Авторcтво: Карангозашвили Ольга Константиновна, учитель – дефектолог; Прохорук Ольга Борисовна, воспитатель ГС (К) ОУ школа № 487 (VIII вида) Выборгского района Санкт-Петербурга |
Детско-родительские отношения занимают главенствующее место, как в дошкольном, так и школьном образовании, особенно с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Сущность обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями заключается во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход к личности ребенка. Личностно-ориентированный подход состоит в том, чтобы поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности ребенка: психические, физические, интеллектуальные, т.е. те возможности, которые обеспечат ему самостоятельную жизнедеятельность в будущем. Эта функция по воспитанию ребенка ложится, прежде всего, на семью, родителей, которые подчас не в состоянии обеспечить достойное воспитание и нуждаются в дополнительной помощи.
Проживание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит, прежде всего, от самих родителей, от их установок, формирующихся отношений к нему других детей. От отношения к ребенку близких к нему людей зависят, какие чувства будут формироваться (чувства любви или же регрессивные реакции с тяжелой нервозностью, способствующие неприязни и эмоциональным взрывам).
Главное для детей с ограниченными возможностями - максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире и жить самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому родителям, педагогам и другим специалистам необходимо выбрать наиболее оптимальные условия и формы обучения, воспитания, физического развития, обеспечивающие нормальную жизнь таких детей в обществе.
Е.С. Иванов (2000) отмечает, что отношение родителей к диагнозу «умственная отсталость» у их ребенка далеко не однозначное. Сходные реакции родителей наблюдаются и при других диагнозах, констатирующих нарушение в развитии, но реакции имеют различные проявления. Так, как правило, к детям-инвалидам в семьях предъявляются, заниженные требования, проявляется гиперопека, гиперпротекция. Ребенок обычно ограничен в собственной активности. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности, что влечет за собой трудности общения, установления межличностных, межполовых контактов.
Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (1999) предлагают следующую классификацию нарушенных типов семейного воспитания:
- потворствующая гиперпротекция;
- доминирующая гиперпротекция;
- эмоциональное отвержение;
- повышенная моральная ответственность;
- гипопротекция.
Современные детско-родительские отношения отличаются общей сложностью и тенденцией, на уровне социума, пренебрежения родительскими обязанностями, так существенным фактором формирования того или иного типа взаимоотношений между родителями и ребенком является способ общения в семье, уклад ее жизни. Родители не умеют адекватно общаться с детьми, не рассматривают игру как средство обучения, не могут найти рациональный подход к детям во время выполнений совместного задания, пытаются освободить ребенка от задания, выполнив его самостоятельно за него, не используют дозированную помощь. Зачастую родители не имеют преставления о том, как происходит обучение детей в школе, в результате чего не могут оказывать посильную помощь при выполнении домашнего задания, что ведет к полному отказу от какого-либо вида совместной деятельности дома с ребенком.
Тесная совместная работа между родителями детей с ограниченными возможностями и школой является одной из важных сторон педагогической деятельности. Для изучения родительского отношения к ребенку в нашем классе была использована «Методика диагностики родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина (2004). В обследовании принимали участие 5 родителей 1 «Г» класса воспитанников с умственной отсталостью и ДЦП.
Родителям были предложены 5-ть типов воспитания детей (рис.1.):
1. принятие-отвержение;
2. образ социально-желательного поведения;
3. симбиоз;
4. авторитарная гиперсоциализация;
5. маленький неудачник.
Рис.1. соотношение превалирующих типов воспитания родителей
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты, которые позволили сделать вывод, что в данном классе родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Видят его маленьким и беззащитным, неприспособленным к жизни, стремятся оградить от трудностей, выполнять задания за него.
Исходя из существующих проблем нашего класса таких как; не умение родителей адекватно общаться с детьми, отказ от рассматривания игры как средства обучения, сложности в нахождении рационального подхода к детям во время выполнений совместного задания, попытке освободить ребенка от задания, выполнив его самостоятельно за него, не использование дозированной помощи - был разработан проект «Учитель-ребенок-родитель».
Целю проекта, явилась организация совместной работы родителей и детей на различных уроках, с демонстрацией методов и приемов обучения детей в доступной форме, для последующего продуктивного общения родителей со своими детьми.
Работа над проектом была запланирована в форме интегрированных уроков:
1. Совместные интегрированные уроки по предмету «устная речь».
2. Совместные интегрированные уроки по предмету «счет и конструирование».
3. Совместный интегрированный урок по предмету «ручной труд».
4. Совместный урок по предмету «чтение и письмо».
Занятия проводились 1 раз в месяц.
Работу спланировали в несколько этапов.
Задачи первого этапа:
1. познакомить родителей с методами и приемами работы с детьми в доступной форме, для последующего продуктивного общения родителей со своими детьми.
На запланированных мероприятиях родителям были продемонстрированы методы и приемы, используемые при обучении детей на различных уроках.
Такие как:
· наблюдение,
· обследование предметов,
· показ способов изображения,
· дозированная помощь,
· зрительное восприятие, сочетающееся с движением руки (или рука в руке) и словесным пояснением взрослого,
· движение руки по контуру в воздухе и на плоскости,
· многократное повторение во времени,
· пошаговая инструкция,
· работа по образцу,
· речь с движением,
· использование сопряженной и отраженной речи и т.д.
Задачи второго этапа:
1. Развивать взаимопонимание, используя вербальные и невербальные средства общения, формируя позитивные формы общения в семье.
2. Развивать интерес к играм с детьми, получая положительные эмоции от совместно выполненной деятельности.
Второй этап заключается в практической работе родителей с детьми, где родители являются помощниками педагогов при: выполнении совместных упражнений, поделок, игр, организации праздников и т.п.
По завершению проекта мы провели анкетирование родителей, что дает возможность отметить следующие положительные результаты: так на вопрос: «Появилось ли что-то новое в поведении Вашего ребенка дома?» - 35% респрендентов (2 человека) отметили, что ребенок стал лучше выполнять свои обязанности по дому; 75% (4 человека) отметили демонстрацию новых навыков, вместе с тем так же 2 человека отметилибеспокойство и неуравновешенность своих детей.
На вопрос: «Оправдались ли ваши ожидания от школы?» все родители дали положительный ответ и готовность участия в дальнейшей разработке будущих мероприятиях таких как:
· праздник сказок;
· конкурс поделок;
· конкурс подвижных игр;
· конкурс «нетрадиционная мода».
· Однако в реализации проекта мы выявили некоторые недостатки так, не совсем удалось равномерное распределение тематических занятий в течение учебного года, что указывает на дальнейшей перспективу реализации проекта.
Таким образом, совместная деятельность родителей и детей в сотрудничестве с педагогом и воспитателем школы дает возможность:
- Родителям увидеть реальные возможности своих детей.
- Появилось стремление к совместной деятельности с ребенком.
- Произошло сплочение родителей данного класса, они стали общаться за пределами школы.
Такая ориентация педагога и воспитателя на потребности и запросы родителей позволяет определить перспективы, коррекцию и дальнейшее развитие такого проекта, что дает возможность педагогу творчески подходить к различным направлениям совместной деятельности.
Поделиться: