовательно значимые фрагменты (см. рис. 3).
Рис. 3. Пример адаптации изображения в презентации – на слайде выделены объекты, на которые надо обратить внимание в указанной последовательности.
Возможность «нарезки» видео позволяет включать в урок краткие по времени (адаптированные), но значимые по содержанию фрагменты документальных, научно-популярных и художественных фильмов.
Эффективным приемом развития умения анализа изображения является подведение под самостоятельное определение понятия. Этот прием предполагает создание представлений об объекте (экранный видеоряд) и аналитическую беседу с целью выявления общих признаков объекта. Например, на основании учебной картины «Полюдье» и карты «Маршрут полюдья» дать определение этого понятия. Аналогичное, но более простое задание см. рис. 4.
Рис. 4. Прием подведения под понятие – анализ визуальной информации.
Если каждый слайд представляет собой отдельный учебный эпизод: задание и условия для его выполнения (адаптированные исторические источники), то показ слайдов сопровождается активным анализом визуальной информации, ее элементов и структуры. Ученики учатся считывать экранную информацию во всем ее многообразии.
Следующим важным шагом является формирования критического отношения к экранной информации. Для этого необходимо включать в презентации задания не только на считывание информации, но и на выявление ее достоверности, полноты и объективности в зависимости от вида источника, времени его создания, позиции автора источника. Примером может служить задание на выявление достоверности картины исторического жанра (см. рис. 5).
Рис. 5. На основе сопоставления изображений на картине с научными данными об образах людей эпохи учащиеся определяют степень доверия к изображенному на картине.
Развитию критического восприятия также способствуют задания на выявление дефицита информации, на сравнение источников разных видов. Например, заполнить хронологическую таблицу «Борьба Руси с врагами на Западе в XIII веке» на основании просмотра фрагмента художественного фильма «Александр Невский». В художественном фильме описываются события, но не называются даты. Учащиеся должны сформулировать запрос недостающей информации. Дефицит информации можно восполнить за счет фрагмента научно-популярного фильма. Диктор проговаривает соотношение сил, место, время и особенности сражений. После заполнения таблицы стоит предложить учащимся сравнить источники - два фильма и подумать о целях создания столь различных по жанру произведений по одному и тому же сюжету.
Таким образом, изучение собственно исторического содержания сопровождается развитием визуального мышления, формированием информационных и интеллектуальных умений, приобретение школьниками личного опыта исторического познания.
Умения самостоятельной деятельности ученика и, основанный на их освоении, личный опыт исторического познания школьника являются обязательным содержанием исторического образования. Чтобы процесс их формирования и развития не был хаотичным, в структуру учебного содержания вводятся сведения о способах учебной деятельности, которые создают условия для осознаннойсамостоятельной работы учеников по освоению учебного материала. Благодаря нелинейной организации материала в презентации за счет гиперссылок (см. рис. 6) памятки могут быть помещены на дополнительные скрытые слайды (см. рис. 7).
Рис. 6. Гиперссылки обеспечивают переход на скрытые слайды.
Рис. 7. Скрытый слайд – справка и памятка.
В любой момент урока учитель может вывести их на экран, не нарушая логической структуры и темпа урока. Помимо памяток и алгоритмов учебных действий скрытые слайды могут содержать дополнительную историческую и справочную информацию, документы, разноуровневые задания.
Таким образом, мультимедийные презентации обеспечивают решение проблемы, связанной с развитием культуры восприятия, анализа и критической оценки экранной визуальной информации, при условии использования мультимедийных объектов в презентации в качестве самостоятельных носителей информации (адаптированных источников исторических знаний) и организации учебного процесса на основе использования способов управления познавательной деятельностью учащихся.
Поделиться: